Решение по делу № 2-1214/2023 (2-11778/2022;) от 23.12.2022

Дело № 2-1214/2023

14RS0035-01-2022-019335-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                16 марта 2023 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., при ведении протокола помощником судьи Билюкиной А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное», Окружной администрации г.Якутска, МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, ссылаясь на то, что прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления. Просил возложить обязанность на ответчика в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ____ специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов; оборудовать ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; установить урны для общего пользования.

В судебном заседании прокурор Малюта Е.И. требования поддержала к ООО УК «ЖКХ Промышленное» и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО УК «ЖКХ Промышленное» по доверенности Тюрина В.С. исковые требования не признала, пояснила, что дом по адресу: г. Якутск, ____ является аварийным, 05.05.2021 г. управляющим ООО УК «ЖКХ Промышленное» издан приказ №6, согласно которому с 01.05.2021 г. прекращено начисление за жилищные услуги по данному МКД, дом находится на непосредственном способе управления, жильцы сами заключают договора с ресурсоснабжающими организациями и организацией, осуществляющей вывоз мусора, ответственным лицом за места размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов являются органы местного самоуправления. Если участок сформирован и является общим имуществом, то такая обязанность лежит на собственниках или лицах, которые управляют многоквартирными домами, а если участок не сформирован, т.е. земля муниципальная, то обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несет Окружная администрация. В связи с чем, просила в иске к ООО УК «ЖКХ Промышленное» отказать и возложить обязанность по контейнерным площадкам на Окружную администрацию.

В ходе судебного разбирательства по данному делу определением суда от 20.01.2023 г. по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск», Окружная администрация г. Якутска.

Представитель Окружной администрации по доверенности Борисова С.И. требования прокурора поддержала и представила суду письменный отзыв и пояснила, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления определяют места размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов, а оборудовать должны Управляющие компании, что подтверждается судебной практикой Верховного суда РФ и Верховного суда РС(Я). Многоквартирный дом по адресу: г. Якутск, ____ действительно признан аварийным, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185 — ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» включены аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми в установленном законом порядке в период времени с 01.01.2012 по 01.01.2017 гг. В связи с тем, что решение о признании вышеуказанного жилого дома аварийным было принято после 01.01.2017 г., возможность включить его в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствует. Вопрос переселения жителей многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2017 г. будет решаться после завершения этапа реализации мероприятий вышеуказанной программы. При этом аварийный многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу, включен в список домов, расселяемых в рамках муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «город Якутск» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения городского округа «город Якутск» на 2023-2027 годы», утвержденной постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.12.2022 . Жильцы данного дома пока не расселены, проживают там. Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 30.06.2021 г. (ред. от 07.09.2022 г.) приняты Правила благоустройства территории городского округа «город Якутск», в соответствии с ч. 7 ст. 61 которых ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищным фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки. Обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка). Возложение на администрацию города Якутска указанной обязанности противоречит не только нормам федерального, но и муниципального законодательства. Контейнерная площадка была создана до вступления в силу «новых» норм законодательства об отходах, а также до вступления в силу ЖК РФ. Площадка предназначена исключительно для сбора отходов с МКД и используются исключительно собственниками помещений в МКД. В реестре муниципальной собственности рассматриваемая контейнерная площадка не числится. Следовательно, контейнерная площадка муниципальным имуществом не является, и обязанности по его содержанию у администрации города Якутска, не возникает и возникнуть не может, Администрация города должна лишь контролировать деятельность по созданию контейнерных площадок.

Представитель МКУ СЭГХ в суд не явился, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, доказательств уважительности неявки суду не представлено, ходатайств об отложении не заявлено, в связи с чем на основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело без их участия.

Выслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратурой города Якутска проанализировано состояние законности в сфере исполнения законодательства об отходах производства и потребления, а также полнота принимаемых мер ответчиком ООО УК «ЖКХ Промышленное» в указанной сфере.

В марте и апреле 2022 года прокуратурой города с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) проведено обследование точек сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа «город Якутск». Выявленные нарушения отражены в актах санитарного обследования, составленных специалистами Управления.

