Дело № 2а-176/2021
УИД 35RS0023-01-2021-000313-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Устюжна 16 июня 2021 года
Устюженский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего – судьи Галояна А.Л.,
при секретаре Прозоркиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Никольское Устюженского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить приведение созданных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями законодательства,
установил:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Никольское Устюженского муниципального района Вологодской области (далее – МО Никольское) в лице администрации МО Никольское о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить приведение созданных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в соответствие с требованиями законодательства. В обосновании административного иска указано, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об отходах производства и потребления в отношении МО Никольское в части реализации возложенных полномочий по участию в организации деятельности по накоплению, сбору и транспортированию ТКО, по результатам которого выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в бездействии по реализации полномочий, направленных на приведение созданных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в муниципальном образовании по адресам в ...; ..., в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Административный истец просил признать незаконным бездействие административного ответчика и обязать его в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести созданные места (площадки) накопления ТКО, по указанным адресам, путем оборудования твердого (асфальтового или бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установления ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: пунктами 3 и 4 радела II Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора Устюженского района Вологодской области Гороховский В.А. исковые требования поддержал, мотивируя доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО Никольское по должности Парфенова Т.А. иск признала, полагала указанный административным истцом срок устранения допущенных нарушений достаточным.
Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области не явился, о времени им месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил отзыв на административный иск, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.ст.46, 157 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд принимает признание административным ответчиком административного иска, если это не противоречит названному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. Заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносится в протокол судебного заседания и подписывается административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Вместе с тем, суд принял во внимание правовое обоснование административного иска.
Частью 4 ст.218 КАС РФ установлено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу частей 8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу положений ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч.1, п.18 ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), а также ст.1 Закона Вологодской области от 13.11.2014 № 3474 – «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно частям 1 и 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч.4 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 3-5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
На территории МО Никольское действует постановление администрации МО Никольское от 26.10.2020 № 59 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Никольское» (далее – реестр мест накопления ТКО).
Согласно информации администрации МО Никольское, места (площадки) накопления ТКО, расположенных в муниципальном образовании по адресам: в д. ... в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства не оборудованы, поскольку в 2019-2020 гг. финансовые средства выделялись только на закупку контейнеров.
В результате этого не соблюдаются предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную среду обитания.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что администрация МО Никольское, которой передано осуществление полномочий по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, не выполняет возложенные на нее Федеральным законом РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия, тем самым нарушает права населения в указанной сфере.
При указанных обстоятельствах, учитывая признание административного иска административным ответчиком, которое признано судом не противоречащим закону и не нарушающим права других лиц, имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения административного иска прокурора и признания бездействия администрации МО Никольское незаконным с возложением на нее обязанности в течение 12 месяцев после вступления в силу решения суда устранить вышеназванные нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Никольское Устюженского муниципального района Вологодской области в лице администрации муниципального образования Никольское по реализации полномочий, направленных на приведение созданных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в муниципальном образовании Никольское, по адресам: ..., в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования Никольское Устюженского муниципального района ... в лице администрации муниципального образования Никольское в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести созданные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные на территории муниципального образования Никольское Устюженского муниципального района Вологодской области по адресам: в д. ..., путем оборудования твердого (асфальтового или бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установления ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: пунктами 3 и 4 радела II Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд Вологодской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Л. Галоян