Дело №
РЕШЕНИЕ
12 апреля 2018 года <адрес>
Судья Демского районного суда <адрес> Республики Башкортостан ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волков С.Л. на постановление мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст.15.33.2 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Волков С.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей, за то, что, являясь должностным лицом, ответственным за предоставление отчетности, не представил в установленный законом срок – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – в УПФР в <адрес> форму СЗВ-М за май 2017 года.
Не согласившись с данным постановлением, Волков С.Л. обратился в суд с жалобой, указав, что Протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности ненадлежащий субъект - юрисконсульт ГБУЗ РБ ГКБ <адрес> - Волков С.Л., следовательно отсутствует состав административного правонарушения.
В Постановлении суда первой инстанции имело место быть грубейшая невнимательность и непрофессиональное исполнение своих обязанностей судом, при рассмотрении данного дела, выразившаяся в утверждении ссылки на несуществующий факт, о том, что согласно Выписки из ЕГРЮЛ (без указания ее даты и номера) о том, что Волков С.Л. - является должностным лицом ГБУЗ РБ ГКБ <адрес>
Фактически, при рассмотрении дела, не была запрошена из УФМС России Выписка из ЕГРЮЛ, согласной которой должностным лицом ГБУЗ РБ ГКБ <адрес> является ее главный врач - Мамаева А.В., а не юрисконсульт - Волков С.Л..
При рассмотрении дела, суд первой инстанции, судом не были исследованы надлежащим образом все обстоятельства дела, не были запрошены в ГБУЗ РБ ГКБ <адрес> сведения о должности лица, привлекаемого к административной ответственности, его должностная инструкция, т.к. при ее изучении судом, стало бы понятно, что в обязанности юрисконсульта не входит предоставление в УПФР отчетности по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, в т.ч. и за ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции не были затребовании в материалы дела сведения из УФМС о регистрации ФИО9 C.Л. в Постановлении суда неправильно указан адрес проживания РБ, <адрес>, д.<адрес>, что говорит о не полном и не надлежащим исследовании материалов дела и как следствие этого незаконности Постановления.
Волков С.Л. зарегистрирован и проживает по адресу: РБ, <адрес>, д.Лекаревка, <адрес>.
Заявитель просит постановление мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Волков С.Л. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит ее удовлетворить.
Представитель ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> – Ануфриева И.А. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просит отказать в ее удовлетворении, указав, что в соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) ГБУЗ РБ ГКБ ДЕМСКОГО ФИО8УФЫ является страхователем.
В соответствии со ст.16 Федерального закона №27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно п.2.2 ст.11 Закона №27-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения представляются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №п.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) на 807 застрахованных лиц за отчетный период «июль» 2017 года, представлены по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ с ошибкой на 1 застрахованное лицо на Ахметов Р.Р., что подтверждается извещением о доставке от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией о получении протокола от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ №н, страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (ДОПОЛНЯЮЩАЯ) на 1 застрахованное лицо на Ахметов Р.Р. по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением пятидневного срока представления. Факт представления неполных и (или) недостоверных сведений подтверждается извещением о доставке от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 3 ст.17 Федерального закона № «Об индивидуальном персонифицированном учете» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Управлением был составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от <данные изъяты>.
Начальником Управления ПФР в <адрес> РБ было вынесено Решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 500 рублей.
Ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> об уплате финансовых санкций.
ДД.ММ.ГГГГ составлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушение согласно выписке из ЕГРЮЛ на должностное лицо - ФИО4-главврача ГБУЗ РБ ГКБ ДЕМСКОГО ФИО8УФЫ, уведомление отправлено по почте заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ на домашний адрес и на адрес юридического лица.
На дату составления протокола Мамаева А.В. не явилась, к нам обратился Волков С.Л. - юрисконусльт с доверенностью и сообщил о возможности составить протокол об административном правонарушении на него.
ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении составлен в отношении Волков С.Л. и вручен под личную подпись.
Согласно п.3 ст. 229.2 АПК РФ по заявлениям о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей, выдается судебный приказ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, материалы административного дела, прихожу к следующему.
Положениями ст.15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно п.2.2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ указанные сведения страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
Между тем, материалы административного дела не содержат доказательств того, что ФИО7 является должностным лицом, в обязанности которого входит представление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Должностная инструкция или иной документ, подтверждающий, что предоставление сведений в пенсионный фонд является обязанностью Волков С.Л. в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что руководителем ГБУЗ РБ ГКБ ДЕМСКОГО ФИО8УФЫ является Мамаева А.В.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Более того, В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из материалов административного дела следует, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было направлено в адрес руководителя ГБУЗ РБ ГКБ ДЕМСКОГО ФИО8УФЫ Мамаева А.В.
В материалах дела отсутствуют доказательства извещения Волков С.Л. составлении в отношении него протокола об административном правонарушении. Сведения об уведомлении привлекаемого лица о составлении протокола по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он был составлен должностным лицом в отношении юристконсульта ГБУЗ РБ ГКБ <адрес> Волков С.Л. в отсутствие последнего.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о том, что Волков С.Л. были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, подпись Волков С.Л. в указанном протоколе отсутствует.
Таким образом, в данном случае протокол об административном правонарушении составлен без участия Волков С.Л., а материалы дела не позволяют сделать безусловный вывод о его надлежащем извещении о данном процессуальном действии.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие объективных данных, подтверждающих направление Волков С.Л. и извещения его о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении в отношении Волков С.Л. протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
Несоблюдение данных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи в отношении Волков С.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2.9, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Волков С.Л. к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Судья ФИО5