В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно п.п.1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2019 г. к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-Ф3) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального города, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

С 01.03.2021 г. на территории Российской Федерации действует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (далее-СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 3 вышеназванного СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Согласно п.п. 2.8, 2.9 отраслевому стандарту ОСТ 22-1643-85 «О мусоросборниках и контейнерах металлических для бытового мусора и пищевых отходов», крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными, крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться, допускается зазор между крышкой и корпусом - не более 4 мм, крышки контейнеров должны быть снабжены замками.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома (далее - МКД) или организациях по обслуживанию жилищного фонда МКД. При этом, согласно сложившейся судебной практики, в случае нахождения площадки сбора ТКО на земле, собственность на которую не разграничена, обязанность по ее содержанию также возлагается на собственников помещений МКД или организации по обслуживанию жилищного фонда МКД, которые пользуются данной контейнерной площадкой (Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2020 № 303-ЭС20-19031).

Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу подпункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, обязанность обеспечить, в частности, содержание в исправном состоянии контейнеров для твердых отходов, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06).

Кроме того, все контейнерные площадки, являются местами (площадками) накопления ТКО от многоквартирных домов (включены в реестр мест накопления ТКО Окружной администрации города Якутска, как площадки для многоквартирных домов, собственники помещений многоквартирных домов фактически осуществляют складирование ТКО в контейнеры на этих площадках, а также оплачивают обслуживание и очистку этих контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения).

Следовательно, указанные контейнерные площадки, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов, фактически являются общим имуществом собственников их жилых помещений, и находятся в зоне ответственности управляющих организаций.

Согласно ч. 7 ст. 61 Правил благоустройства территории городского округа «город Якутск», утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 30.06.2021 г. № 477-НПА ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищным фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от МКД, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ____ не соответствует п.3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно не оборудована специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов.

Кроме этого, в нарушение п. 29 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях общего пользования населённых пунктов владельцами этих территорий урны не установлены.

Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) управляющей компанией дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ____ ООО УК «ЖКХ Промышленное».

В силу ст. 161 (частей 1, 1.2 и 2.3) Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом (далее - МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

В силу п. 11 (пп. «д(2)») Правил, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя и работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают только уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Аналогичное положение содержится и в пункте 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

Доводы представителя ответчика о том, что дом является аварийным нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства. Судом установлено, что дом по адресу: г. Якутск, ____ в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Окружной администрации города Якутска от 05.09.2017 .

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185 — ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» включены аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми в установленном законом порядке в период времени с 01.01.2012 по 01.01.2017 гг.

Согласно представленным со стороны представителя Окружной администрации г.Якутска доказательствам жильцы дома по настоящее время не расселены, поскольку решение о признании вышеуказанного жилого дома аварийным было принято после 01.01.2017 г. Вопрос переселения жителей многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2017 г. будет решаться после завершения этапа реализации мероприятий вышеуказанной программы.

При этом, из материалов дела следует, что аварийный многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу, включен в список домов, расселяемых в рамках муниципальной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «город Якутск» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения городского округа «город Якутск» на 2023-2027 годы», утвержденной постановлением Окружной администрации города Якутска от 28.12.2022 г. .

Судом установлено, что приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ОА города Якутска от 16.12.2022 г. утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск», который опубликован на официальном сайте Окружной администрации города Якутска.

Согласно информации из реестра, спорное место накопления ТКО указано как место накопления именно этого многоквартирного жилого дома.

Собственники помещений, проживая в указанном многоквартирном доме, ежедневно образуют ТКО и крупногабаритные отходы, транспортирование которых осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО, что подтверждается включением указанного места накопления ТКО многоквартирных домов в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия), утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики PC (Я) от 27.10.2021 № 484-ОД.

Таким образом, что указанная контейнерная площадка, указанная в иске, является местом накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома (включена в соответствующий реестр как площадка для многоквартирного дома, собственники помещений многоквартирных домов фактически осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры на этих площадках, а также оплачивают обслуживание и очистку этой контейнерной площадки в составе платы за содержание жилого помещения). Следовательно, указанная контейнерная площадка, предназначенная для обслуживания многоквартирного дома, фактически является общим имуществом собственников их жилых помещений, и находятся в зоне ответственности собственников помещений и ответчика (Определение Верховного суда РФ от 01.12.2020 № 303-ЭС20-19031 по делу № А04-8326/2019).

Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 30.06.2021 №477-НПА (ред. от 07.09.2022) приняты Правила благоустройства территории городского округа «город Якутск» (далее - Правила благоустройства).

В соответствии с ч. 7 ст. 61 Правил благоустройства ответственность за состояние площадок для установки мусоросборников, контейнеров и их размещение возлагается на организации, осуществляющие обслуживание или управление (обслуживание) жилищным фондом (вне зависимости от степени благоустройства), хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.

