Дело УИД № 37RS0019-01-2024-000166-28
2-279/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2024 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.
при секретаре Наумовой П.А.,
при участии:
от истца адвокатов Дрягина М.В., Лицова А.В.,
от ответчиков и третьего лица МВД России Королева Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Студенеца Сергея Андреевича к ОМВД России по Советскому району г. Иваново, Управлению МВД по Ивановской области о признании незаконным заключения служебной проверки и о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании суммы премии, присвоении очередного звания,
установил:
Студенец С.А. первоначально обратился в суд с исковым заявлением к ОМВД России по Советскому району г. Иваново, Управлению МВД по Ивановской области о признании незаконным заключения служебной проверки и о наложении дисциплинарного взыскания. В обоснование иска указано, что истец проходит службу в ОМВД России по Советскому району г. Иваново в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ по результатам представления Прокуратуры № 02-17.1-2023 проведена служебная проверка, по результатам которой составлено заключение. Указанным заключением установлено, что истец предоставил неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 года, а именно не указан счет в справке супруги открытый в АО «Райффайзенбанк» открытый ДД.ММ.ГГГГ. Приказом ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № л/с на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Согласно приказа истцу вменяется ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных п.9 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ), выразившееся в предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год. С данным приказом истец ознакомлен 24.10.2023. 13.11.2023 истец обратился в ОМВД России по Советскому району г. Иваново с заявлением об ознакомлении со всеми материалами служебной проверки по представлению прокуратуры, на что ему было отказано со ссылкой на персональные данные. Истец с заключением служебной проверки в части наложения дисциплинарного взыскания не согласен. Полагает, что проверка проведена формально, без установления обстоятельств дела. В материалах проверки отсутствуют неопровержимые доказательства виновности истца. Полагает, что им были надлежащим образом исполнены требования Закона № 342-ФЗ в отношении супруги. Ссылка на счет супруги в АО «Райффайзенбанк» от ДД.ММ.ГГГГ неправомерна, поскольку данный счет был открыт до регистрации брака и является закрытым. на Но момент декларационной компании истец не имел умысла скрыть данные сведения. При наложении дисциплинарного взыскания не были установлены смягчающие обстоятельства, не учтено предшествующее поведение истца, отсутствие иных дисциплинарных взысканий. На основании изложенного, с учетом неоднократного изменения исковых требований, истец просит суд: признать незаконными заключение служебной проверки ОМВД России по Советскому району г. Иваново по представлению Прокуратуры Советского района г. Иваново № 02-17.1-2023 от 23.06.2023 в части наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора на Студенца С.А., приказ ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № л/с о наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора на Студенца С.А.; возложить на ОМВД России по Советскому району г. Иваново обязанность внести изменения в личное дело Студенца С.А. в части исключения сведений о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора; включить Студенца С.А. в число сотрудников, получающих премию по Приказу № л/с ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, по Приказу № л/с ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, по Приказу № л/с ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, взыскав сумму премиального вознаграждения по указанным приказам.; возложить на УМВД России по Ивановской области обязанность присвоить Студенцу С.А. очередное специальное звание «майор» со дня истечения срока выслуги лет в имеющемся специальном звании (с момента возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ); возложить на ОМВД России по Советскому району г. Иваново обязанность произвести перерасчет денежного довольствия, подлежащего выплате Студенцу С.А. с учетом специального звания, с момента возникновения права до дня исполнения решения суда.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Бакалдина О.Н., Николаева И.Н., Прокурор Советского района г. Иваново, МВД России.
Истец, его супруга – третье лицо Бакалдина О.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представители истца адвокаты Дрягина М.В. и Лицова А.В. требования поддержали. Указывали, что оснований для применения меры взыскания не имелось, в связи с чем истцу, привлечённому к выполнению особо важных задач, подлежат выплате все премии за данное время.
Представитель ответчиков и третьего лица МВД России Королева Е.Ю. на иск возражала. Настаивала на том, что привлечение истца к ответственности в связи с коррупционным правонарушением произведено при соблюдении положений закона. При назначении наказания учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства. В случае отсутствия у истца взысканий он бы являлся получателем премий по указанным в иске приказам.
