Дело № 12-79/2024
УИД № 91RS0022-01-2024-001248-26
РЕШЕНИЕ
22 июля 2024 года г. Феодосия
Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Гаврилюк И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя юридического лица – главы Администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО1 на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО12 от 29 февраля 2024 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации г. Феодосии Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО13 от 29 февраля 2024 года № Администрация города Феодосии Республики Крым была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица - глава Администрации г. Феодосии ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление и производство по делу об административном правонарушении прекратить. Считает, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок обусловлено объективными причинами, в действиях Администрации отсутствует умысел, Администрация г. Феодосия не уклоняется от выполнения исполнения решения Феодосийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование жалобы указывает, что Администрацией города принимались все возможные меры к исполнению указанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску ФИО4 к Администрации города Феодосии Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно - обязать Администрацию г. Феодосия предоставить во внеочередном порядке в собственность ФИО4 и ее несовершеннолетней дочери ФИО6 благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Для исполнения решения суда необходимым является проведение всех процедур в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, в том числе проведение конкурсных мероприятий, разработка проектно-сметной документации, в случае необходимости и т.д.
Администрация предоставляет благоустроенное жилье исключительно в рамках исполнения местного бюджета. При отсутствии финансирования Администрация города Феодосии Республики Крым не имеет правовых оснований исполнить делегированные полномочия на приобретение и предоставление жилья.
В настоящее время Государственным казенным учреждением Республики Крым «Управление по реализации программ» заключен Государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение квартиры у специализированного застройщика для ФИО4, в <данные изъяты>. Срок окончания строительства и ввода в эксплуатацию объекта — 4 квартал 2024 г. (но не позднее ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, согласно жалобе Администрация города Феодосии не была осведомлена каким-либо образом о составлении административного протокола, а так же о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Администрации г. Феодосия Штепа Д.О. жалобу поддержал по изложенным основаниям и просил её удовлетворить.
Представитель ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще, в связи с чем суд рассмотрел жалобу в его отсутствие.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно материалам дела, решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску ФИО4 к Администрации города Феодосии Республики Крым на Администрацию г. Феодосии Республики Крым была возложена обязанность в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда законную силу предоставить во внеочередном порядке в собственность ФИО4 и ее несовершеннолетней дочери ФИО6 благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
На основании данного решения, Феодосийским городским судом Республики Крым был выдан исполнительный лист серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по которому ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Администрации г. Феодосии Республики Крым.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ с должника - Администрации г. Феодосии Республики Крым был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ., которое было получено должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации г. Феодосии Республики Крым был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО9 был составлен протокол об административном правонарушении №-АП по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении должника по исполнительному производству – Администрации г. Феодосии Республики Крым (л.д. 17-18).
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация г. Феодосии Республики Крым привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ
и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей ( л.д. 16).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом установлено, что на исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией г. Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо в ОСП по г. Феодосия УФССП России по Республике Крым – относительно исполнения судебного решения о предоставлении благоустроенного жилого помещения ФИО4 с полным обоснованием причин, обусловивших невозможность исполнения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем и перечнем подтверждающих документов (получено ОСП по г. Феодосия ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 52-53, 93-94).
Суду предоставлено письмо директора Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление по реализации программ» ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ годах», утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ (далее — Программа). Ввиду того, что в ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали предложения от застройщиков по продаже строящихся (готовых) квартир, расположенных на территории городского округа Феодосия, гр-ке ФИО4 было предложено рассмотреть возможность реализации прав путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Администрацией города Феодосии был подготовлен отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размер рыночной стоимости принадлежащего ФИО4 на праве собственности жилого помещения составил 4 799 451 рубль 25 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО4 было направлено соглашение о возмещении (выплате выкупной цены) за жилое помещение в аварийном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Почтовое отправление было вручено лично ФИО4, которая от получения денежной компенсации отказалась, сославшись на желание получить именно жилое помещение.
