Судья Гаджиев Х.К.
Номер дела в суде первой инстанции № 2-2638/2023
УИД: 05RS0038-01-2023-001423-11
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2024 г. по делу № 33-561/2024, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Акимова Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Омаровой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Администрации ГОсВД «город Махачкала» на определение Советского районного суда г. Махачкалы от 16 октября 2023 года,
установил:
решением Советского районного суда г. Махачкалы от 14.03.2023 удовлетворены исковые требования заместителя прокурора г. Махачкала к Администрации ГОсВД «город Махачкала» и Министерству финансов РД об обязании Администрации МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить Халитовой Ш.М., 04.03.1990 года рождения.
Представитель Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Сулейманов Р.С. обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2023 года.
В обосновании заявления указано, что во исполнение решения суда по делу № 2-2638/2023, вступившего в законную силу 09.06.2023, принято постановление о возбуждении исполнительного производства от 22.09.2023 №№-ИП, которым установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований указанных в исполнительном документе. Халитова Ш.М. постановлением Администрации г. Махачкалы от 03.09.2014 г. № 1381 «Об утверждении протокола жилищной комиссии при Администрации г. Махачкалы» включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилого фонда и значится за № 100. Администрация города Махачкалы обеспечивает жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках переданных полномочий, в пределах установленных лимитов, поступающих из республиканского бюджета Республики Дагестан. Вместе с тем, имеются сложности в приобретении жилых помещений согласно доведенным лимитам.
Предоставление жилых помещений осуществляется администрацией города Махачкалы в рамках исполнения переданных государственных полномочий согласно Закону РД от 4 декабря 2008 г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее-Закон).
В соответствии с п. 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства РД от 14 декабря, 2020 г. № 269, обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций.
Во исполнение требований пункта 2 ст. 4 Закона РД № 57 органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий.
Администрация города Махачкалы обеспечивает жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках переданных полномочий, в пределах установленных лимитов, поступающих из республиканского бюджета Республики Дагестан.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан № 07-01-183/21 от 13 апреля 2021 г. «Об утверждении Порядка и сроков направления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов сформированных списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...» администрацией направлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в городе Махачкале в количестве 781 чел., из них 654 имеющих право на предоставление жилых помещений в 2023 году.
Предоставить жилое помещение во внеочередном порядке во исполнение решения суда об обязании предоставления жилья не представлялось возможным, поскольку и у остальных лиц из числа детей-сирот, состоящих в Списке, также имелись соответствующие основания, закреплённые решениями судов, в том числе по искам Прокуратуры города Махачкалы.
Исполнение решений судов и требований исполнительных производств об обязании предоставить жилое помещение вне очереди привело к нарушению жилищных прав других лиц, включенных в Список ранее лиц, обратившихся в суд, и на протяжении 8-9 лет ожидающих положенного от государства жилого помещения без инициирования судебных разбирательств.
По имеющимся проблемам администрация города Махачкалы неоднократно обращалась в Правительство Республики Дагестан, в том числе о выделении денежных средств во исполнение решений судов об обязании предоставления жилых помещений детям-сиротам, в том числе во исполнение решения суда по делу Халитовой Ш.М.
Согласно требованиям ст. 132 Конституции РФ и ст.86 Бюджетного кодекса РФ реализация обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам должна быть обеспечена необходимыми финансовыми средствами за счет бюджета субъекта РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 27 Закона Республики Дагестан от 10.03.2015 № 18 «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» предусмотрено, что Министерство финансов Республики Дагестан составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство Республики Дагестан.
Частью 3 статьи 27 Закона № 18 определено, что Министерство финансов Республики Дагестан несет ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом РФ.
В текущем году до администрации города были доведены лимиты в размере 314 млн. руб. В связи с увеличением стоимости одного квадратного метра на закупку 97 квартир.
На основании вышеизложенного просит суд отсрочить исполнения решения суда до 31.12.2023.
Определением Советского районного суда г.Махачкалы от 16 октября 2023 года в удовлетворении заявления Администрации ГОсВД «город Махачкала» об отсрочке исполнения решения Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2023 года по гражданскому делу №2-2638/2023 отказано.
Не согласившись определением суда, Администрация ГОсВД «город Махачкала» подала частную жалобу, в которой просит обжалуемое определение отменить и разрешить вопрос по существу, предоставив Администрации ГОсВД «город Махачкала» отсрочку исполнения решения до 31 декабря 2023 года.
В обоснование частной жалобы Администрация ГОсВД «город Махачкала» ссылается на те же обстоятельства, которые были указаны при подаче заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос о рассрочке его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Как следует из материалов гражданского дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2023 года исковые требования заместителя прокурора г.Махачкалы к Администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании предоставить Халитовой Ш.М. жилое помещение удовлетворены.
До настоящего времени Администрацией ГОсВД «город Махачкала» указанное решение суда не исполнено.
Обращаясь в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, Администрацией ГОсВД «город Махачкала» указывается на отсутствие денежных средств и то, что руководством администрации города принимаются меры по увеличению субвенций на приобретение жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа. Вопрос об исполнении решения суда будет рассмотрен повторно после поступления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Кроме того, внеочередное предоставление жилых помещений существенно нарушит права иных лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные Администрацией города Махачкалы обстоятельства не могут быть отнесены к обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда. В связи с указанным, суд первой инстанции не усмотрел наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку обстоятельства, на которые ссылается Администрация ГОсВД «город Махачкала», не носят исключительный характер и не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда.
Действующее законодательство не содержит перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - конкретные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта и свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки. При этом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению судебного решения. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом положения Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, а также из основных принципов правосудия: своевременности и полноты исполнения судебных решений. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов и взыскателя и должника. Возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав лиц, участвующих в деле.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применений судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного гражданского права и международных договоров РФ", при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Из вышеизложенного следует, что отсрочка исполнения решения суда возможна лишь в отношении неисполненного судебного акта при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение, и лицо, обращающееся с заявлением: должно представить суду доказательства наличия серьезных препятствий и затруднений к совершению исполнительных действий. При этом, должны учитываться интересы, как взыскателя, так и должника.
Предоставление Администрации ГОсВД «город Махачкала» отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года, не будет отвечать принципам соразмерности и пропорциональности, обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должников, повлечет нарушение норм действующего законодательства, а именно статьи 6.1 ГПК РФ, предусматривающей осуществление исполнения судебного постановления в разумные сроки.
Доводы частной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену определения, не установлено, в связи с чем, определение судьи является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Советского районного суда г. Махачкалы от 16 октября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации ГОсВД «город Махачкала» – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Л.Н. Акимова