Доводы представителя ответчика о том, что с 01.05.2021 г. на основании приказа №6 от 05.05.2021 г. управляющего ООО УК «ЖКХ Промышленное» прекращено начисление за жилищные услуги по данному МКД, дом находится на непосредственном способе управления, судом признаются несостоятельными, поскольку суду со стороны ответчика не представлены доказательства того, что жильцы сами заключают договора с ресурсоснабжающими организациями и организацией, осуществляющей вывоз мусора.

Согласно ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.

В соответствии с пп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляют непосредственно собственники помещений, перечень услуг и работ из числа включённых в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяет общее собрание собственников. Это отражается в его решении.

При этом следует учитывать требования Правил № 170 к таким работам и услугам. Согласно этим правилам, необходимо проводить: осмотры, техническое обследование общего имущества, а также диагностику и испытания инженерных систем; мероприятия по поддержанию работоспособности и исправности дома; ежегодно до 1 сентября мероприятия по подготовке к сезонной эксплуатации, результатом успешного проведения которых станет паспорт готовности дома к зиме; работы по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома и придомовой территории в любой сезон.

Однако, в обоснование своих доводов со стороны представителя ответчика суду не представлены соответствующие решения общего собрания собственников дома по адресу: г. Якутск, ул. Федора Попова, 7/5, подтверждающих в соответствии с действующим жилищным законодательством осуществление непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

При этом, ссылка представителя ответчика на приказ №6 от 05.05.2021 г. управляющего ООО УК «ЖКХ Промышленное», на основании которого прекращено начисление за жилищные услуги по данному МКД, признается судом несостоятельной поскольку суду представлена заверенная выписка МКУ «Расчетно-биллингового центра», расчет размера оплаты за содержание и ремонт, коммунальные услуги, согалсно которым начисление коммунальных платежей жильцов дома по адресу: г. Якутск, ____, ООО УК «ЖКХ Промышленное» производится.

Таким образом, доводы представителя ответчика не являются основанием для отказа в иске. В настоящем случае собственники помещений в многоквартирных домах, как законные владельцы земельных участков, на которых расположены данные жилые дома и которые необходимы для их эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства. Таким образом содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям управляющей организации в силу прямого указания закона, независимо от того, состоялась ли передача фактического имущества на баланс управляющей компании или нет. Управляющая компания не может быть освобождена от ответственности по содержанию придомовой территории, необходимой для обслуживания многоквартирных домов, включая контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов.

Указанная позиция отражена в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РС(Я) от 05.12.2022 г. по делу №33-4023/2022.

Наличие не соответствующих установленным нормам площадок вывоза ТКО свидетельствует о том, что указанной управляющей компанией не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории муниципального образования и поддержания чистоты и порядка. Неисполнение управляющей компанией обязанностей по оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом возникновения и прекращения семейных отношений между собственниками (нанимателями) жилых помещений и лицами, вселенными (вселяемыми) в них в качестве членов семьи, осуществления сделок по отчуждению жилых помещений их собственниками, приобретению права собственности на жилые помещения в порядке наследования, заключению и прекращению договоров найма жилых помещений в многоквартирном жилом доме, круг участников данных правоотношений возможно признать неопределенным.

Аналогичной судебной практики придерживается Верховный суд Российской Федерации (определение от 16 марта 2021 г. N 303-ЭС21-1332), Девятый кассационный суд общей юрисдикции (определение от 09 февраля 2021 г. N 88-396/2021).

При таких обстоятельствах, учитывая то, что непринятие мер по приведению в надлежащее состояние места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а именно не оборудование контейнерных площадок специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов; не установление урн для общего пользования нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора и возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки дома, расположенного по адресам: г. Якутск, ____, специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов; ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; установить урны для общего пользования на ООО УК «ЖКХ Промышленное».

У суда отсутствуют правовые основания для возложения данной обязанности на МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск» и Окружную администрацию г. Якутска, в связи с чем в иске к указанным ответчикам надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на ООО Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Промышленное» обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать контейнерные площадки дома, расположенного по адресам: г. Якутск, ул. ____, специальными площадками для накопления крупногабаритных отходов; ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; установить урны для общего пользования.

В иске к МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск» и Окружной администрации г. Якутска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:                                    Л.И.Холмогорова

Решение изготовлено: 16.03.2023 года.

2-1214/2023 (2-11778/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Якутска
Ответчики
ООО УК ЖКХ Промышленное
МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск»
Окружная администрация г. Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Холмогорова Людмила Иннокентьевна
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
23.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Подготовка дела (собеседование)
02.02.2023Подготовка дела (собеседование)
02.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее