Дело №2-777/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2017 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Гончаровой А.С., с участием истца Карпенко Л.Г., представителя ответчика администрации МО Кореновский район – Макеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко Л.Г. к администрации муниципального образования Кореновский район о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Карпенко Л.Г. обратилась в суд с иском к ответчику администрации МО Кореновский район о признании права собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что на основании свидетельства о праве на землю, постоянного пользования землей №51 от 13.10.1992 года, ее отцу Б.Г.Н., передан в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <..>, мерою 0.47 га, из них 0.25га бесплатно. На данном земельном участке расположено домовладение общей площадью 60.2 кв.м., также принадлежащее на праве собственности Б.Г.Н..
Как усматривается из справки № 400 выданной бюро технической инвентаризации 17 февраля 2000 года, в бюро технической инвентаризации Кореновского района зарегистрировано на праве личной собственности за Б.Г.Н. домовладение, расположенное по адресу: <..>, расположенный на земельном участке размером - 4800 кв. м.
Также, Бюро технической инвентаризации Кореновского района 17.02.2000г. был составлен план данного земельного участка <..>, согласно которого, фактически площадь земельного участка составляла 4800 кв. м.
На основании постановления главы администрации Раздольненского сельского поселения от 25.11.1996 № 241 «Об уплотнении населенного пункта», адрес земельного участка в станице Раздольной, Кореновского района по ул. Советская был изменен с адреса «<..> на адрес «<..>».
23 декабря 1999 года, Б.Г.Н. умер, после его смерти, вышеуказанное имущество унаследовала ее мать Б.А.Л.. Согласно договора о разделе наследства от 26.06.2000г. в собственность Б.А.Л. перешло домовладение, общей площадью <..> кв. м., расположенное по адресу: <..> и земельный участок, расположенный по адресу: <..>, мерою 025га. Площадь перешедшего по наследству земельного участка составляет 0.25 га. Это обстоятельство связанно с тем, что земельным законодательством, действовавшим в период регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, вводилось максимальное ограничении площади земельного участка предоставляемого в собственность граждан в сельской местности в размере 0.25 га.
Б.А.Л. умерла 21 октября 2014 года. После смерти матери в наследство вступила, она, Карпенко Л.Г.
В настоящее время за ней, Карпенко Л.Г., зарегистрировано право собственности на наследованное имущество; домовладение общей площадью 60.2 кв. м., расположенное по адресу: <..>, и земельный участок площадью <..> кв. м. расположенный по вышеуказанному адресу.
Как указывалось выше, ее отцу Б.Г.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок мерою 0.47 га, площадь которого фактически составляла 4800 кв. м. Но в связи с действовавшими на дату регистрации права ограничениями собственности ограничениями, Б.Г.Н. зарегистрировал право собственности на земельный участок, площадью 2500 кв. м. Который в свою очередь в данной площади был унаследован.
В октябре 2016 года она обратилась к кадастровому инженеру для определения характерных точек расположения второй части земельного участка, определения границ и постановке на государственный кадастровый учет. Кадастровым инженером проведен вышеуказанный комплекс работ: определены характерные точки расположения второй части земельного участка, определены границы земельного участка и подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен не был.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь земельного участка составляет 1318 кв. м. В соответствии с системой координат МСК-23 земельный участок расположен по координатам:
точка 1, X 517090.56, Y 1424525.70;
точка 2, X 517097.57, Y 1424550.74;
точка 3,Х 517039.25, Y 1424544.28;
-точка4, X 517033.19, Y 1424522.66.
Кадастровым инженером ей было разъяснено, что для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет ей необходимо предоставить право устанавливающие документы на данный земельный участок, которые в свою очередь являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета. То есть, любой из документов предусмотренных п. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года, который может послужить основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Б.Г.Н. и Б.А.Л. в течение всей своей жизни, осуществляли владение и пользование данным земельным участком добросовестно, никогда не предпринимали никаких мер, направленных на сокрытие факта владения имуществом от третьих лиц, в том числе добросовестно исполняли обязанности, лежащие на них, как на владельце земельного участка, в частности засаживали, обрабатывали, вспахивали земельный участок. В течение всего периода владения земельным участком никто не оспаривал право владения и пользования этим имуществом.
При этом, в течение вышеуказанного периода владения земельным участком Б.А.Л., она фактически осуществляла обработку данного земельного участка и использует его до настоящего времени, поскольку вступила в наследство после смерти Б.А.Л.
Согласно ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
Однако согласно пункту 3 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Поскольку ее отцу Б.Г.Н. земельный участок предоставлен в собственность в 1992 году, то срок приобретательной давности составляет более 15 лет.
В соответствии со п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ст. 234 Гражданского кодекса РФ право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В данном случае, единственным из предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-Ф3 "О государственной регистрации недвижимости" оснований, способным установить право собственности истца на земельный участок, является вступившее в законную силу решение суда, поскольку Карпенко Л.Г. не может получить свидетельство о праве на наследство, так как у наследодателя отсутствовали правоустанавливающие документы на указанный земельный участок. Таким образом, получить правоустанавливающие документы на недвижимое имущество наследодателя представляется возможным лишь на основании решения суда о признании права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно (ч. 3 ст. 14, 218-ФЗ от 13.07.2015).
Согласно п. 1ст. 59 Земельного кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей (п. 2 ст. 59 ЗК РФ).
Просила суд признать право собственности Карпенко Л.Г. на земельный участок площадью <..> кв. м., расположенный по адресу: <..>, в силу приобретательной давности. Обязать филиал Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, согласно характерных точек данного земельного участка, отраженных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю Кореновский отдел произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
В судебном заседании Карпенко Л.Г. поддержала доводы своих исковых требований и просила суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что она фактически использует эту землю, на нее никто не претендует.
Представитель ответчика – администрации МО Кореновский район в судебном заседании полагал рассмотреть требования истца по усмотрению суда.
Представители третьего лица – филиала федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, администрации Раздольненского сельского поселения Кореновского района в судебное заседание не явились по неизвестной причине, хотя о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом – повестками.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю Кореновский отдел в судебное заседание не явился, подав заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в своем письменном отзыве на иск Карпенко Л.Г. возражал против удовлетворения исковых требований в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю Кореновский отдел произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, поскольку к Управлению не могут быть предъявлены требования об обязании совершать какие- либо действия, так как Управление не является ответчиком. Кроме того, требование об обязании является ненадлежащим способом защиты своего права.
Суд, выслушав доводы сторон и их представителей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено что, согласно свидетельству на право собственности на землю, постоянного пользования землей №51 от 13.10.1992 года, Б.Г.Н. был передан в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <..>, мерою 0.47 га, из них 0.25га бесплатно. На данном земельном участке расположено домовладение общей площадью <..>.м., также принадлежащее на праве собственности Б.Г.Н..
Как усматривается из справки № 400 выданной Бюро технической инвентаризации 17 февраля 2000 года, в Бюро технической инвентаризации Кореновского района зарегистрировано на праве личной собственности за Б.Г.Н. домовладение, расположенное по адресу: <..>, расположенный на земельном участке размером - 4800 кв. м.
Также Бюро технической инвентаризации Кореновского района 17.02.2000 г. составлен план данного земельного участка № 399, согласно которого фактически площадь земельного участка составляла 4800 кв. м.
На основании постановления главы администрации Раздольненского сельского поселения от 25.11.1996 № 241 «Об уплотнении населенного пункта», адрес земельного участка в <..> был изменен с адреса «<..> на адрес «<..>».
23 декабря 1999 года Б.Г.Н. умер, после его смерти, вышеуказанное имущество унаследовала мать истицы Б.А.Л., которая 21.10.2014 года умерла. После ее смерти, открылось наследство в виде домовладения, площадью 60,2 кв.м. и земельного участка, площадью 0,25 га, расположенных по адресу: <..>. Наследником по закону является истица Карпенко Л.Г., которая вступила в наследство и за ней зарегистрировано право собственности на наследственное имущество.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела: копией свидетельства о смерти серии <..> от 22.10.2014 года, копией свидетельства о смерти серии <..> от 24.12.1999 года, копией свидетельства о рождения серии <..> от 13.06.1947 года, копией свидетельства о браке серии <..> от 29.07.1966 года, копией свидетельства на право собственности на землю, постоянного пользования землей №51 от 13.10.1992 года, копией справки БТИ за исх. №400 от 17.02.2000 года, копией выписки из ЕГРП на земельный участок от 27.01.2017 года.
Суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении ее требований, поскольку, она ступила в наследство после смерти своих родителей и стала собственником жилого дома площадью 60,2 кв.м. и земельного участка, площадью 0,25 га, расположенных по адресу: <..>. При этом, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у ее умерших родителей до их смерти земельного участка в собственности, размером 1318 кв.м. суду представлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Карпенко Л.Г. к администрации муниципального образования Кореновский район о признании права собственности на земельный участок мерою <..> кв.м.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Кореновского районного суда С.И. Швецов