№ 88-375/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 26 ноября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого Кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Тульской И.А.
судей Кукарцевой Е.В., Шелепова С.А.
с участием прокурора Прошкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-1031/2019 по иску Нефтеюганской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах неопределённого круга лиц, к администрации сельского поселения Салым о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, по кассационной жалобе администрации Нефтеюганского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Шелепова С.А., объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В., просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Салым о возложении обязанности обеспечить нормативным противопожарным водоснабжением в районе улиц Речная, Центральная, Набережная, Южная, Новосёлов сельского поселения Салым. В обоснование иска указал, что в результате проверки установлен факт отсутствия нормативного противопожарного водоснабжения на указанных улицах. Главе сельского поселения выдано предписание № 11/1/1 об устранении нарушений в срок до 31 марта 2019 года. Реальных мер по устранению нарушений не принято.
Решением Нефтюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25 марта 2019 года исковые требования удовлетворены. На администрацию с.п. Салым возложена обязанность в срок до 01 июля 2020 года обеспечить нормативным наружным противопожарным водоснабжением в районе улиц Речная, Центральная, Набережная, Южная, Новоселов в с.п. Салым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации с.п. Салым, администрации Нефтеюганского района – без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация Нефтеюганского района просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанции как незаконные и необоснованные.
В письменных возражениях прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Трошкина А.В. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители ответчика администрации сельского поселения Салым, третьего лица администрации Нефтеюганского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судами установлены следующие обстоятельства.
На основании актов проверки Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городам Пытъ-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району от 15 марта и 18 июня 2018 года в адрес сельского поселения Салым указанным органом государственного контроля вынесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в соответствии с которыми на сельское поселение Салым возложена обязанность в срок до 31 марта 2019 года обеспечить нормативное наружное противопожарное водоснабжение в районе улиц Речная, Центральная, Набережная, Южная, Новоселов.
В период с 24 мая 2018 года по 20 июня 2018 года проведены внеплановые выездные проверки по соблюдению требований пожарной безопасности на территориях сельских поселений, в результате которых установлено, что сельским поселением Салым не устранены ранее выявленные нарушения. Срок исполнения указанных предписаний в части нарушений истек.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны ответчика имеет место нарушение в части необеспечения в полном объеме противопожарным водоснабжением сельского поселения, что свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, препятствующем своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. На основании изложенного вынесено решение об удовлетворении иска. Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов соглашается по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 19 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Пунктами 55 и 80 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») установлено, что направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта сельское поселение Салым возлагается на его администрацию как на исполнительно-распорядительный орган. Администрации предлагалось устранить указанные нарушения, срок исполнения указанных предписаний в части нарушений истек. Несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах на безопасность жизни и здоровья. В силу изложенного оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора суды не усмотрели.
Довод кассационной жалобы о том, что мероприятия по обеспечению нормативного противопожарного водоснабжения ведутся в сельском поселении Салым в рамках муниципальной программы, при этом нарушения частично устранены, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд первой инстанции по результатам исследования представленных доказательств, в том числе представленных ответчиком документов, в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данные обстоятельства нашёл неподтверждёнными, в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств в подтверждение данного утверждения представлено не было.
В частности из содержания представленных ответчиком документов судами установлено, что на улицах Южная и Набережная проведены работы по монтажу резервуаров противопожарного запаса воды, однако не выполнены работы по вертикальной планировке площадок строительства, не в полном объеме выполнены работы по благоустройству, резервуары не заполнены водой. В части решения вопроса по обеспечению пожарными резервуарами в сельском поселении Салым на улицах Новоселов, Речная, Центральная, Набережная, Южная на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции планировалось проведение мероприятий по проектно-изыскательским работам, на период до 2030 года запланированы строительно-монтажные работы по объекту «Комплекс сооружений противопожарного запаса воды в с.п. Салым по ул. Новоселов, ул. Речная» и предусмотрены финансовые средства.
Таким образом, суды пришли к выводам о том, что выявленные недостатки ответчиком не устранены, обязанность по обеспечению пожарной безопасности надлежащим образом не исполняется.
Доводы жалобы о том, что работы по обеспечению пожарной безопасности ведутся в рамках сроков, установленных муниципальной программой, основанием для отмены судебных актов также не являются, поскольку, судами на ответчика возложены те обязанности, которые должны исполняться им в соответствии с законом и правовыми актами местного самоуправления.
По общему правилу именно должник определяет способы и порядок исполнения возложенных на него решением суда обязанностей, включая, в том числе, соблюдение предусмотренного законом бюджетного процесса в подобных случаях. Судами при вынесении обжалуемых актов вмешательства в полномочия органа местного самоуправления не осуществлено, равно как и в процедуру финансирования необходимых для исполнения решения суда расходов (затрат).
При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик (должник) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения, представив соответствующие доказательства.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов суда первой и апелляционной инстанций об установленных ими обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права. Между тем при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Нефтеюганского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи