Дело № 12-137/2016
РЕШЕНИЕ
г. Дальнегорск 27 июля 2016 года
Судья Дальнегорского районного суда Кухта А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - Главы Дальнегорского городского округа Сахута И.В. на постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Дальнегорский» Мельника А.В. от 05.05.2016г., которым он признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Дальнегорский» Мельника А.В. от 05.05.2016г. должностное лицо – Глава Администрации Дальнегорского городского округа Сахута И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного 12.34 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Глава администрации Дальнегорского ГО Сахута И.В. подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование своей жалобы Сахута И.В. указал, что административный орган вменил должностному лицу нарушение требований п.п. 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8, 3.1.9 ГОСТР 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».
Как следует из оспариваемого постановления должностное лицо привлечено к ответственности за несоблюдение требований по обеспеченшо безопасности дорожного движения при содержании дорог, расположенных: по <адрес> в районе <адрес> в районе <адрес>, подъезд к <адрес> в районе домов № в г. Дальнегорске, выразившееся в присутствии снежного наката, зимней скользкости, а также гололедных явлений, а также в наличии на остановочном пункте в районе <адрес> Д по <адрес> и <адрес> по улице в г. Дальнегорске сформированных снежных валов.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого, в соответствии со статьей 1 являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 данного Федерального закона единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993 г.
В силу статьи 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспеченшо безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Согласно статьи 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного Движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным Документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик категории В составляет 6 часов (таблица 4). При этом, согласно примечания, нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Пунктом 3.1.7. ГОСТ Р 50597-93 определено, что на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
Согласно пункту 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается: на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах.
В постановлении о привлечении должностного лица к административной ответственности отсутствует мотивированный вывод относительно того, почему начальник ОГИБДД МОМВД России «Дальнегорский» пришел к выводу о виновности должностного лица в совершении вмененного ему административного проступка. В оспариваемом постановлении отсутствует указание на то, в чем заключаются виновные действия либо бездействие должностного лица.
Кроме того, из акта проверки от <дата>, составленного прокуратурой г.Дальнегорска совместно с инспектором ОР ДПС ИГИБДД МОМВД России «Дальнегорский», невозможно установить, что при осмотре места административного правонарушения и установления события правонарушения использовались какие-либо измерительные приборы.
Дорожная классификация зимней скользкости определена пунктом 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Министерства транспорта РФ от 16.06.2003 № ОС- 548-р, которая имеет линейные параметры, характеризующие техническое состояние дорог.
Так, вид зимней скользкости подразделяет снежно-ледяные отложения, образующиеся на дорожном покрытии. По внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат и стекловидный лед, который может быть определен по следующим признакам:
Рыхлый снег - откладывается на дорожном покрытии в виде ровного по толщине слоя. Плотность свежевыпавшего снега может изменяться от 0,06 до 0,20 г/смЗ. В зависимости от содержания влаги снег может быть сухим, влажным и мокрым. При наличии слоя рыхлого снега на дорожном покрытии коэффициент сцепления шин с покрытием снижается до 0,2.
Снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта. Он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров - и плотность от 0,3 до 0,6 г/смЗ.
Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25.
Стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более. Отложения стекловидного льда имеют плотность от 0,7 до 0,9 г/смЗ, а коэффициент сцепления составляет от 0,08 до 0,15. Этот вид зимней скользкости является наиболее опасным. Отложения льда в виде матово-белой корки имеют плотность от 0,5 до 0,7 г/смЗ.
В соответствии с п.5.2 ГОСТ Р 50597-93 контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки. Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально.
С 15.02.2015 г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», устанавливающий минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Так, пункт 13.9 Технического регламента допускает эксплуатацию автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм.
Из материалов дела об административном правонарушении можно сделать вывод о том, что в данном случае не представлен механизм расчета толщины снежного наката, зимней скользкости и гололедных явлений, что делает невозможным вывод о законности или незаконности привлечения должностного лица к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
В акте проверки от 25.05.2016г. и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.02.2016 контрольные мероприятия осуществлены без указания нарушенных параметров дорог местного значения, которые бы указывали на наличие зимней скользкости. Визуальная оценка при наличии определенных ведомственными нормативами линейных параметров, применяется в случае отсутствия количественной оценки, в связи с чем, полагаю, не могут быть доказательством выявленных нарушений, указанных в акте.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о параметрах проверенных участков дорог, свидетельствующих о наличии зимней скользкости на них и необходимости их устранения, как и отсутствует описание выявленной скользкости, определяющих вид и её степень, что нарушает исполнение п.5.2 ГОСТ Р 50597-93 при проведении контроля линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц.
