Дело № 2-1125/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мирошника С.В.,
при секретаре Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Койра Л.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что 31.05.2018 он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с прохождением военной службы по призыву в районах Крайнего Севера - в пос. Калевала Карельской АССР, - с 12.11.1977 по 25.01.1978, в войсковой части <Номер обезличен>, с 25.01.1978 командирован для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть <Номер обезличен> г. Петрозаводска. Решением ответчика в перерасчете отказано. Истец с указанным отказом не согласен, просит признать решение ответчика неправомерным, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения периода военной службы с 12.11.1977 по 25.01.1978 в стаж работы в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании истец доводы иска поддержал. Пояснил, что проходил военную службу по призыву в период с 12.11.1977 по 25.01.1978 в войсковой части <Номер обезличен>, в пос.Калевала, затем был командирован для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть <Номер обезличен>, которая дислоцировалась г. Петрозаводск, где служил до окончания военной службы. После службы поступил на учебу в СПТУ.
Представитель ответчика Коротаева А.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.. Пояснила, что поддерживает позицию, изложенную в решении об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии. Указала, что действующее законодательство не предусматривает включение в стаж работы в особых климатических условиях периода военной службы. В период службы в армии с 12.11.1977 по 25.01.1978 истец не осуществлял трудовую деятельность, а проходил срочную военную службу по призыву. Место дислокации войсковой части <Номер обезличен> архивная справка не содержит, при этом город Петрозаводск не отнесен к районам Крайнего Севера. Питкярантский район, в котором истец после прохождения службы осуществлял свою трудовую деятельность, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, только в 1993 году, кроме того, срок трудоустройства истца после окончания военной службы превышает 3 месяца, т.к. период учебы в СПТУ после военной службы не является периодом трудовой деятельности. Период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Согласно материалам дела Койра Л.И. является получателем страховой пенсии по старости.
31.05.2018 Койра Л.И. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решением ответчика от 19.06.2018 № 221684/18 заявителю отказано в установлении повышения к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости с учетом работы на Крайнем Севере в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера (РКС). Ответчик не нашел оснований для включения истцу периода прохождения военной службы по призыву с 12.11.1977 по 25.01.1978 в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Частью 6 ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях (МКС), при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Частью 8 ст. 18 указанного Федерального закона определено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Период военной службы учтен ответчиком в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из анализа данных норм права следует, что период действительной срочной военной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение с военной службы должно состояться в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; поступление на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.
Из представленной архивной справки № 21/59/К-1976 от 18.05.2018, выданной ФГКУ «Центральный пограничный архив федеральной службы безопасности Российской Федерации», следует, что 12.11.1977 Койра Л.И. зачислен в списки личного состава войсковой части <Номер обезличен> пос. Калевала Карельской АССР, исключен из списков личного состава войсковой части 25.01.1978, откомандирован для дальнейшего прохождения службы в войсковую часть <Номер обезличен>
Из военного билета истца следует, что Койра Л.И. проходил действительную срочную военную службу в войсковой части <Номер обезличен> с 12.11.1977 по 25.01.1978, в войсковой части <Номер обезличен> с 27.01.1978 по 27.12.1979.
Из пояснений истца следует, что местом дислокации войсковой части <Номер обезличен> являлся г.Петрозаводск.
Из трудовой книжки истца <Номер обезличен> следует, что после службы в Советской Армии 15.02.1980 он поступил на учебу в СПТУ, где обучался по специальности «водитель категории С» в период с 15.02.1980 по 09.07.1980. После получения образования, 14.07.1980 истец был принят на работу в "А." пос. Салми. Указанное обстоятельство подтверждено истцом.
Согласно ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), утвердившему Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, Калевальский район включен в перечень районов Крайнего Севера. г. Петрозаводск и Питкярантский район Республики Карелия включены в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Совокупность условий, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, не соблюдена, поскольку срок трудоустройства истца после окончания военной службы превышает 3 месяца, т.к. период обучения в Питкярантском СПТУ-20 не может отвечать условию поступления на работу в РКС и МКС не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы. Сам факт обучения в учебном заведении не может являться периодом трудовой деятельности истца, в том смысле, который заложен в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181. Таким образом, истцом не был соблюден трехмесячный срок трудоустройства в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Кроме того, истец был уволен с военной службы в г. Петрозаводск, который не включен в перечень районов Крайнего Севера. Доказательств, указывающих на увольнение истца с военной службы в РКС, в силу ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, спорный период действительной военной службы истца не может быть учтен в стаж его работы в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах у истца отсутствует право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере, оснований для признания решения ответчика неправомерным у суда не имеется.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В. Мирошник
Мотивированное решение изготовлено 16.08.2018.