Третье лицо – начальник ОРЛС ОМВД России по Советскому району г. Иваново Николаева И.Н., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
С учетом мнения участников процесса и ходатайства помощника прокурора Советского района г. Иваново участие в деле прокурора признано необязательным.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Студенец С.А. проходит службу в ОМВД России по Советскому району г. Иваново в должности заместителя начальника ОУУП и ПНД ОМВД России по Советскому району г. Иваново в звании капитан полиции.
В ОМВД России по Советскому району г. Иваново 17.07.2023 поступило представление Прокуратуры Советского района г. Иваново № 02-17.1-2023 от 13.06.2023 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором отражена информации о предоставлении истцом недостоверных сведений в разделе 4 справки о доходах за отёчный 2022 год, а именно не указаны сведения о счете открытом в ПАО «Банк ВТБ» ДД.ММ.ГГГГ и в АО «Райффайзенбанк» открытом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-34)
03.08.2023 у истца отобраны объяснения, в которых Студенец С.А. пояснил, что ведения о счетах в ПАО Банк «ВТБ» указаны в полном объеме. Относительно счета в АО «Райффазенбанк» пояснил, что счет открыт ДД.ММ.ГГГГ для погашения кредита на автомобиль. Кредит закрыт 01.01.2019 и истец был убежден, что счет также закрыт автоматически. Однако проверить это не мог по причине отсутствия возможности. Приложил выписку по счету кредитной карты за период с 01.01.2019 по 19.07.2019 (л.д.60-61, 62, 63-67).
25.08.2023 на основании рапорта начальника ОРЛС ОМВД России по Советскому району г. Иваново Николаевой И.Н. назначено проведение служебной проверки и проведено рабочее совещание.
23.09.2023 начальником ОРЛС ОМВД России по Советскому району г. Иваново Николаевой И.Н. подготовлен доклад, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения, свидетельствующие о предоставлении истцом недостоверных сведений за 2022 год в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки супруги за 2022 год в части не указания счета открытого в АО «Райффазенбанк» ДД.ММ.ГГГГ, а также не указания счета в справках за 2017 и 2018 годы (л.д.26-29).
Приказом ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № л/с на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора (л.д. 18-19).
Полагая, что при привлечение к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционного полнарушения ответчиками не учтены все обстоятельства, в результате чего истцу своевременно не было присвоено очередное специальное звание «майор», он не был включен в число лиц получивших премии, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.3 закона № 342–ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным законом; 3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу п.12 ч.1 Закона 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.14 Закона № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
В силу ч.1 и ч.2 ст.50.1 Закона № 342-ФЗ за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Сотрудник органов внутренних дел освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ч.1 ст.50 указанного Федерального закона на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Согласно ч.2 ст.51.1 Закона № 342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.
Согласно ч.3, ч.4, ч.5 ст.51.1 Закона № 342-ФЗ при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Суд полагает, что при принятии решения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционного правонарушения положения указанных нормативных актов в полной мере не учтены.
Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на дату предоставления истцом справок о доходах регламентирован Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и Приказом МВД России от 03.11.2021 N 806 «Об утверждении Порядка представления в Министерстве внутренних дел Российской Федерации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», согласно пп. 3.1, 3.2, 3.3. п.3 которого сотрудники, гражданские служащие и работники ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное довольствие, денежное содержание, заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (доходы по месту работы, пенсии, пособия, иные выплаты), сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о своих расходах и о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Действительно, до заключения брака между истцом и Бакалдиной О.Н. (л.д.44) супругой истца в АО «Райффайзенбанк» был взят кредит в размере 300000 руб. для приобретения автомобиля.
В связи с заключением кредитного договора Бакалдиной О.Н. банком ДД.ММ.ГГГГ были открыты два счета, в том числе счет №, который закрыт ДД.ММ.ГГГГ и счет по кредиту № – закрыт ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123, 154, 154а).
Бакалдина О.Н. также проходила службу в ОМВД России по <адрес> и в соответствии с приведенными выше положениями закона обязана была предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что подтверждается справками за 2014-2019 годы (л.д.125-152).
Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минтруда от 15.04.2022 № 28-6/10/П-2479, к ситуации, которая рассматривается как несущественный проступок относится ситуация, когда не указаны сведения о счете открытом для перечисления денежных средств в счет погашения основного долга по предоставленным (полученным) кредитам и (или) займам и используемых исключительно в целях погашения кредитов и (или) займов, при этом срочные обязательства финансового характера отражены достоверно (п.9).
Сведения о «Срочном обязательстве финансового характера» в разделе 6.2 справок Бакалдиной О.Н. не указывались в соответствии с разъяснениями Минтруда о заполнении справок о доходах за 2017, 2018, 2019 содержащимися в п. 139, поскольку сумма займа не превышала 500000 руб.
Таким образом, не указание такого счета не образует правонарушение и, соответственно, не является проступком и не влечет мер ответственности.
Более того, вопреки доводам ответчиков движение денежных средств по счету № за весь период не осуществлялось, что следует из ответов Банка.
С учетом изложенного, поскольку обязанность по отражению сведений о кредите у Бакалдиной О.Н. отсутствовала в силу закона, намерения сокрыть сведения о банковском счете, открытом для погашения кредита и по которому движение денежных средств не осуществлялось у истца не было, факт не отражения счета истцом не отрицался, действующие дисциплинарные взыскания в отношении истца отсутствовали, оснований для привлечения его к ответственности за совершение коррупционного правонарушения не имелось.
В этой связи в личное дело истца подлежат внесению сведения об исключении записи о привлечении к дисциплинарной ответственности по данному факту.
В период, когда истец был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выговора Приказом № л/с ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом № л/с ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом № л/с ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники органов внутренних дел были премированы за успешное выполнение особо сложных и важных задач в размере 10000 руб. в связи с привлечением к охране общественного порядка в период с 06 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. 09 09.2023, в том числе Студенец С.А. (п.2.30 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/c), в период с 06 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Студенец С.А. (п.5.7. Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/c).
Согласно ч.1, ч.2 и ч.3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ) денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Перечень дополнительных выплат, устанавливаемых сотрудникам, указан в пунктах 1 - 8 ч.6 ст. 2 Закона № 247-ФЗ.
К таким выплатам относятся: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (пункт 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (пункт 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (пункт 3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (пункт 4); премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (пункт 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (пункт 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (пункт 7); коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 8).
Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 12 ст. 2 закона № 247-ФЗ).
Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада (ч. 13 ст. 2 закона № 247-ФЗ).
Надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 14 ст. 2 закона № 247-ФЗ).
Согласно ч.17 ст.2 Закона № 247-ФЗ установлено, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач.
Согласно ч.18 ст.2 Закона № 247-ФЗ порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.12.1 Закона № 247-ФЗ фонд денежного довольствия сотрудников состоит из фонда денежного довольствия сотрудников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и фонда денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в территориальных органах и учреждениях (организациях) соответствующего федерального органа исполнительной власти.
При формировании фонда денежного довольствия сотрудников сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год): 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время; 8) ежегодная материальная помощь.
Согласно ч. 4 ст.20 Закона № 247-ФЗ сотрудникам другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.
Абзацем вторым п.7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с этим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с п.1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 июня 2007 г. № 517 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459» начальникам подразделений центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России разрешено использовать высвобождающиеся средства, образующиеся за счет вакантных должностей, в четвертом квартале соответствующего года на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов службы (работы), и выплачиваемых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы премирования лиц рядового и начальствующего состава, а также работников органов внутренних дел Российской Федерации.
Соответствующий порядок утвержден Приказом МВД России от 31.03.2021 N 181 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее – Приказ № 181).
Согласно п.40 Приказа № 181 в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотруднику, успешно выполняющему особо сложные и важные задачи, в соответствии с приказом руководителя может быть дополнительно выплачена разовая премия (кроме сотрудника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме).
Таким образом, в период прохождения службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации выплачивается денежное довольствие, которое является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам отнесена в том числе премия за добросовестное выполнение сотрудником служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год, которая входит в обязательную часть денежного довольствия сотрудника, начисляется регулярно в установленном законом размере при условии надлежащего выполнения сотрудником своих служебных обязанностей и отсутствии у него упущений по службе, указанных в пунктах 34 – 36 Порядка.