Представленные в материалах дела фотографии остановочных пунктов и участков дорог не содержат данных о том, что изображенные на них участки дорог являются участками дорог именно <адрес> в г.Дальнегорске. Фотографии не имеют даты и времени, подтверждающие дату составления акта проверки, как не имеют ссылки на улицу и номера домов, которые бы указывали, что конкретный участок дороги той дороги, а не иной, в связи с чем, они не могут являться доказательствами по делу об административном правонарушении. Т.е. в акте проверки и в Постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении приведены лишь приблизительные данные о местах нахождения проверенных участков дорог, которые не ограничены в пространстве какими-нибудь ориентирами.
В Акте проверки также отсутствуют ссылки на километры дороги, ограничивающие участки, на которых сформированы снежные валы, а равно не указаны иные ориентиры и точки, позволяющие определить участки дорог, площадь участков дорог, покрытых зимней скользкостью. Любой участок дороги, изображенный на фотографиях, приложенных к акту, можно использовать для других материалов иных дел, так как отсутствие на них информации о их расположении, позволяют это сделать, а нарушенные требования, выявленные при осуществлении мероприятий по контролю в отношении сформированных снежных валов, должны подкрепляться описанием самих нарушений, а именно: на каком расстоянии от остановки выявлен снежный вал, высота снежного вала и чем данный снежный вал нарушает безопасность дорожного движения.
Какие либо препятствия от расположения снежных валов на остановочном пункте в районе <адрес> и в районе здания № ЗД по <адрес> в г.Дальнегорске в отношении безопасности дорожного движения в акте от 25.01.2016г. и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.02.2016г. не определены, как и не определены расстояния, высота, ширина между валами, что нарушает также исполнение п.5.2 ГОСТ Р 50597- 93 при проведении контроля линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц. Снежные валы, сформированные вблизи остановочных пунктов при очистке участков дорог с учетом ширины проезжей части и количества полос для движения не находились на автодороге ближе чем 20м от остановки, не препятствовали видимости для водителей автотранспорта, не препятствовали проезду транспортных средств, и пользование данными участками дороги какой-либо угрозы безопасности дорожного движения не создавало.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, указанные факты в акте проверки от <дата>, установлены не были, как и не были такие данные зафиксированы каким-либо другим документом при контрольной проверке после выявления зимней скользкости (через установленные 6 часов), вплоть до возбуждения дела об административном правонарушении <дата>.
Извещения о выявленных недостатках ненадлежащего состояния указанных автодорог для устранения зимней скользкости либо предписания для устранения выявленной скользкости контролирующим и надзорным органом не были направлены должностному лицу администрации Дальнегорского городского округа.
Последующая проверка состояния дороги контролирующим и надзорным органом, по истечению нормативного срока устранения зимней скользкости после её выявления (как указано в примечании п.3.1.6. ГОСТ Р 50597-93 в таблице 4), не проводилась, т.е. нарушенный срок ликвидации зимней скользкости не был установлен и в акте не зафиксирован.
В силу презумпции невиновности все имеющиеся сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Бремя доказывания обстоятельств дела возложено на должностное лицо административного органа, которым в данном случае не представлены достаточные доказательства в подтверждение обстоятельств дела, на основании которых прийти к однозначному выводу о виновности должностного лица во вменённом правонарушении не представляется возможным.
Поэтому ссылка на нарушения пунктов 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8, 3.19 ГОСТ Р 50597-93 не обоснована и незаконна.
Привлекая к административной ответственности должностное лицо по статье 12.34 КоАП РФ ОГИБДД МОМВД России «Дальнегорский» не установлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении должностным лицом бездействия, образующего состав вмененного правонарушения.
Полагает, что вышеуказанные обстоятельства являются существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не позволяют достоверно установить место, время и факт совершения административного правонарушения, т.е. объект правонарушения.
Полагает, что необходимо учесть отсутствие при выявлении нарушений и фиксации их в Акте и Постановлении признаков состава административного правонарушения:
а) отсутствие объективной стороны - отсутствие факта выявления нарушений при контрольной проверке в соотношении с фактом выявленного нарушения по истечению установленных п.3.1.5 и п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 сроков;
б) отсутствие субъективной стороны, а именно - отсутствие наличия вины в форме умысла и неосторожности должностного лица к нарушению неустановленных актом сроков недоказанной этим же актом зимней скользкости.
