Решение по делу № 2-1396/2024 (2-7227/2023;) от 11.12.2023

Дело № 2-1396/2024

УИД 39RS0002-01-2023-004969-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивонинской И.Л.

при секретаре Алексенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.И., действующей в интересах несовершеннолетней К.Е. к Министерству здравоохранения Калининградской области, Министерству финансов Калининградской области, УФК по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

К.И., действующая в интересах несовершеннолетней К.Е., обратилась в суд с иском, указав, что ее дочь, Екатерина, < Дата > года рождения, с полутора лет является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2016 ,выданной бюро МСЭ №10 ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области» < Дата >. Ребенок страдает тяжелой формой хронического заболевания в виде криптогенной фокальной эпилепсии фармакорезистентной формы, осложненной атипичным аутизмом, что подтверждено пройденным ею в период с 10 по < Дата > очередным обследованием в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России «Детское психоневрологическое отделение-1 научно-исследовательского института педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева». Данное заболевание включено в Международную классификацию болезней 10 пересмотра, имеет обозначение G40 «Эпилепсия». Учитывая специфику заболевания Екатерины, у нее часто случаются приступы эпилепсии, она не в состоянии их контролировать, поэтому момент приступа угрожает ее жизни. Лечащим врачом дочери был назначен препарат по жизненным показаниям: «Вигабатрин» (Сабрил), которым истец своевременно не была обеспечена. Истец в иске указывает, что < Дата > собрала пакет документов, необходимых для направления заявки на закупку медицинского препарата, и передала его в ДПО №5, однако заявка на закупку препарата была направлена из больницы лишь 14.06.2022. Ввиду несвоевременного оформления документов для закупки и доставки жизненно необходимого для ребенка лекарственного препарата, истец К.И.. просит суд взыскать с главного врача ГБУЗ КО ГДП №6 ДПО №5 Ф. компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб., за отсутствие контроля документооборота и несвоевременное направление заявки на закупку лекарственного препарата с Министерства здравоохранения Калининградской области компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.

Определением суда от 11.12.2023 исковые требования К.И. в интересах несовершеннолетней К.Е. к Министерству здравоохранения Калининградской области выделены в отдельное производство.

Определением суда от 10.06.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области.

Истец К.Е. и ее законный представитель К.И., надлежаще извещенные о судебном заседании, не явились. В адрес суда от К.И. поступила телефонограмма, в соответствии с которой она просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, обосновывая компенсацию морального вреда отсутствием контроля со стороны Министерства здравоохранения за деятельностью подведомственных учреждений и длительностью проведения процедуры закупки лекарств.

Представитель ответчика по доверенности Т. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержал доводы письменных возражений. Дополнительно указал, что после поступления в Министерство необходимых для направления заявки на закупку документов был проведен аукцион на закупку, который выиграла компания ООО «СПЕКТР». При этом компания-закупщик проинформировала ответчика о том, что необходимый лекарственный препарат находится в глобальном дефиците по независящим от них причинам, срок поставки препарата в необходимых количествах был неизвестен на момент закупки. При этом, после поступления препарата в октябре 2022 года в нужных количествах К.Е. была незамедлительно им обеспечена.

Третьи лица, участвующие в деле, извещенные надлежаще о дате, времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, возражений и ходатайств в адрес суда не представили.

Заслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется ее родителями.

В рассматриваемом случае иск в защиту интересов несовершеннолетней К.Е., < Дата > года рождения, заявлен матерью К.И., которой законом предоставлено право предъявления данного иска.

Статьей 41 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно положениям Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (ст.4).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.ч.1 и 2 ст.27).

Медицинская помощь организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 323-ФЗ) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 3, 5, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечению указанных лиц лекарственными препаратами.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий, и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссий.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

В соответствии с п. 9 ст. 6.1 Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Как следует из материалов дела, дочери истицы - К.Е., < Дата > года рождения, с < Дата > до < Дата > установлена группа инвалидности категории «ребенок-инвалид».

Согласно выписному эпикризу из истории болезни К.Е. находилась на лечении в детском психоневрологическом отделении-1 научно-исследовательского института педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с < Дата > по < Дата > с основным диагнозом G40.3 – криптогенная фокальная эпилепсия, фармакорезистентная форма, сопутствующим заболеванием – атипичный аутизм.