В отличие от премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которая входит в состав денежного довольствия сотрудника и является его обязательной частью, предусмотренная п. 40 Приказа № 181, разовая премия является одним из видов поощрения сотрудников за выполнение особо сложных и важных задач. Применение такого поощрения относится к компетенции руководителя (начальника) органов внутренних дел, который принимает решение о выплате этой премии в зависимости от результатов службы конкретного сотрудника и по согласованию с финансовым подразделением органа внутренних дел, то есть такая премия не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника и является дополнительной мерой материального стимулирования и поощрения.
Однако право руководителя на принятие решения о выплате такой премии не может быть произвольным и носить дискриминационный характер.
Напротив, оно должно быть обусловлено качеством работы конкретного сотрудника, его отношением к труду, вкладом в общую работу.
Поскольку у Студенца С.А. имелось дисциплинарное взыскание премирование данного сотрудника не осуществлено.
В судебных заседаниях представитель ответчиков пояснял, что в случае отсутствия взыскания премии были бы выплачены.
На основании изложенного, ввиду установления факта незаконности привлечения истца к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, требования истца о выплате премий являются обоснованными.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца в части присвоения очередного специально звания и взыскания денежного вознаграждения в связи с несвоевременным присвоением специального звания.
Судом установлено, что согласно ст.45 Закона № 342-ФЗ присвоение сотруднику органов внутренних дел очередного специального звания приостанавливается в случае наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 2 - 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, - до окончания действия дисциплинарного взыскания.
Согласно справке ОМВД России по Советскому району г. Иваново от 20.03.3024 Студенцу С.А. преследующее очередное специально звание должно было быть присвоено по сроку 25.12.2023 (л.д.158).
Согласно ч.3 ст.41 Закона № 342-ФЗ очередные специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первые и очередные специальные звания, соответствующие должностям рядового состава и младшего начальствующего состава, присваиваются уполномоченными руководителями в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу ч.3 и ч.4 ст.43 Закона № 342-ФЗ очередные специальные звания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, присваиваются сотруднику органов внутренних дел последовательно по истечении срока, установленного для прохождения службы в органах внутренних дел в предыдущем специальном звании, и при условии, что сотрудник замещает должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрено специальное звание, равное специальному званию, присваиваемому сотруднику, или более высокое, чем специальное звание, присваиваемое сотруднику.
В случае необоснованной задержки представления сотрудника к присвоению очередного специального звания соответствующее специальное звание присваивается ему со следующего дня по истечении срока пребывания в предыдущем специальном звании.
Таким образом, право присвоения очередного специального звания оформляется приказом руководителя федерального органа внутренних дел или уполномоченного руководителя при соблюдении установленной законом процедуры и к компетенции суда не относится.
С учетом удовлетворения требований истца о признании незаконным заключения служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности подлежит применению ч.4 ст.43 Закона № 342-ФЗ о восстановлении прав истца соответствующими должностными лицами органа внутренних дел.
В случае несоблюдения указанной нормы истец не лишен права обратиться в суд за защитой нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Студенеца Сергея Андреевича к ОМВД России по Советскому району г. Иваново, Управлению МВД по Ивановской области о признании незаконным заключения служебной проверки и о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании суммы премии, присвоении очередного звания, удовлетворить частично.
Признать незаконными заключение служебной проверки ОМВД России по Советскому району г. Иваново по представлению Прокуратуры Советского района г. Иваново № 02-17.1-2023 от 23.06.2023 в части наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора на Студенца Сергея Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, приказ ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № л/с о наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора на Студенца Сергея Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>.
Возложить на ОМВД России по Советскому району г. Иваново обязанность внести изменения в личное дело Студенца Сергея Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, в части исключения сведений о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора, включить Студенца Сергея Андреевича в число сотрудников, получающих премию по Приказу № л/с ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, по Приказу № л/с ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, по Приказу № л/с ОМВД России по Советскому району г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, взыскав сумму премиального вознаграждения по указанным приказам.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Судья Д.В. Маракасова
Мотивированное решение суда изготовлено 16 июля 2024 года.