В целях реализации Программы и с учетом имевшегося решения суда, для расселения ФИО4 из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <адрес>, Учреждением был заключен государственный контракт с <данные изъяты> (далее - Застройщик) от ДД.ММ.ГГГГ № № на приобретение квартиры у специализированного застройщика путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (далее - контракт). Во исполнение контракта, денежные средства в размере 6 020 000 рублей (шесть миллионов двадцать тысяч руб.) были оплачены ДД.ММ.ГГГГ на эскроу счет Учреждения открытый в РНКБ БАНК (ПАО).
В соответствии с условиями контракта срок ввода в эксплуатацию объекта недвижимого имущества - 4 квартал 2024 года (не позднее ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 4.1 контракта Застройщик обязан передать объект долевого строительства (квартиру) не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
После постановки объекта долевого строительства на кадастровый учет, будет осуществлена приемка и зарегистрировано право собственности Республики Крым на квартиру. С целью дальнейшей передачи жилого помещения в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым будет проведена процедура передачи недвижимого имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность согласно законодательству Республики Крым.
Ориентировочный срок заключения договора мены с ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87-89).
Суду также предоставлен государственный контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение квартиры у специализированного застройщика путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в целях реализации Региональной адресной программы "Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ годах", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ » (л.д. 62-78).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО10 обусловлено соблюдением порядка, установленного нормативными правовыми актами. Для исполнения решения суда является необходимым проведение всех процедур в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, в том числе проведение конкурсных мероприятий, разработка проектно-сметной документации, в случае необходимости и т.д. Местная администрация предоставляет благоустроенное жилье исключительно в рамках исполнения местного бюджета. Соответственно, при отсутствии финансирования Администрация города Феодосии Республики Крым не имеет правовых оснований исполнить делегированные полномочия на приобретение и предоставление жилья.
Таким образом, Администрация г. Феодосия Республики Крым не имела возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника.
Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судом установлено, что представитель Администрации г. Феодосии Республики Крым не присутствовал ДД.ММ.ГГГГ при составлении судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО9 протокола об административном правонарушении № № по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении должника по исполнительному производству – Администрации г. Феодосии Республики Крым (л.д. 17-18).
По той же причине представитель Администрации г. Феодосии Республики Крым не присутствовал при рассмотрении указанного административного протокола и при вынесении постановления начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ № №, которым Администрация г. Феодосии Республики Крым была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 16).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. ч. 2 - 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, положения ст. 28.2 КоАП РФ предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в числе которых предусматривают обязательное извещение лица о времени и месте составления протокола.
Из содержания указанных норм следует, что возможность составления протокола при отсутствии привлекаемого к ответственности лица допускается лишь тогда, когда у должностного лица административного органа имеются сведения, свидетельствующие о получении этим лицом соответствующей информации о составлении протокола.
При этом Кодекс об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, но при этом позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Как следует из материалов дела, Администрация г. Феодосии не извещалась о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
В этой связи, при отсутствии данных об уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, оснований для составления в отношении Администрации г. Феодосии Республики Крым протокола об административном правонарушении у должностного лица административного органа не имелось.
Отсутствие надлежащего извещения лица, не присутствовавшего при составлении протокола об административном правонарушении, о времени и месте его составления является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, лишающим его гарантий защиты, предоставленных Кодексом.
В этой связи, протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством, в связи с чем основанное на нем постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Как усматривается из материалов дела, извещение о месте и времени рассмотрения дела Администрации г. Феодосии Республики Крым также не направлялось, дело рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие законного представителя юридического лица.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не соблюден, дело рассмотрено без участия законного представителя Администрации г. Феодосии в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Поскольку протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, судья приходит к выводу о том, что допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, данное лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В этой связи, постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО19 от 29 февраля 2024 года № подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу законного представителя юридического лица – главы Администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО20 от 29 февраля 2024 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации г. Феодосии Республики Крым отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ.
Судья И.И.Гаврилюк