Судья Берзегов Б.В. дело № 7-18/2023
(I инст. № 5-5/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
24.04.2023 г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Бзегежева Н.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 по ордеру адвоката ФИО5 на постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24.01.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24.01.2023 Джанхот Р.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением суда, защитник Джанхота Р.Т. по ордеру адвокат ФИО5 подала жалобу в Верховный Суд Республики Адыгея, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Джанхота Р.Т.. В обоснование доводов жалобы указано, что в ходе производства по делу не были установлены безусловные доказательства, подтверждающие факт сбора и накопления отходов именно Джанхотом Р.Т.. Объективную сторону должностное лицо определило как бездействие собственника земельного участка по применению мер, обеспечивающих содержание земельного участка в чистоте, препятствующих его захламлению, полагает, что какие именно меры он должен предпринять для надлежащего содержания земельного участка, а также в чем заключается противоправность его действий (бездействия) протоколом и постановлением не установлено, фактически он привлечен к ответственности за то, что является собственником земельного участка, в чем усматривает нарушение собственных прав. Полагает, что привлечению к ответственности подлежит неизвестное лицо, которое произвело отходы строительного мусора, ввез и свалил на его участке, поскольку отходы размещены без его ведома, говорить о намеренном накоплении отходов оснований нет. Кем именно был осуществлен сброс отходов на земельный участке установлено не было, в связи с чем он не может являться субъектом административного правонарушения.
Защитник Джанхота Р.Т. - ФИО5 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила отменить постановление суда и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явились. На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения участника судебного разбирательства, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (часть 2).
Согласно положениям статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как усматривается из материалов дела, на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 19.04.2022, 21.04.2022 специалистами Южного межрегионального управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования совместно со специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведено выездное обследование с целью предупреждения, выявления и пресечения несанкционированного природопользования, а также проверки информации о нарушениях обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и (или) угрозе негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе проведения обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>), относящемся к категории земель - Земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования – под объекты обеспечения сельскохозяйственного производства на площади 160 кв.м. обнаружены навалы твердых бытовых отходов в виде отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ, рубероида, отходов при демонтаже, ремонте автодорожных покрытий и прочее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № площадью 11 362 кв.м. принадлежит на праве собственности Джанхоту Р.Т..
Из акта выездного обследования от 21.04.2022 № следует, что должностными лицами Южного межрегионального управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования совместно со специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведено обследование мест несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов в районе территории, расположенной по адресу: <адрес>), на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 01:06:2500003:72 на площади 160 кв.м. и земельном участке муниципалитета Пчегатлукайского сельского поселения на площади 540 кв.м., расположенным по вышеназванному адресу выявлены навалы твердых бытовых отходов в виде отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ, рубероида, отходов при демонтаже, ремонте автодорожных покрытий и прочее (л.д. 23-31).
По результатам проведения административного расследования 01.11.2022 участковым уполномоченный полиции МО МВД России «Адыгейский» Республики Адыгея ФИО3 в отношении Джанхота Р.Т. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Делая вывод о виновности Джанхота Р.Т. в совершении данного административного правонарушения и привлекая его к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, судья исходил из доказанности нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения, входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.
Определяя порядок привлечения к административной ответственности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1). К их числу, в частности, отнесены: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения (пункты 1 - 3 указанной статьи).
Данные обстоятельства, будучи элементами состава административного правонарушения, подлежат установлению по каждому делу об административном правонарушении наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для его правильного разрешения.
Установление виновности предполагает доказывание вины субъекта и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния.
Вместе с тем этих доказательств для вывода о виновности Джанхота Р.Т. в совершении административного правонарушения недостаточно.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении участковым уполномоченный полиции МО МВД России «Адыгейский» Республики Адыгея проверочные мероприятия не осуществлялись, а лишь оценены представленные акт фиксации признаков нарушения законодательства об охране окружающей среды от общественного инспектора, объяснения Джанхота Р.Т..
Действительно, акт выездного обследования от 21.04.2022 № и приложенные к нему фотоматериалы подтверждают несанкционированное размещение строительных и бытовых отходов на территории, расположенной по адресу: <адрес>), а именно на земельном участке с кадастровым номером 01:06:2500003:72 на площади 160 кв.м. и на земельном участке муниципалитета Пчегатлукайского сельского поселения на площади 540 кв.м.. Вместе с тем, как верно отмечено защитником ФИО5, территория земельного участка Джанхота Р.Т., не огорожена, находится в свободном доступе для неопределенного круга лиц.
Как видно из материалов дела, Джанхот Р.Т. последовательно утверждал, что обнаруженные отходы завезены на земельный участок муниципалитета Пчегатлукайского сельского поселения и на его земельный участок неизвестными лицами без его ведома. При этом Джанхот Р.Т. неоднократно оказывал безвозмездную помощь администрации Пчегатлукайского сельского поселения при устранении последствий образованной жителями близлежащих территорий стихийной свалки, путем привлечения за свой счет специальной техники и очистки земельных участков от строительного и иного мусора, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Так, в протоколе об административном правонарушении от 01.11.2022 № и судьей в постановлении от 24.01.2023 указано, что 13.09.2022 в 19 часов 50 минут в <адрес> выявлен Джанхот Р.Т., который осуществлял несанкционированную свалку строительного мусора на вышеуказанном земельном участке.
Вместе с тем, в материалах дела доказательств, подтверждающих виновность Джанхот Р.Т. в совершении вмененного административного правонарушения, что именно он осуществил размещение либо знал, мог знать или должен был знать о размещении отходов на принадлежащем ему земельном участке, не имеется. Его доводы о размещении отходов неустановленными лицами не опровергнуты. Не содержит материал и доказательств, что обнаруженные отходы могли образоваться в процессе производственной или иной деятельности Джанхота Р.Т., а их накопление организовано на земельном участке именно им. При этом как усматривается из материалов дела, большая часть мусора на несанкционированной свалке обнаружена на территории муниципалитета Пчегатлукайского сельского поселения.
Таким образом, должностное лицо и суд должны были установить, что данное накопление отходов было осуществлено с разрешения или с ведома Джанхота Р.Т., чего сделано не было. Соответственно материалами дела не подтверждается виновность Джанхота Р.Т. в совершении вменяемого правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах невозможно сделать безусловный вывод о виновности Джанхота Р.Т. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24.01.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении Джанхота Р.Т., подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесен указанный судебный акт.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу защитника ФИО1 по ордеру адвоката ФИО5 удовлетворить.
Постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24.01.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.Ш. Бзегежева