Согласно данному эпикризу с 2018 года к терапии добавлен Вигабатрин (Сабрил), применение которого при выписке рекомендовано постоянно по жизненным показаниям ребенка в течение года, замена препарата категорически противопоказана.

Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника № 6» от < Дата > К.Е. назначен препарат Вигабатрин (Сабрил) 1750 мг (2 раза в сутки) на год 26 упаковок по 100 таблеток (1 таблетка 500 мг).

Решением Московского районного суда г. Калининграда от < Дата > по гражданскому делу по иску К.И. в интересах несовершеннолетней К.Е. к ГБУЗ КО ГДП №6 ДПО №5, Министерству здравоохранения Калининградской области, Агенству по имуществу Калининградской области о компенсации морального вреда установлено, что необходимый пакет документов (медицинских заключений) по перечню НИКИ им. Вельтищева для оформления заявки на приобретение лекарственного препарата был передан К.И. < Дата > в ГБУЗ КО ГДП №6, что следует из медицинских карт К.Е.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 11 мая 2010 г. № 311, Министерство здравоохранения Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий (ч. 1).

Согласно ч. 9 указанного Положения Министерство осуществляет следующие полномочия: проводит на территории Калининградской области государственную политику и осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе направленные на организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; разрабатывает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования; обеспечивает защиту прав граждан в сфере охраны здоровья на территории Калининградской области; осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной настоящим Положением сфере деятельности, в том числе: отвечает от имени Калининградской области по денежным обязательствам Министерства и подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет функции государственного заказчика по организации выполнения государственных программ Калининградской области и мероприятий в установленной сфере деятельности; в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Калининградской области, Министерства.

Льготное лекарственное обеспечение осуществляется в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2019 № 2406-р (далее – Перечень), лекарственными препаратами, включенными в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения.

Лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (далее – с МНН) Вигабатрин по состоянию на 2021-2022 годы не включен в указанный Перечень.

На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в Российской Федерации допускаются к применению лекарственные препараты, если они прошли регистрацию соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лекарственный препарат с МНН Вигабатрин (ТН Инфира) только с апреля 2023 года зарегистрирован на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, действующим законодательством – постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853 «О утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», ранее постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771 «Об утверждении правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации», установлен порядок ввоза на территорию РФ, не имеющих государственной регистрации лекарственных препаратов.

Таким образом, обеспечение ребенка-инвалида, проживающего в г. Калининграде, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по жизненным показаниям, независимо от того обстоятельства, включен лекарственный препарат в Перечень или нет, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации в лице его компетентного исполнительного органа, в данном случае – Министерство здравоохранения Калининградской области, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Между тем, как следует из вышеуказанного решения суда от 12.10.2023 по делу №2-1562/2023, предоставленный < Дата > К.И. пакет документов не был передан в установленные сроки в Министерство здравоохранения Калининградской области для оформления заявки на закупку лекарственного препарата.

В соответствии с возражениями ответчика, не оспоренными истцом, в 2022 году пакет документов К.Е. от ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника» ДПО № 5 поступил на электронный адрес заместителя начальника департамента лекарственного обеспечения и информационных технологий - начальника отдела лекарственного обеспечения К.< Дата > в 12-59 с приложением следующих документов: копия обращения администрации ГБУЗ «Городская детская поликлиника» от < Дата > ; копия информированного добровольного согласия на использование лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации подписанное К.И.; копия врачебного консилиума от < Дата > ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; копия доверенности ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России к протоколу консилиума ; копия СНИЛС К.Е.; копия паспорта К.Е.

< Дата > заявка -мз направлена в адрес уполномоченной организации ГКУ «Калининградская областная фармацевтическая компания» с целью проведения закупочных процедур для нужд К.Е.

Закупка лекарственных препаратов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сроки, установленные законодательством, аукционы на закупку проводятся в открытой форме.

По результатам аукциона и после определения поставщика, поставщик обращается в адрес Департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации, с просьбой выдать ему разрешительный документ на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата, таким поставщиком по результатам аукциона стало ООО «СПЕКТР».

Согласно информационному письму ООО «СПЕКТР» от < Дата > Министерство здравоохранения Калининградской области было проинформировано о том, что препарат по торговому наименованию «Сабрил» продолжает находиться в глобальной дефектуре и выдается по квоте в очень ограниченных количествах. Ожидаемое время появления на рынке – неизвестно.

