Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-4559/2019
Судья Сливницына Н.В.
УИД 21RS0017-01-2019-000654-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 октября 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Юркиной И.В.,
судей Филимоновой И.В., Степановой З.А.,
с участием прокурора Яковлева А.Г.,
при секретаре судебного заседания Семенова Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Шумерлинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о признании незаконными действий администрации г.Шумерля Чувашской Республики по прекращению оказания абонентам услуги горячего водоснабжения; об обязании администрацию г.Шумерля незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу организовать производство, передачу и распределение тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения населения г.Шумерля от котельных №№1,2, 4, 6, 7, 8, 13 для помещений многоквартирных жилых домов с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», поступившего по апелляционной жалобе представителя администрации г.Шумерля Чувашской Республики Кириллова А.П. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2019 года,
установила:
Шумерлинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации г.Шумерля Чувашской Республики с требованиями о признании незаконными действий администрации г. Шумерля Чувашской Республики по прекращению оказания абонентам услуги горячего водоснабжения; об обязании администрацию г. Шумерля незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу организовать производство, передачу и распределение тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения населения г.Шумерля от котельных №№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 13 для помещений многоквартирных жилых домов с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Требования мотивированы тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО, проведена проверка соблюдения действующего законодательства в части предоставления гражданам надлежащего качества коммунальных услуг. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно информации администрации г. Шумерля от 31.05.2019 следует, что подача горячего водоснабжения от котельных МУП «<данные изъяты>» №№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 13 не осуществляется с 21 мая 2019 года в связи с тем, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики в 2014 году МУП «<данные изъяты>» г.Шумерля признано несостоятельным (банкротом). По состоянию на 31 мая 2019 года объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящиеся ранее в хозяйственном ведении МУП «<данные изъяты>» переданы в муниципальную собственность, осуществляется работа по созданию новой теплоснабжающей организации, распоряжение администрации города Шумерля об отключении ГВС не издавалось. По состоянию на 6 июня 2019 года подача горячего водоснабжения населению города Шумерля не возобновлена.
Согласно п. 3.1.11. Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.4.2496-09», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН), в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Указанные факты свидетельствуют о том, что администрация г.Шумерля не исполняет надлежащим образом свои обязанности по обеспечению населения г. Шумерля горячим водоснабжением, соответствующим требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, что в свою очередь повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей г.Шумерля.
Прекращение поставки населению г. Шумерля горячего водоснабжения неминуемо ведет к нарушению жилищных прав граждан, предоставленных пп. «а» п.33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, в соответствии с которым потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Просят признать незаконными действия администрации г. Шумерля Чувашской Республики по прекращению оказания абонентам услуги горячего водоснабжения от котельных №№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 13; обязать администрацию г. Шумерля незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу организовать производство, передачу и распределение тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения населения г. Шумерля от котельных №№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 13 для помещений многоквартирных жилых домов с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Помощник Шумерлинского межрайпрокурора Харитонов Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель администрации г.Шумерля - Кириллов А.П. в судебном заседании требования прокурора не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьего лица - Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - Обручков А.Г., Слепов Е.В. в судебном заседании пояснили, что считают требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2019 года постановлено:
«Признать незаконными действия администрации города Шумерля Чувашской Республики по прекращению оказания абонентам услуги горячего водоснабжения от котельных №№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 13.
Обязать администрацию города Шумерля незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу организовать производство, передачу и распределение тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения населения г. Шумерля от котельных №№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 13 для помещений многоквартирных жилых домов с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
С решением суда не согласился представитель администрации г.Шумерля Кириллов А.П. и подал апелляционную жалобу на предмет отмены по мотиву незаконности. Указывает, что судом не принято во внимание бездействие ГУП «<данные изъяты>» Минстроя Чувашии, выразившееся в прекращении подачи теплоэнергии, которые являясь теплоподающей организацией, прекратило подачу ГВС, не имея на то объективных причин. Администрация города, находясь в сложном финансовом положении, предприняла все необходимые меры для осуществления полномочий, возложенных на нее законом, а именно 7 июня 2019 была создана новая теплоснабжающая организация МУП «<данные изъяты>», которому передано имущество ранее принадлежавшее на праве хозяйственного ведения МУП «<данные изъяты>», который Арбитражным судом Чувашской Республики признан несостоятельным (банкротом).
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Яковлев А.Г. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации г.Шумерля представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, рассмотрение апелляционной жалобы оставили на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия в силу статей 167 и 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив решение суда в порядке, предусмотренном ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
На основании подп. «а» п.33 Правил № 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В пункте 121 Правил № 354 также указано, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих свои обязательства (подп. «б» п.122 Правил № 354).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шумерлинской межрайонной прокуратурой по обращению ФИО проведена проверка соблюдения действующего законодательства в части предоставления гражданам надлежащего качества коммунальных услуг.
Из ответа администрации г. Шумерля от 31 мая 2019 года №4687 следует, что с 21 мая текущего года подача горячего водоснабжения от котельных МУП «<данные изъяты>» (котельная №1, 2, 4, 6, 7, 8, 13) не осуществляется, в силу того, что решением Арбитражного суда Чувашской Республики в 2014 году МУП «<данные изъяты>» признано несостоятельным (банкротом). На 31 мая 2019 года объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящиеся ранее в хозяйственном ведении МУП «<данные изъяты>», переданы в муниципальную собственность. Осуществляется работа по созданию новой теплоснабжающей организации. После процедуры регистрации указанной организации, будут проведены ремонтно-профилактические работы по подготовке к новому отопительному периоду 2019/2020 г.г. По завершению указанных работ подача горячего водоснабжения возобновится. Распоряжение администрации города Шумерля об отключении ГВС не издавалось.
По состоянию на 06 июня 2019 года подача горячего водоснабжения населению г. Шумерля не возобновлена.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с п.4 ст.7 Устава города Шумерля Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов города Шумерля от 25 февраля 2011 года №33 (с изменениями и дополнениями от 25.04.2019 №686) вопрос обеспечения горячим водоснабжением и отоплением находится в ведении органа местного самоуправления - администрации г.Шумерля Чувашской Республики, которая в свою очередь предпринимала недостаточные меры для осуществления полномочий, возложенных на нее законом.
Исходя из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354; п.3.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09; п.п.1, 3, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №16-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку прекращение поставки населению города Шумерля горячего водоснабжения с 21 мая 2019 года неминуемо ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей г.Шумерля.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г.Шумерля предприняла все необходимые меры для осуществления полномочий, возложенных на нее законом, а именно создала новую теплоснабжающую организацию МУП «<данные изъяты>» не может быть принят во внимание, поскольку материалами дела не подтверждается, что новой организацией услуга по горячему водоснабжению оказывается в полном объеме, соответственно, оснований полагать, что администрацией города Шумерля надлежащим образом организовано производство, передача и распределение тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, не имеется.
Согласно действующему законодательству именно органы местного самоуправления должны организовать обеспечение населения горячим водоснабжением и эта обязанность не ограничивается лишь созданием соответствующих предприятий. Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении в полномочиях органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях предусмотрена не только организация водоснабжения населения, но и принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда полно указаны в решении и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации г.Шумерля Чувашской Республики Кириллова А.П. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 19 июля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи И.В. Филимонова
З.А. Степанова