Дело № 2а-847/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 16 ноября 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Карташовой Екатерине Александровне о взыскании налога на доходы физических лиц, пени за несвоевременную уплату налога и штрафных санкций,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась в суд с названным административным исковым заявлением к Карташовой Е.А., мотивируя требования тем, что в представленной налоговой декларации 3-НДФЛ за 2015 год от продажи имущества (нежилое здание) налогоплательщиком Карташовой Е.А. заявлен налоговый вычет в размере 1000000 рублей, сумма дохода от продажи здания составила 3250000 рублей. В нарушении п. 2 ст. 220 НК РФ административный ответчик занизила налоговую базу на сумму 3125000 рублей и, соответственно, занизила сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в размере 373750 рублей. В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ Карташовой Е.А. назначен штраф в размере 74750 рублей, с учетом смягчающих обстоятельств - 18687 рублей 50 копеек. Решением № от 26 января 2017 года, вынесенным по результатам проведенной камеральной проверки декларации налогоплательщика 3-НДФЛ за 2015 год, Карташова Е.А. привлечена к налоговой ответственности. Решение № от 26 января 2017 года не обжаловалось налогоплательщиком и вступило в законную силу. Карташовой Е.А. выставлено требование № от 23 марта 2017 года об уплате в добровольном порядке сумму налога, пени и налоговой санкции. Требование до настоящего времени не исполнено. 14 июля 2017 года мировым судьей судебного участка № 2 гор. Костомукша РК вынесен судебный приказ № № о взыскании с Карташовой Е.А. задолженности. Определением от 04 августа 2017 года судебный приказ был отменен, в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
Межрайонная ИФНС России № 1 по РК просит суд взыскать с Карташовой Е.А. налог на доходы физических лиц за 2015 года в размере 373750 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 24697 рублей 03 копеек, штрафную санкцию в размере 18687 рублей 50 копеек, а всего 417134 рубля.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 1 по РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Административный ответчик Карташова Е.А., имея возможность реализовать свои права, предусмотренные ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом и своевременно в соответствии с правилами главы 9 КАС РФ. Ходатайство об отложении разбирательства дела не заявляла. Каких-либо возражений по делу, доказательств уважительности причин неявки суду не представила. Риск неполучения поступившей по зарегистрированному месту жительства корреспонденции несет сам адресат. Доказательств того, что судебные извещения, возвращенные по истечении срока хранения, не были вручены административному ответчику Карташовой Е.А. по причинам, не зависящим от нее, суду не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Руководствуясь ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Изучив доводы административного иска, исследовав письменные материалы дела, материалы приказного производства № оценив доказательства в их совокупности по правила ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В ст. 45 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу п. 1 ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие налоговой базы, как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В соответствии со ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками.
Согласно абз. 2 п/п. 5 п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, ст. 208 Налогового кодекса РФ относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ.
Налоговым периодом, в силу ст. 216 Налогового кодекса РФ, признается календарный год.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ).
Подпунктом 2 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ установлено, что исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ производят, в том числе физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с п. 2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса. При этом в силу п. 3 указанной статьи налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В силу п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент реализации квартиры) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Из ч. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ следует, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
Пунктами 3 - 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Карташова Е.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вид деятельности - <данные изъяты>.
В общей совместной собственности у административного ответчика и ФИО4 находилось одноэтажное нежилое здание, общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указанное недвижимое имущество находилось в общей совместной собственности Карташовой Е.А. и ФИО4
Право собственности на данное имущество зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Карташова Е.А. и ФИО4 реализовали ФИО5 одноэтажное нежилое здание, общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №. Цена здания составляет <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации перехода права на недвижимое имущество №.
04 мая 2016 года Карташова Е.А. подала налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год с суммой к уплате в бюджет 32500 рублей.
В налоговой декларации в разделе «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13 %» указано: общая сумма дохода - 3250000 рублей; общая сумма дохода, не подлежащая налогообложению - 0,00 рублей; общая сумма подлежащая налогообложению - 3250000 рублей; общая сумма налоговых вычетов - 3000000 рублей; налоговая база для исчисления налога - 250000 рублей; сумма налога исчисленного к уплате - 32500 рублей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет - 32500 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 04 мая 2016 года Карташовой Е.А. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год.
Из акта налоговой проверки № от 31 августа 2016 года следует, что настоящей проверкой установлено, что налогоплательщик Карташова Е.А. в представленной декларации за 2015 год отразила сумму дохода от продажи недвижимого имущества в размере 3250000 рублей (6500000 рублей / 2), сумму облагаемого дохода 250000 рублей и исчислила сумму налога подлежащего уплате в бюджет в размере 32500 рублей. Также ею заявлен налоговый вычет в размере 1000000 рублей. Однако, поскольку вышеуказанный объект недвижимости является нежилым зданием, то вычет может быть предоставлен в размере 250000 рублей в соответствии с п/п. 1 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, согласно представленной налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2015 год сумма дохода Карташовой Е.А. от продажи вышеуказанного нежилого здания составляет 3125000 рублей (3250000 рублей - 125000 рублей (250000 рублей / 2).
