Дело № 2а-2-3155/2019 64RS0004-01-2019-003926-40
Решение
Именем Российской Федерации
19.12.2019 город Балаково Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Бирюковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Грязновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного государственного санитарного врача - начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Аблязовой А.Р. к администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении и неорганизации водоснабжения населения питьевой водой,
установил:
главный государственный санитарный врач - начальник Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Аблязова А.Р. (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Быково-Отрогского МО БМР) с требованиями о признании незаконным бездействия администрации Быково-Отрогского МО БМР, выразившегося в неорганизации и необеспечении на территории села Быков Отрог Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского района водоснабжения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», обязании администрации Быково-Отрогского МО БМР в срок до 01.06.2021 организовать на территории села Быков Отрог Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского района водоснабжение населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В обоснование административных исковых требований указано, что в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение жительницы с. Быков Отрог Балаковского района Саратовской области (вх. № 362 от 30.08.2019г.) на неудовлетворительное качество питьевой воды из распределительной сети села.
В целях рассмотрения обращения жительницы с.Быков Отрог Балаковского района специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Балаковском районе» 10.09.2019г. по поручению и в присутствии специалистов Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, а также представителей администрации Быково-Отрогского муниципального образования проведен отбор проб воды централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранной из внутренней точки разводящей сети- водоразборного крана на кухне жилого дома по адресу Балаковский район, с.Быков Отрог, ул. ---, д. ---, а также из скважины (источника водоснабжения) по адресу Балаковский район, с.Быков Отрог, ул.Комсомольская.
В соответствии с экспертным заключением № 142-КГ от 17.09.2019г. по протоколу лабораторных исследований № 3/1891 А от 17.09.2019г. проба воды из централизованной системы водоснабжения из водоразборного крана разводящей сети на кухне жилого дома по адресу: с.Быков Отрог Балаковского района по ул. ---, д. --- не соответствует требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-гигиеническим показателям, а именно: установлено превышение по массовой концентрации общего железа- 0,7 + 0,10 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3.
В соответствии с экспертным заключением № 143-КГ от 17.09.2019г. по протоколу лабораторных исследований № 3/1892 А от 17.09.2019г. проба воды из централизованной системы водоснабжения из скважины (источника водоснабжения) по адресу: с.Быков Отрог Балаковского района по ул.Комсомольская не соответствует требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-гигиеническим показателям, а именно: установлено превышение по массовой концентрации общего железа- 0,95 + 0,14 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3.
В соответствии с экспертными заключениями №№ 142-КГ, 143-КГ от 17.09.2019г., вода из водоразборного устройства, а также перед подачей в распределительную сеть (скважина- источник водоснабжения) в с.Быков Отрог Балаковского района не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», что означает ее небезопасность для здоровья населения с.Быков Отрог.
Таким образом, нарушены п.п. 1, 2 ст. 19, ч.3 ст.39 Федерального Закона от 12.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В соответствии с п. 14 ч. 1 статьи 3. Устава Быково-Отрогского муниципального образования к вопросам местного значения Быково-Отрогского муниципального образования относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; а также в соответствии с п.13 ч.1 ст.4 Устава Быково-Отрогского муниципального образования администрация обладает иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом и настоящим Уставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Устава администрация Быково-Отрогского муниципального образования – постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Быково-Отрогского муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области.
Следовательно, именно администрация Быково-Отрогского муниципального образования как постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, не обеспечила население села Быков Отрог, входящего в состав Быково-Отрогского МО БМР, доброкачественной питьевой водой в приоритетном порядке, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В судебном заседании представители административного истца Аблязова А.Р. и Стрижак М.С. поддержали административные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика Якимова А.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, пояснила, что у администрации Быково-Отрогского МО БМР отсутствуют полномочия по организации водоснабжения. Кроме того, законодательно не определено, питьевой либо технической водой администрация Быково-Отрогского МО БМР обязана обеспечить население. В целях обеспечения бесперебойного водоснабжения населения администрацией Быково-Отрогского МО создано МУП «Вода», которое с 01.01.2019 года предоставляет услуги по холодному водоснабжению в населенных пунктах Быково-Отрогского МО. При принятии муниципальной программы по планированию ремонта систем водоснабжения с. Быков Отрог в данную программу не вошло в связи с тем, что села отбирались с учетом наибольшего износа систем водопровода. Кроме того, в указанный истцом срок невозможно обеспечить выполнение всех требуемых мероприятий по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества, так как программы по их выполнению утверждаются на более длительные сроки.
Представители заинтересованных лиц МКУ БМР «Управление жилищно-коммунального хозяйства», администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Частью 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главным государственным санитарным врачам предоставлено право предъявления заявлений в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно пункту 6.5 Постановления Правительства РФ № 322 от 30.06.2004 года «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» - федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Согласно положению о Северном территориальном отделе Управления Федеральной службы по в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 03.06.2014 г. № 107, Северный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области и осуществляет свою деятельность на административных территориях Балаковского, Вольского, Духовницкого, Воскресенского, Хвалынского муниципальных районов Саратовской области. Начальник территориального отдела является главным государственным санитарным врачом в соответствующих административных территориях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) - государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ - предметом регулирования настоящего закона является требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2, 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
По правилам пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» под «водоснабжением» понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Под «питьевой водой» понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Так, в соответствии с п. 3.1 указанного нормативно-правового акта питьевая вода должна быть безопасна в -эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Как следует из п. 3.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
В судебном заседании установлено, что в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение жительницы с. Быков Отрог Балаковского района Саратовской области (вх. № 362 от 30.08.2019г.) на неудовлетворительное качество питьевой воды из распределительной сети села (л.д. 22).
