Дело № 2а-3337/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г..
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Канашское лесничество» о возложении обязанности по проведению лесоустройства в границах Канашского лесничества Чувашской Республики,
установил:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Канашское лесничество» об обязании в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда к исполнению обязанности по проведению лесоустройства в границах Канашского лесничества Чувашской Республики в части: проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в пределах установленных полномочий; утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.
В обоснование заявления указал следующее. Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка осуществления полномочий переданных Российской Федерацией органом государственной власти Чувашской Республики в области лесных отношений. Проверкой установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Канашского лесничества Чувашской Республики.. По данному факту в адрес Минприроды Чувашии было внесено представление об устранении отмененных нарушений закона, однако, исходя из ответа действенных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято.
Представитель административного истца помощник прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2, участвуя в судебном заседании, административное исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем, вновь привел их суду, просил удовлетворить иск.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Канашское лесничество», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, огласив письменные отзывы, суд приходит к следующему.
В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, населенных пунктов, обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3, Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69.2 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются их ведомости.
В соответствии с п. 148 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 по результатам проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются: ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов по лесным участкам, участковым лесничествам, лесничествам, лесопаркам в соответствии с п..117 настоящей Инструкции; пояснительная записка в произвольной форме, в которой приведены количественные и качественные характеристики лесничества, лесопарка или лесного участка, особенности проведения таксационных работ, виды и объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также определение максимально возможного объема изъятия древесины при всех видах рубок; карта-схема проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В силу п. 147 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности.
Учитывая, что Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу в 2007 году, и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, устанавливают единые требования к охране лесов, материалы лесоустройства (более 10 летней давности) и применяемые в соответствии с ними мероприятия по охране лесов от пожаров подлежат корректировке с учетом норм действующего лесного законодательства.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 3.10 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.2015 г. № 370 проведение лесоустройства на землях лесного фонда возложено на Министерство.
Таким образом, проводимые Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Канашское лесничество» на подведомственной территории мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.
В судебном заседании установлено, что по данному факту Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства 02 марта 2018г. внесено представление об устранении нарушений закона. Требования прокуратуры по результатам рассмотрения представления признаны подлежащими удовлетворению (письмо Министерства от 13.04.2018 № 5/13-7112). Однако до настоящего времени нарушения не устранены, лесоустройство в границах Канашского лесничества Чувашской Республики не проведено.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и неисполнение обязанности по лесоустройству может привести к ухудшению состояния лесов и условий обитания объектов животного мира и условий местопроизрастания древесных и кустарниковых пород, травянистых растений, ставит под угрозу безопасность лесов в пожароопасный период.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита прав каждого - обязанность государства. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Защита гражданских прав согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 этой статьи).
В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в частности, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
В силу статьи 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Реестр ведется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых установлены Приказом Минприроды России N 496.
В соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2016г. № 588 документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, предоставляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Федеральное агентство лесного хозяйства ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Так, согласно пункту 2.1 Приказа Минприроды N 496 одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). Основанием для оформления указанных актов и внесения в них документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 Приказа Минприроды N 496.
Согласно пункту 4.3 Приказа Минприроды N 496 Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) не реализуются в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Канашского лесничества Чувашской Республики.
По данному факту в адрес Минприроды Чувашии административным истцом было внесено представление об устранении отмеченных нарушений закона. Однако, исходя из ответа на представление, поступившее в прокуратуру, действенных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято.
Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая требования действующего законодательства, учитывая, что при рассмотрении дела было установлено, что в границах Канашского лесничества Чувашской Республики не проводятся в полном объеме работы по лесоустройству, при этом доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий (подача заявления компетентным органам), суд полагает возможным в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, определить срок исполнения – в течение 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в 24-х месячный срок со дня вступления в силу настоящего решения суда провести лесоустройства в границах Канашского лесничества Чувашской Республики в части:
- проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в
пределах установленных полномочий;
- утверждения акта о внесении документированной информации в
государственный лесной реестр или ее изменении.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.Э. Фомина
Мотивированное решение составлено 17.09.2018 года.