в) истечение сроков давности привлечения к ответственности. Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Считает, что вменяемое должностному лицу правонарушение за нарушение сроков устранения зимней скользкости, которое не выражено в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, не может быть квалифицировано как длящееся.
Учитывая пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учесть, что такие обязанности на должностное лицо по результатам проведенной проверки 25.01.2016г. не были возложены ни нормативным правовым актом, ни правовым актом ненормативного характера (представление прокурора г.Дальнегорска и/или предписание ОГИБДД МО МВД России «Дальнегорский» для устранения зимней скользкости должностное лицо в целях устранения выявленной скользкости не получал).
Полагает, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что рассматриваемое административное правонарушение не является длящимся.
г) наличие нарушений при возбуждении административного производства - вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата> прокурором г.Дальнегорска с точки зрения полноты исследования события правонарушения, а также соблюдения процедуры оформления протокола (постановления).
Полагает, что указанное Постановление вынесено в нарушение ч.3 и ч.4 ст.28.2 КоАП РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.02.2016г. указано лицо, не имеющее какое-либо отношение к данному делу. В указанном Постановлении не указано основание, при котором Сегал С.В. принимал участие в возбуждении административного производства, ознакамливался с материалами дела и получал копию постановления.
Полномочия Сегалу С.В. представлять интересы должностного лица Главы Дальнегорского городского округа по данному делу не были переданы каким-либо документом, что также подтверждается отсутствием записи в Постановлении прокурора г.Дальнегорска о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.02.2016г.
д) наличие нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении - вынесение определения о рассмотрении ходатайства о прекращении административного дела об административном правонарушении от <дата> с нарушением.
В определении по делу об административном правонарушении (о рассмотрении ходатайства о прекращении административного дела об административном правонарушении) от <дата> отсутствуют обязательные сведения, определенные статьей 29.12 КоАП РФ:
- место рассмотрения ходатайства, материалов дела;
- содержание заявления, ходатайства (в т.ч. его номер, дата);
обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела (обстоятельства не мотивированы письменно и не разъяснены при рассмотрении ходатайства законному представителю.
Просит постановление по делу об административном правонарушении 18№ от <дата>, вынесенное начальником ОГИБДД МОМВД России «Дальнегорский» Мельник А.В., в отношении должностного лица Главы Дальнегорского городского округа Сахута И. В. – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Главы Д. городского округа Сахута И. В. - прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Главы администрации Дальнегорского ГО Сахута И.В. – Игумнова Н.О., действующая на основании доверенностей, поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, просила ее удовлетворить.
Представитель ОГИБДД МО МВД «Дальнегорский» Гайнутдинов А.А. действующий на основании доверенности, доводы жалобы не признал, пояснил, что нарушения указанные в постановлении по делу об административном правонарушении имели место, в связи с чем полагает, что оно законно и обосновано. Просил в удовлетворении жалобы – отказать.
Выслушав пояснения представителя Главы Администрации Дальнегорского ГО Игумнову Н.О., представителя ОГИБДД МО МВД России «Дальнегорский» Гайнутдинова А.А., мнение помощника прокурора г. Дальнегорска Губановой Т.А., полагавшей, что оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, а жалоба не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу, что жалобу удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что <дата> во исполнение поручения прокуратуры Приморского края прокуратурой г. Дальнегорска была проведена проверка исполнения требований законодательства при строительстве (реконструкции), эксплуатации, содержании и ремонта автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, дорожных сооружений, расположенных на них. В ходе проверки установлены факты неисполнения обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог в г. Дальнегорске
По выявленному факту помощником прокурора г. Дальнегорска Арлашиной В.И. совместно с инспектором ОР ДПС ИГИБДД МО МВД России «Дальнегорский» Гайнутдиновым А.А. составлен акт от <дата>.
Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении должностного лица – Главы администрации Дальнегорского ГО Сахута И.В. дела об административном правонарушении и вынесения постановления от <дата> о привлечении Сахута И.В. к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Тоже самое, установлено п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава Дальнегорского городского округа
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Законность составления протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица Сахута И.В. не вызывает сомнения. Доказательств, что данным должностным лицом принимались меры для обеспечения безопасности дорожного движения в судебное заседании представлено не было.
Вопреки доводам жалобы, постановление о привлечении должностного лица Сахута И.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Сахута И.В. в пределах санкции ст. 12.34 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, должностным лицом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 05.05.2016░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░