13 марта 2017 года гор. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Смирновой Е.Д, при секретаре судебного заседания Перцеве Н.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению ООО «Побережье» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике – Чувашии, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недостоверными сведений о кадастровой стоимости земельного участка, признании незаконным решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, обязании исправления технической ошибки и устранения недостоверности сведений государственного кадастра недвижимости путем внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе административного истца ООО «Побережье» на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 05 декабря 2016 года, которым, с учетом определения Верховного Суда Чувашской Республики от 10.01.2017 года, постановлено:
Обществу с ограниченной ответственностью «Побережье» отказать в удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии о признании недостоверными сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере 71 166 595 рублей в период с 1 января 2014 года по 22 января 2014 года, признании незаконным решения № Ф/16-15211 от 26 августа 2016 года об отклонении заявления об исправления технической ошибки, обязании исправить техническую ошибку и устранить недостоверность в сведениях государственного кадастра недвижимости путем внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в период с 1 января 2014 года по 22 января 2014 года в размере 4 538 435,67 рублей.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения представителя административного истца ООО «Побережье» Добровой М.В., поддержавшей жалобу, представителя административного ответчикоа Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии - Сафроновой О.С., представителей заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – Никитиной М.Ю., Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике - Михайлова К.Г., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
ООО «Побережье» обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии, Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недостоверными сведений о кадастровой стоимости земельного участка, признании незаконным решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, обязании исправления технической ошибки и устранения недостоверности сведений государственного кадастра недвижимости путем внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Требования мотивированы тем, что с декабря 2012 года общество являлось собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенного по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под постройками (л. д. 10). В связи с новой государственной кадастровой оценкой земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 года № 396 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики», кадастровая стоимость земельного участка с 01.01.2014 года стала составлять 71 166 595 руб. Земельный участок с кадастровым номером <...> указан с 9-ом видом разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок». 26 июня 2013 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике осуществлен учет изменений сведений о виде разрешённого использования земельного участка с вида «для использования под постройками» на вид «для строительства и застройки индивидуальными жилыми домами», осуществлен учет изменений размера кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 6768104, 76 руб., исходя из принадлежности к 2-му виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки». Однако с даты внесения изменений о виде разрешённого использования земельного участка кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года должна быть основана не на результатах государственной кадастровой оценки земель, а определяться путем расчета на основе пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222. 23 января 2014 года административный ответчик рассчитал новую кадастровую стоимость земельного участка в размере 4 538 435,67 руб. и внес изменения в государственный кадастр недвижимости, но не с 1 января 2014 года. Таким образом, с 1 по 22 января 2014 года сведения о кадастровой стоимости земельного участка являлись недостоверными. В декабре 2014 года земельный участок был преобразован путем разделения на более мелкие земельные участки, прекратил свое существование как объект права и приобрел статус «архивный». Однако общество как налогоплательщик заинтересовано в исправлении недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка. 23 августа 2016 года общество в порядке досудебного урегулирования обратилось к ответчику с заявлением об исправлении технической ошибки. Решением ответчика от 26 августа 2016 года № Ф/16-15211 заявление об исправлении технической ошибки отклонено. Административный истец просит признать недостоверными сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере 71 166 595 руб. в период с 01.01.2014 года по 22.01.2014 года; признать незаконным решение № Ф/16-15211 от 26 августа 2016 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике об отклонении заявления об исправления технической ошибки; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике исправить техническую ошибку и устранить недостоверность в сведениях государственного кадастра недвижимости путем внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в период с 1 января 2014 года по 22 января 2014 года в размере 4 538 435,67 руб.
При производстве по делу заявлением от 22 ноября 2016 года административный истец привлек соответчиком Кабинет Министров Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Побережье» Доброва М.В. требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии Сафронова О.С. в судебном заседании требования не признала, поддержала представленный письменный отзыв на иск, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> с 1 января 2014 года должна была составлять 71 166 595 руб. по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года № 396 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики». Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка в установленном законном порядке и внесение сведений в ГКН было осуществлено после формирования перечня земельных участков земель населенных пунктов Чувашской Республики по состоянию 01.01.2013 года, то согласно положениям Закона об оценочной деятельности и Методическим указаниям, кадастровая стоимость земельного участка была перерасчитана после вступления в законную силу Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 года № 396 в соответствии с новым видом разрешенного использования согласно п. 2.4 Методических указаний.
Представители заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике Емельянова P.M., Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике Михайлов К.Г. в судебном заседании поддержали возражения административного ответчика против иска.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, заинтересованные лица Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрация Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики извещены о времени и месте судебного заседания, заявлениями просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 05.12.2016 года административный иск ООО «Побережье» оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, административный истец ООО «Побережье» подал на него апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда по мотивам необоснованности и незаконности, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. В жалобе оспариваются выводы суда о том, что в настоящем случае отсутствует техническая ошибка, о неприменимости архивной кадастровой стоимости земельного участка. Выражается несогласие с выводом суда о том, что по делу имеется спор применения закона о дате, поскольку по существу речь идет не о дате внесения сведений о кадастровой стоимости, а том, какой именно документ является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка (акт определения кадастровой стоимости от 26.06.2013 года, либо результаты государственной кадастровой оценки).
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Частью 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ст. 390 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» под оспариванием кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В силу п. 2.1.16 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний, определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп, что предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Судом установлено, что административный истец ООО «Побережье» 18 декабря 2012 года приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под постройками, общей площадью 20 178 кв.м., расположенный по <адрес>, о чем истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации о самостоятельном выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков ООО «Побережье» декларацией от 19 июня 2013 года выбрало (изменило) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> на вид «для строительства и застройки индивидуальными жилыми домами», и 19 июня 2013 года подало в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии (ФГБУ ФКП Россреестра по ЧР) заявление № об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка и изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
По заявлению ООО «Побережье» Филиалом ФГБУ ФКП Россреестра по ЧР было принято решение об учете изменений объекта недвижимости от 26 июня 2013 года № Ф/13-35828 - осуществлении учета изменений сведений о виде разрешенного использования с пересчетом кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, составлен акт определения кадастровой стоимости земельных участков, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила 6 766 104,76 руб.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года № 396 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики» (вступило в силу 1 января 2014 года) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики: значения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики (приложение № 1); Рекомендовано филиалу ФГБУ ФКП Россреестра по ЧР внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики в государственный кадастр недвижимости (пункт 2).
При этом земельный участок с кадастровым номером <...> вошел в перечень земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, подлежащих массовой кадастровой оценке, формируемый по состоянию на 01.01.2013 г., с разрешенным использованием «для использования под постройками».
В соответствии с требованиями законодательства при формировании перечня земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2013 г., подлежащих государственной кадастровой оценке, органом кадастрового учета были переданы в Управление Росреестра по Чувашской Республике актуальные и соответствующие представленным при постановке на государственный кадастровый учет документам сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером <...> по состоянию на указанную дату, в том числе и о виде использования.
В соответствии с п. 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года № 396, ст. ст. 4, 15 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» 01.01.2014 г. была внесена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в ГКН, равная 71166595,32 руб. (приложение № 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года № 396)
В силу п. 2.4 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
С учетом того, что ранее 26.06.2013 г. изменился вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> на «для строительства и застройки индивидуальными жилыми домами», соответственно изменилась группа перечня видов разрешенного использования, к которой относится спорный земельный участок для расчета кадастровой стоимости, в связи с чем в соответствии с требованиями законодательства была пересчитана его кадастровая стоимость.
Исходя из этого 23.01.2014 г. составлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила 4 538 435,76 руб. и в Государственный кадастр недвижимости внесена указанная кадастровая стоимость земельного участка.
04 сентября 2014 года прекращено право собственности ООО «Побережье» на земельный участок с кадастровым номером <...>, впоследствии, 17 декабря 2014 года, земельный участок снят с государственного кадастрового учета в связи с разделом на 16 земельных участков, имеет статус архивный.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> с 01.01.2014 г. по 23.01.2014 г. составляла 71166595,32 руб., с 23.01.2014 г. по 17.12.2014 г. составила 4 538 435,76 руб.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республике от 29 июня 2015 года ООО «Побережье» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с занижением суммы земельного налога за 2014 год, подлежащего уплате в бюджет, рассчитанного административным истцом исходя из заниженной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>. Решение налогового органа обжаловано административным истцом в Арбитражный суд Чувашской Республики.
23 августа 2016 года ООО «Побережье» обратилось в филиал ФГБУ ФКП Россреестра по ЧР с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером <...> в период с 01 по 23 января 2014 года. Решением филиала ФГБУ ФКП Россреестра по ЧР от 26 августа 2016 года № Ф/16-15211 заявление ООО «Побережье» об исправлении технической ошибки отклонено (л.д. 42-43).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Закона на момент рассмотрения спора) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются в том числе техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7, ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости является основанием осуществления кадастрового учета.
В силу п. 2. ч. 3 ст. 17 указанного Федерального закона датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя).
Согласно ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку (часть 4); в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5).
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что в настоящем случае государственным учреждением не выявлены ошибки при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка. В связи с чем на основе представленных доказательств, проверенных и оцененных по правилам ст. 84 КАС РФ, суд признал необоснованными заявленные административные исковые требования.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается в полном объеме.
Достаточных доказательств обратного административным истцом не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска по закону не имелось.
Нарушение процедуры определения кадастровой стоимости земельного участка, установленной Законом о государственном кадастре недвижимости, судом не установлено.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Доводы жалобы в той части, что не исправлена техническая ошибка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, не могут быть признаны обоснованными, поскольку действия учреждения соответствовали требованиям закона.
Доводы ответчика о том, что суд не разобрался, какой именно документ является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, судебной коллегией признаются несостоятельными ввиду неверного толкования истцом норм законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения по статьей 310 КАС РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие спорные правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
апелляционную жалобу административного истца ООО «Побережье» на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 05 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Алексеев Д.В.
Смирнова Е.Д.