В целях рассмотрения обращения жительницы с.Быков Отрог Балаковского района специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Балаковском районе» 10.09.2019г. по поручению и в присутствии специалистов Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, а также представителей администрации Быково-Отрогского муниципального образования проведен отбор проб воды централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранной из внутренней точки разводящей сети- водоразборного крана на кухне жилого дома по адресу Балаковский район, с.Быков Отрог, ул. ---, д. ---, а также из скважины (источника водоснабжения) по адресу Балаковский район, с.Быков Отрог, ул.Комсомольская.
В соответствии с экспертным заключением № 142-КГ от 17.09.2019г. (л.д. 27) по протоколу лабораторных исследований № 3/1891 А от 17.09.2019г., проба воды из централизованной системы водоснабжения из водоразборного крана разводящей сети на кухне жилого дома по адресу: с.Быков Отрог Балаковского района по ул. ---, д. --- не соответствует требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-гигиеническим показателям, а именно: установлено превышение по массовой концентрации общего железа- 0,7 + 0,10 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3.
В соответствии с экспертным заключением № 143-КГ от 17.09.2019г. (л.д. 31) по протоколу лабораторных исследований № 3/1892 А от 17.09.2019г., проба воды из централизованной системы водоснабжения из скважины (источника водоснабжения) по адресу: с.Быков Отрог Балаковского района по ул.Комсомольская не соответствует требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-гигиеническим показателям, а именно: установлено превышение по массовой концентрации общего железа- 0,95 + 0,14 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3.
В соответствии с экспертными заключениями №№ 142-КГ, 143-КГ от 17.09.2019г., вода из водоразборного устройства, а также перед подачей в распределительную сеть (скважина- источник водоснабжения) в с.Быков Отрог Балаковского района не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», что означает ее небезопасность для здоровья населения с.Быков Отрог.
Таким образом, нарушены п.п. 1, 2 ст. 19, ч.3 ст.39 Федерального Закона от 12.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» – государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ – предметом регулирования настоящего закона является: требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
В соответствии с п. 1, п.5, п.6 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
3) согласование инвестиционных программ.
В соответствии с ч.1.1. ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ - Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривается, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с общими положениями Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» – настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»:
В соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
На основании п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с п. 3.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
В соответствии с ч.4.ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
П.4 ч.1 ст.14. Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003г. предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
В силу п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 N 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляются следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с информацией администрации Быково-Отрогского муниципального образования (вх.№2417 от 04.10.2019г.), в целях бесперебойного водоснабжения администрацией Быково-Отрогского муниципального образования создано МУП «Вода». С 01 января 2019 года МУП «Вода» предоставляет услуги по холодному водоснабжению в населенных пунктах Быково- Отрогского муниципального образования. МУП «Вода» защитила тариф на техническую воду, население оплачивает услуги по водоснабжению технической водой, СанПиН 2.1.4.1074-01 не применяется.
Основными понятиями, используемые в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что техническая вода – это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
Таким образом, население с. Быков Отрог Балаковского района не обеспечено доброкачественной питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения.
В соответствии с п. 14 ч. 1 статьи 3. Устава Быково-Отрогского муниципального образования к вопросам местного значения Быково-Отрогского муниципального образования относятся - организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; а также в соответствии с п.13 ч.1 ст.4 Устава Быково-Отрогского муниципального образования администрация обладает иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом и настоящим Уставом.
На основании ч. 1 ст. 37 Устава администрация Быково-Отрогского муниципального образования – администрация Быково-Отрогского муниципального образования – постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Быково-Отрогского муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области.
Исходя из вышеуказанного, администрация Быково-Отрогского муниципального образования не организовала и не обеспечила население с. Быков Отрог Балаковского района питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, тем самым нарушив требования: ст. 11, ст.19, ч. 3 ст. 39 Закона РФ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
По данным Всемирной организации здравоохранения более 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды, а отсутствие границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения создает условия риска ухудшения качества потребляемой населением воды.
Частью 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Необходимость соблюдать санитарно-гигиенические, экологические и иные требования законодательства при осуществлении любой производственной и иной деятельности обусловлена защитой конституционных прав граждан, в частности права на охрану здоровья (статья 41 Конституции РФ) и права на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ).
Государственный контроль за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является важнейшим элементом государственного регулирования в этой области, направлен, в первую очередь, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, администрацией Быково-Отрогского муниципального образования нарушены пункты 1, 2 статьи 19, часть 3 статьи 39 Федерального Закона от 12.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 9 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; пункты 3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
При таких обстоятельствах, учитывая, что жители села Быков Отрог не обеспечены питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», организация водоснабжения населения села Быков Отрог питьевой водой соответствующего качества относится к обязанностям Быково-Отрогского муниципального образования, суд пришел к выводу, что требования административного истца в интересах неопределенного круга лиц к администрации Быково-Отрогского МО БМР являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление Главного государственного санитарного врача - начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Аблязовой А.Р.
Признать незаконным бездействие администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неорганизации и необеспечении на территории села Быков Отрог Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского района водоснабжения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Обязать администрацию Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в срок до 01.06.2021 организовать на территории села Быков Отрог Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского района водоснабжение населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья И.Г. Бирюкова
«Согласовано»
Судья И.Г. Бирюкова