Документов, подтверждающих сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, на строительство вышеуказанного нежилого здания Карташовой Е.А. налоговому органу не представлено, исправления в декларацию не внесены.
По результатам указанной проверки сумма дохода от реализации спорного нежилого здания, с учетом имущественного налогового вычета на сумму 125000 рублей, составляет 3125000 рублей (3250000 рублей - 125000 рублей), налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц равна 3125000 рублей, соответственно, сумма налога к уплате составляет 406250 рублей (3125000 рублей х 13%). Следовательно, занижен размер суммы исчисленного налога на доходы физических лиц к уплате на 373750 рублей (406250 рублей - 32500 рублей).
Решением Межрайонной ИФНС России № 1 по РК № от 26 января 2017 года Карташова Е.А. привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на доходы физических лиц, то есть в размере 74750 рублей. С учетом смягчающего ответственность Карташовой Е.А. обстоятельства по ст. 112 Налогового кодекса РФ размер штрафа составил 18687 рублей 50 копеек.
Также Карташовой Е.А. начислены пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 24697 рублей 02 копеек. Однако, при проверке расчета судом выявлены арифметические ошибки.
Так, за период с 16 июля 2016 года по 18 сентября 2016 года сумма пени составляет 8502 рубля 81 копейку, исходя из следующего расчета: 373750 рублей х 65 дней х 1/300 х 10,5%;
- за период с 19 сентября 2016 года по 26 января 2017 года сумма пени составляет 16195 рублей 83 копейки: 373750 рублей х 130 дней х 1/300 х 10%;
- итого, 24698 рублей 64 копейки: 8502 рубля 81 копейка + 16195 рублей 83 копейки.
Решение Межрайонной ИФНС России № 1 по РК № от 26 января 2017 года Карташовой Е.А. не оспаривалось и вступило в законную силу.
29 марта 2017 года Карташовой Е.А. было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 23 марта 2017 года, в котором ей было предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 373750 рублей, пени - 24697 рублей 03 копейки, штраф 18687 рублей 50 копеек. Срок исполнения требования - 14 апреля 2017 года.
Указанное требование направлено в адрес налогоплательщика по месту его жительства, что подтверждается списком заказных отправлений от 29 марта 2017 года. В установленный срок административным ответчиком требование не исполнено.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 20 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение, либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные ст. 48 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов приказного производства № следует, что заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье судебного участка № 2 гор. Костомукша РК 12 июля 2017 года. Срок для исполнения требования № № установлен до 14 апреля 2017 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 гор. Костомукша РК от 04 августа 2017 года судебный приказ отменен по заявлению должника. Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 05 октября 2017 года.
Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд на дату обращения к мировому судье административным истцом не пропущен.
При изложенных выше обстоятельствах, суд считает, что требования Межрайонной ИФНС России № 1 по РК к Карташовой Е.А. о взыскании налога на доходы физических лиц, пени и штрафа являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, поскольку Межрайонной ИФНС России № 1 по РК заявлено требование о взыскании налога на доходы физических лиц, пени и штрафа в сумме 417134 рублей, при проверки судом расчетов налогового органа общая сумма составляет 417136 рублей 14 копеек, ходатайство об увеличении размера исковых требований административным истцом не заявлено, то в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, предусмотренных ст. 107 КАС РФ, суду не представлено.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, учитывая специальный характер норм ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2, ст. 50 Бюджетного кодекса РФ по отношению к ч. 1 ст. 114 КАС РФ, исходя из объема подлежащих удовлетворению административных исковых требований, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 7371 рубля 34 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия с Карташовой Екатерины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки гор. <адрес>, ИНН №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, денежные средства в сумме 417134 (четырехсот семидесяти тысяч сто тридцати четырех) рублей, в том числе:
- 373750 (триста семьдесят три тысячи семьсот пятьдесят) рублей - налог на доходы физических лиц за 2015 год;
- 24697 (двадцать четыре тысячи шестьсот девяносто семь) рублей - пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2015 год;
- 18687 (восемнадцать тысяч шестьсот восемьдесят семь) рублей - налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.
Взыскать с Карташовой Екатерины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ИНН №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 7371 (семь тысяч триста семьдесят один) рубля 34 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2017 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ
изготовлено 21 ноября 2017 года.
Копия верна: судья Е.С. Бехтерев
М.П.