РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 апреля 2018 года с. Баргузин
Судья Баргузинского районного суда РБ Ивахинова Э.В., при секретаре Краснослабодцеве О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушкаревой Г.И. к Суворову И.В. о взыскании морального вреда, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец Ушкарева Г.И. просит взыскать с ответчика Суворова И.В. сумму морального вреда, причиненного преступлением в размере 1000 000 (один миллион) рублей.
Исковое заявление мотивировано тем, что в связи с убийством сына ей причинены моральные и нравственные страдания, физическая боль, которую она также получила в связи с данным событием. В связи со смертью сына она потеряла смысл жизни, спокойную и обеспеченную старость. Указывает в иске, что после смерти сына она не хотела жить, но ее спасло то, что ее дочь родила внучку. Ее здоровье в связи с потерей сына подкосилось, начала болеть, ухудшилось зрение, перенесла 2 операции, в год 2-3 раза лежит в больнице на лечении. Покупает дорогие лекарства, пенсии ей едва хватает. После смерти сына она потеряла сон, не спала почти 8 лет. Ей причинены душевная боль и страдания.
В судебное заседание истец Ушкарева Г.И. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Свое исковое заявление она поддерживает, просит иск удовлетворить.
Ответчик Суворов И.В. в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи пояснил суду, что не согласен с суммой морального вреда, считает, что прошло время, и ранее взыскано с троих осужденных по 50000 рублей с каждого. Он признает моральный вред в размере 50000 рублей.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с общим правилом, установленным ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, гражданин имеет право требовать возмещения морального вреда.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума N 10 от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при разрешении требований о компенсации морального вреда суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они причинены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 26 января 2010 года "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровья гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Как установлено в судебном заседании, Баргузинским районным судом РБЮ было рассмотрено уголовное дело в отношении Суворова И.В. в совершении преступления, предусмотренных ч.4 ст.111, п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ
Приговором Баргузинского районного суда РБ от 21.02.2018 г. Суворов И.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренных ч.4 ст.111 УК РФ к 9 годам с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Уголовное преследование по п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ в отношении Суворова И.В. прекращено. Приговор вступил в законную силу 06.03.2018 года. Ушкарева Г.И. по данному уголовному делу признана потерпевшей.
В силу ч. 4ст. 61 ГПК РФвступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Принимая во внимание, что приговор Баргузинского районного суда от 21.02.2018 г. вступил в законную силу, суд в силу ч. 4ст. 61 ГПК РФсчитает установленным, что виновность Суворова в причинении Потерпевший тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лицо с Краснояровым и Кокориным ( которые осуждены приговором Баргузинского районного суда от 08.01.2003 года) причинены телесные повреждения закрытую черепно-мозговую травму, кровоизлияние в мягкие ткани лобной области, ушиб лобных долей головного мозга с кровоизлиянием под оболочки и в желудочки мозга, закрытый перелом костей носа, повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, смерть наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, ушиба мозга, сопровождавшегося кровоизлиянием под оболочки и в желудочки мозга.
Требования истца Ушкаревой о компенсации морального вреда основаны на факте умышленного причинения смерти ее сыну; вина Суворова в данном деянии установлена приговором Баргузинского районного суда от 21.02.2018 г.
Исследованные судом доказательства подтверждают доводы истца о причинении ей морального вреда, вызванного причинением смерти ее родного сына, который был ей опорой. Истец Ушкарева испытывала и испытывает в настоящее время нравственные и моральные страдания, периодически проходит стационарное лечение, что подтверждается выписными эпикризами.
На основе исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит установленным, что совершенное Суворовым в отношении Ушкарева преступление причинило истцу моральные страдания. Кроме того, суд находит доказанным, что Ушкарева Г.И. в связи с перенесенными страданиями, которые выразились в эмоциональных переживаниях истца относительно смерти единственного сына. Указанные нравственные переживания усиливаются отсутствием у истца возможности получить помощи от сына.
Довод ответчика о том, что прошло много времени, и с него взыскали 50000 рублей, не обоснован, поскольку согласно абзацу 2 статьи 208ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ. В силу абзаца 4 статьи 208ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.
При этом Постановлением Президиума Верховного суда Республики Бурятия от 15.09.2017г. приговор Баргузинского районного суда от 4 июня 2005 года,кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам ВС РБ от 4 августа 2005 г.,кассационное определение ВС РБ от 12 апреля 2011 года в отношении Суворова И.В. отменены, материалы уголовного дела направлены на новое судебное рассмотрение в Баргузинский районный суд РБ в ином составе суда, со стадии судебного разбирательства.
Определяя размер компенсации морального вреда суд, принимает во внимание, что причинением смерти истца сына Ушкарева, последней причинены глубокие нравственные страдания, тяжелая моральная травма. Ответчиком иных доказательств в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Учитывая требования разумности и справедливости, а также с учетом семейного и материального положения виновного, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере 400 000 рублей и на основаниист. 151 ГК РФвзыскать указанную сумму с Суворова И.В.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Государственная пошлина составляет 300 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, судья
РЕШИЛ :
Исковые требования Ушкаревой Г.И. к Суворову И.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Суворова И.В. в пользу Ушкаревой Г.И. моральный вред в размере 400 000 рублей.
Взыскать с Суворова И.В. в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Э.В. Ивахинова