После получения разрешительного документа – < Дата > , ООО «СПЕКТР» осуществило ввоз лекарственного препарата с МНН Вигабатрин на территорию Российской Федерации, препарат поступил на склад уполномоченной организации «Калининградская фармацевтическая областная компания», после чего К.Е. < Дата > незамедлительно была обеспечена указанным лекарственным препаратом по месту своего прикрепления, что подтверждается персонифицированным сведениями из автоматизированной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» (получен препарат по торговому наименованию «Сабрил» табл. п.п.о. 500 мг № 100 в количестве – 2 упаковок).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерство здравоохранения Калининградской области свои обязательства в рамках организации лекарственного обеспечения, в части оказания набора социальных услуг К.Е. выполнило своевременно после поступления < Дата > в его адрес необходимого пакета документов. При этом суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что ввоз в октябре 2022 года незарегистрированного (на тот момент) препарата на территорию Российской Федерации и находящегося в глобальном дефиците, не обусловлен действиями (бездействием), выразившимися в ненадлежащем документообороте и контролем за исполнением заявки, что вменяется истцом ответчику.

Кроме того, факт длительного не обеспечения лекарственным препаратом К.Е. в период с сентября 2021 по октябрь 2022 установлен решением Московского районного суда г. Калининграда от < Дата > по гражданскому делу , которым подтверждено, что документы в Министерство здравоохранения Калининградской области с момента их передачи истцом в ГБУЗ КО ГДП №6 ДПО №5 были переданы только в июне 2022 по вине последнего.

На основании вышеизложенного суд полагает, что со стороны ответчика нарушений в части несвоевременного направления заявки на обеспечение несовершеннолетнего ребенка жизненно необходимым лекарственным препаратом не допущено, что подтверждается представленными в материалы дела документами и пояснениями сторон, в связи с чем исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск К.И. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Л. Ивонинская

Мотивированное решение суда изготовлено 19 июня 2024 года.

Дело № 2-1396/2024

УИД 39RS0002-01-2023-004969-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивонинской И.Л.

при секретаре Алексенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.И., действующей в интересах несовершеннолетней К.Е. к Министерству здравоохранения Калининградской области, Министерству финансов Калининградской области, УФК по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

К.И., действующая в интересах несовершеннолетней К.Е., обратилась в суд с иском, указав, что ее дочь, Екатерина, < Дата > года рождения, с полутора лет является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2016 ,выданной бюро МСЭ №10 ФКУ «ГБ МСЭ по Калининградской области» < Дата >. Ребенок страдает тяжелой формой хронического заболевания в виде криптогенной фокальной эпилепсии фармакорезистентной формы, осложненной атипичным аутизмом, что подтверждено пройденным ею в период с 10 по < Дата > очередным обследованием в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России «Детское психоневрологическое отделение-1 научно-исследовательского института педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева». Данное заболевание включено в Международную классификацию болезней 10 пересмотра, имеет обозначение G40 «Эпилепсия». Учитывая специфику заболевания Екатерины, у нее часто случаются приступы эпилепсии, она не в состоянии их контролировать, поэтому момент приступа угрожает ее жизни. Лечащим врачом дочери был назначен препарат по жизненным показаниям: «Вигабатрин» (Сабрил), которым истец своевременно не была обеспечена. Истец в иске указывает, что < Дата > собрала пакет документов, необходимых для направления заявки на закупку медицинского препарата, и передала его в ДПО №5, однако заявка на закупку препарата была направлена из больницы лишь 14.06.2022. Ввиду несвоевременного оформления документов для закупки и доставки жизненно необходимого для ребенка лекарственного препарата, истец К.И.. просит суд взыскать с главного врача ГБУЗ КО ГДП №6 ДПО №5 Ф. компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб., за отсутствие контроля документооборота и несвоевременное направление заявки на закупку лекарственного препарата с Министерства здравоохранения Калининградской области компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.

Определением суда от 11.12.2023 исковые требования К.И. в интересах несовершеннолетней К.Е. к Министерству здравоохранения Калининградской области выделены в отдельное производство.

Определением суда от 10.06.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области.

