Дело № 2а-584/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 27 ноября 2018 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Корепановой Т.А.,
с участием представителя административного ответчика Холкина В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вершинина Сергея Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
у с т а н о в и л:
Вершинин С.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области) о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обосновании заявленных требований указал, что 26 марта 2018 года Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области в отношении него принято решение № 264 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившегося в несвоевременном представлении налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год Указанным решением к нему применено наказание в виде штрафа в размере 500 руб.
25 октября 2018 года указанное решение обжаловано им в вышестоящий орган УФНС России по Курганской области. Жалоба рассмотрена УФНС России по Курганской области 8 ноября 2018 года и оставлена без удовлетворения.
Считает решение № 264 от 26 марта 2018 года Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, незаконным и необоснованным в связи с тем, что декларация по НДФЛ представлена им в инспекцию 31 октября 2017 года, вместо установленного законом срока 30 апреля 2018 года.
Просит суд, признать незаконным и отменить решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области от 26 марта 2018 года № 264 о привлечении Вершинина С.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ.
Определением судьи от 15 ноября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области Липнягова С.С. - вынесшая оспариваемое решение.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области Холкин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, дав пояснения по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Липнягова С.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствии.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что, 17 января 2007 года Вершинин Сергей Александрович был зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства, 20 октября 2017 года указанная деятельность Вершининым С.А. прекращена, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 16 ноября 2018 года (л.д. 35,36).
Актом камеральной налоговой проверки от 30 января 2018 года № 1528 установлено, что Вершинин С.А. несвоевременно представил в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год. При сроке представления декларации не позднее 27 октября 2017 года, фактически ее представил 31 октября 2017 года (л.д. 27,28).
Вершинин С.А. был уведомлен о необходимости явиться 30 января 2018 года к 11-30 для получения и подписания акта камеральной проверки, что подтверждается уведомлением о вызове налогоплательщика от 17 января 2018 года, копией почтового уведомления (л.д. 29).
На подписание и получение акта камеральной проверки Вершинин С.А. не явился, в связи с чем акт был направлен ему заказным письмом 6 февраля 2018 года, что подтверждается описью вложением в заказное письмо, копией почтового уведомления (л.д. 30).
Извещением от 30 января 2018 года Вершинин С.А. был приглашен на рассмотрение материалов камеральной проверки на 26 марта 2018 года в 11-30, что подтверждается извещением от 30 января 2018 года, копией почтового уведомления (л.д. 26).
Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области от 26 марта 2018 года № 264 Вершинин Сергей Александрович привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, в виде штрафа в размере 500 руб.(л.д. 22, 23).
Решение направлено Вершинину С.А. 2 апреля 2018 года, что подтверждается описью вложения в заказное письмо (л.д. 30).
Не согласившись с данным решением, Вершинин С.А., в порядке, установленной главой 19 НК РФ обратился с жалобой в Управление ФНС России по Курганской области, в которой сообщил, что в соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, следовательно, сроком подачи декларации по форме 3-НДФЛ за 2017 год является 30 апреля 2018 года. Декларация по форме 3-НДФЛ была представлена им 31 октября 2017 года, то есть в установленный законодательством о налогах и сборах срок (л.д. 9).
Решением и.о. руководителя УФНС России по Курганской области № 327 от 8 ноября 2018 года, жалоба Вершинина С.А. на решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области от 26 марта 2018 года № 264 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения (л.д.10, 11).
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области от 26 марта 2018 года № 264 Вершинин С.А. обратился в суд.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком - контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 настоящего Кодекса, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п.1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 227 НК РФ, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 229 НК РФ, в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Как было установлено ранее, Вершинин С.А. утратил статус индивидуального предпринимателя 20 октября 2017 года. Следовательно, срок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) за 2017 года, с учетом выходных дней составлял не позднее 27 октября 2017 года.
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) за 2017 год была предоставлена представителем налогоплательщика Вершинина С.А. 31 октября 2017 года (л.д. 31-34), т.е. с нарушением установленного п. 3 ст. 229 НК РФ сроком.
За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрена ответственность по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
При назначении наказания Вершинину С.А. в виде штрафа в размере 500 руб. в качестве смягчающего ответственность обстоятельства учтено, что правонарушение совершено им впервые.
Доводы административного истца о том, что декларация по форме 3-НДФЛ была им сдана в установленный законом срок 31 октября 2017 года, до 30 апреля 2018, суд считает ошибочными, в связи со следующим.
Согласно ст. 216 ГК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекс.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрены сроки подачи налоговой декларации при прекращении деятельности до конца налогового периода, который составляет - пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности.
Поскольку Вершинин С.А. прекратил деятельность до конца налогового периода - 20 октября 2017 года, соответственно срок для подачи налоговой декларации в налоговый орган по месту учета будет являться до 27 октября 2017 года.
В ходе камеральной проверки установив нарушение предусмотренного законом срока предоставления налоговой декларации Вершининым С.А., налоговый орган правомерно вынес решение о привлечении административного истца к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение вынесено в пределах предоставленных должностному лицу полномочий и в установленном законом порядке при наличии на то оснований, по форме и содержанию соответствует требованиям налогового законодательства. Оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Исследовав и оценив все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования Вершинина Сергея Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180-185, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Вершинина Сергея Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд.
Судья: Н.С.Киселева