Истец К.Е. и ее законный представитель К.И., надлежаще извещенные о судебном заседании, не явились. В адрес суда от К.И. поступила телефонограмма, в соответствии с которой она просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, обосновывая компенсацию морального вреда отсутствием контроля со стороны Министерства здравоохранения за деятельностью подведомственных учреждений и длительностью проведения процедуры закупки лекарств.

Представитель ответчика по доверенности Т. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержал доводы письменных возражений. Дополнительно указал, что после поступления в Министерство необходимых для направления заявки на закупку документов был проведен аукцион на закупку, который выиграла компания ООО «СПЕКТР». При этом компания-закупщик проинформировала ответчика о том, что необходимый лекарственный препарат находится в глобальном дефиците по независящим от них причинам, срок поставки препарата в необходимых количествах был неизвестен на момент закупки. При этом, после поступления препарата в октябре 2022 года в нужных количествах К.Е. была незамедлительно им обеспечена.

Третьи лица, участвующие в деле, извещенные надлежаще о дате, времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, возражений и ходатайств в адрес суда не представили.

Заслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется ее родителями.

В рассматриваемом случае иск в защиту интересов несовершеннолетней К.Е., < Дата > года рождения, заявлен матерью К.И., которой законом предоставлено право предъявления данного иска.

Статьей 41 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно положениям Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (ст.4).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.ч.1 и 2 ст.27).

Медицинская помощь организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 323-ФЗ) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 3, 5, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечению указанных лиц лекарственными препаратами.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий, и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссий.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

В соответствии с п. 9 ст. 6.1 Федерального закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Как следует из материалов дела, дочери истицы - К.Е., < Дата > года рождения, с < Дата > до < Дата > установлена группа инвалидности категории «ребенок-инвалид».

Согласно выписному эпикризу из истории болезни К.Е. находилась на лечении в детском психоневрологическом отделении-1 научно-исследовательского института педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России с < Дата > по < Дата > с основным диагнозом G40.3 – криптогенная фокальная эпилепсия, фармакорезистентная форма, сопутствующим заболеванием – атипичный аутизм.

Согласно данному эпикризу с 2018 года к терапии добавлен Вигабатрин (Сабрил), применение которого при выписке рекомендовано постоянно по жизненным показаниям ребенка в течение года, замена препарата категорически противопоказана.

Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника № 6» от < Дата > К.Е. назначен препарат Вигабатрин (Сабрил) 1750 мг (2 раза в сутки) на год 26 упаковок по 100 таблеток (1 таблетка 500 мг).

Решением Московского районного суда г. Калининграда от < Дата > по гражданскому делу по иску К.И. в интересах несовершеннолетней К.Е. к ГБУЗ КО ГДП №6 ДПО №5, Министерству здравоохранения Калининградской области, Агенству по имуществу Калининградской области о компенсации морального вреда установлено, что необходимый пакет документов (медицинских заключений) по перечню НИКИ им. Вельтищева для оформления заявки на приобретение лекарственного препарата был передан К.И. < Дата > в ГБУЗ КО ГДП №6, что следует из медицинских карт К.Е.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 11 мая 2010 г. № 311, Министерство здравоохранения Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий (ч. 1).

Согласно ч. 9 указанного Положения Министерство осуществляет следующие полномочия: проводит на территории Калининградской области государственную политику и осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе направленные на организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; разрабатывает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования; обеспечивает защиту прав граждан в сфере охраны здоровья на территории Калининградской области; осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной настоящим Положением сфере деятельности, в том числе: отвечает от имени Калининградской области по денежным обязательствам Министерства и подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет функции государственного заказчика по организации выполнения государственных программ Калининградской области и мероприятий в установленной сфере деятельности; в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Калининградской области, Министерства.

Льготное лекарственное обеспечение осуществляется в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2019 № 2406-р (далее – Перечень), лекарственными препаратами, включенными в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения.

Лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (далее – с МНН) Вигабатрин по состоянию на 2021-2022 годы не включен в указанный Перечень.

На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в Российской Федерации допускаются к применению лекарственные препараты, если они прошли регистрацию соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лекарственный препарат с МНН Вигабатрин (ТН Инфира) только с апреля 2023 года зарегистрирован на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, действующим законодательством – постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853 «О утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», ранее постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771 «Об утверждении правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации», установлен порядок ввоза на территорию РФ, не имеющих государственной регистрации лекарственных препаратов.

Таким образом, обеспечение ребенка-инвалида, проживающего в г. Калининграде, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по жизненным показаниям, независимо от того обстоятельства, включен лекарственный препарат в Перечень или нет, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации в лице его компетентного исполнительного органа, в данном случае – Министерство здравоохранения Калининградской области, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Между тем, как следует из вышеуказанного решения суда от 12.10.2023 по делу №2-1562/2023, предоставленный < Дата > К.И. пакет документов не был передан в установленные сроки в Министерство здравоохранения Калининградской области для оформления заявки на закупку лекарственного препарата.

В соответствии с возражениями ответчика, не оспоренными истцом, в 2022 году пакет документов К.Е. от ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника» ДПО № 5 поступил на электронный адрес заместителя начальника департамента лекарственного обеспечения и информационных технологий - начальника отдела лекарственного обеспечения К.< Дата > в 12-59 с приложением следующих документов: копия обращения администрации ГБУЗ «Городская детская поликлиника» от < Дата > ; копия информированного добровольного согласия на использование лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации подписанное К.И.; копия врачебного консилиума от < Дата > ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; копия доверенности ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России к протоколу консилиума ; копия СНИЛС К.Е.; копия паспорта К.Е.

< Дата > заявка -мз направлена в адрес уполномоченной организации ГКУ «Калининградская областная фармацевтическая компания» с целью проведения закупочных процедур для нужд К.Е.

Закупка лекарственных препаратов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сроки, установленные законодательством, аукционы на закупку проводятся в открытой форме.

По результатам аукциона и после определения поставщика, поставщик обращается в адрес Департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации, с просьбой выдать ему разрешительный документ на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата, таким поставщиком по результатам аукциона стало ООО «СПЕКТР».

Согласно информационному письму ООО «СПЕКТР» от < Дата > Министерство здравоохранения Калининградской области было проинформировано о том, что препарат по торговому наименованию «Сабрил» продолжает находиться в глобальной дефектуре и выдается по квоте в очень ограниченных количествах. Ожидаемое время появления на рынке – неизвестно.

После получения разрешительного документа – < Дата > , ООО «СПЕКТР» осуществило ввоз лекарственного препарата с МНН Вигабатрин на территорию Российской Федерации, препарат поступил на склад уполномоченной организации «Калининградская фармацевтическая областная компания», после чего К.Е. < Дата > незамедлительно была обеспечена указанным лекарственным препаратом по месту своего прикрепления, что подтверждается персонифицированным сведениями из автоматизированной системы «Асулон М-Аптека плюс ЛПУ» (получен препарат по торговому наименованию «Сабрил» табл. п.п.о. 500 мг № 100 в количестве – 2 упаковок).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерство здравоохранения Калининградской области свои обязательства в рамках организации лекарственного обеспечения, в части оказания набора социальных услуг К.Е. выполнило своевременно после поступления < Дата > в его адрес необходимого пакета документов. При этом суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что ввоз в октябре 2022 года незарегистрированного (на тот момент) препарата на территорию Российской Федерации и находящегося в глобальном дефиците, не обусловлен действиями (бездействием), выразившимися в ненадлежащем документообороте и контролем за исполнением заявки, что вменяется истцом ответчику.

Кроме того, факт длительного не обеспечения лекарственным препаратом К.Е. в период с сентября 2021 по октябрь 2022 установлен решением Московского районного суда г. Калининграда от < Дата > по гражданскому делу , которым подтверждено, что документы в Министерство здравоохранения Калининградской области с момента их передачи истцом в ГБУЗ КО ГДП №6 ДПО №5 были переданы только в июне 2022 по вине последнего.

На основании вышеизложенного суд полагает, что со стороны ответчика нарушений в части несвоевременного направления заявки на обеспечение несовершеннолетнего ребенка жизненно необходимым лекарственным препаратом не допущено, что подтверждается представленными в материалы дела документами и пояснениями сторон, в связи с чем исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск К.И. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Л. Ивонинская

Мотивированное решение суда изготовлено 19 июня 2024 года.

2-1396/2024 (2-7227/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кустодинчева Ирина Алексеевна
Ответчики
Министерство Здравоохранения
Фролова В.Н. гл. врач ГБУЗ КО ГДП №6 ДПО №5
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Ивонинская Ирина Леонидовна
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Производство по делу приостановлено
08.02.2024Производство по делу возобновлено
08.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее