Судья 1 инстанции: ФИО5
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-168/2021 Дело №33а-7808/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Кураповой З.И., Мостовенко Н.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дьяченко Ирины Анатольевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Белогорскому районному отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Денисову Максиму Викторовичу, заинтересованные лица – Администрация города Белогорска Белогорского района Республики Крым, Белогорский городской совет <адрес> Республики Крым, о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации и возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Дьяченко И.А. обратилась в Белогорский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за Дьяченко И.А. право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Белогорского городского совета Автономной Республики Крым вынесено решение № о согласовании приемки в эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек по <адрес>
В выписке за № от ДД.ММ.ГГГГ имеется информация, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м..
При обращении с заявлением об осуществлении государственной регистрации собственности на здание было представлено, в том числе вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ года, однако за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым получено уведомление о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что документы, предоставленные на регистрацию не являются основанием для регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Считая, что данная позиция Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не согласовывается с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомлением о приостановлении нарушены права, свободы и законные интересы истца, в связи с чем он обратился с настоящим административным иском в суд.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ссылается на то, что согласно межведомственного ответа ФГУП РК «ФИО10» в городе Симферополе право собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом с хозяйственными и бытовыми сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности и возвращены ранее представленные для регистрации документы, в связи с чем отсутствует предмет спора, поскольку уведомление о приостановлении является промежуточным решением в регистрации права собственности и не порождает нарушение прав истца.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно копии решения Исполнительного комитета Белогорского городского совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании приемки в эксплуатацию объектов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ», исполком городского совета решил: 1. Согласовать приемку в эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек по <адрес> Жилой дом лит. <данные изъяты>
Из копии архивной выписки протокола заседания Белогорского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении и распределении земельных участков под индивидуальное строительство», выданной Государственным архивом в АР Крым Дьяченко И.А. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что исполком городского Совета депутатов трудящихся решил: 1. Выделить земельный участок площадь <данные изъяты> га в районе Белогорского молокозавода и присвоить наименование улицы им. Спаи; 2. <адрес> каждого земельного участка <данные изъяты> кв.м. и выделить их следующим застройщикам: участок № (так в документе) - ФИО3, рабочей №; 4. Обязать индивидуальных застройщиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить в техбюро райисполкома всю техническую документацию на право строительства дома на данном участке.
Согласно копии выписки из ЕГРН в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за № внесены следующие сведения: Здание, кадастровый №, номер кадастрового квартала: № дата присвоения кадастрового номера: ДД.ММ.ГГГГ, адрес: <адрес>, площадь: <данные изъяты> кв.м., назначение: жилой дом, количество этажей: 2, год завершения строительства:ДД.ММ.ГГГГ статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Особые отметки: литера А, п/А, А1, п/А1, а, п/а нет прав. Отсутствует графическая часть.
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за № строительство дома было завершено в ДД.ММ.ГГГГ году.
Представитель административного истца с заявлением о государственной регистрации права с необходимым пакетом документов обратилась к государственному регистратору ДД.ММ.ГГГГ под номером №.
Из копии сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № следует о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что предоставленные документы не являются основанием для регистрации собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что при подаче заявления о государственной регистрации прав на здание представителем истца было предоставлено решение исполнительного комитета Белогорского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании приемки и эксплуатацию объектов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ», которое согласно требованиям Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждение перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и является необходимым для государственной регистрации, поскольку решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости входит в данный Перечень документов (пункт 22 части 1 Приложения к Постановлению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ).
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-р, переданы уполномоченному органу – Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована на момент возникновения спорных правоотношений нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Порядок и основания проведения кадастрового учета, регистрации прав на объекты недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункта 1 статьи 14 Федерального Закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Положением статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ определено, что орган регистрации прав вправе проверять сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о государственной регистрации недвижимости оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N 132-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "РЕБАУ АГ" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 165 и пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации" указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Заявление о государственной регистрации прав представляется в орган регистрации прав вместе с документами, подтверждающими соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); являющимся основанием для осуществления государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (части 1 и 4 статьи 18 названного закона).
Статьей 26 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрен перечень, согласно которого приостанавливается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
С учетом особенности интеграции новых субъектов Российской Федерации в правое пространство Российской Федерации, положений статей 12 и 12.1 Федерального конституционного закона №-ФКЗ, постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
Пунктами 2 настоящего постановления установлено, что Документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ:
1) государственный акт на право собственности на землю (земельный участок);
2) государственный акт на право частной собственности на землю;
3) государственный акт на право постоянного пользования землей (земельным участком);
4) государственный акт на право коллективной собственности на землю;
5) свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество;
6) свидетельство о праве пользования недвижимым имуществом;
7) свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов;
8) свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона), если публичные торги (аукцион) не состоялись;
9) договор аренды земли (земельного участка);
10) договор субаренды на землю (земельный участок);
11) договор об установлении сервитута;
12) договор временного пользования землей (земельным участком);
13) договор о предоставлении права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (договор эмфитевзиса);
14) договор пользования чужим земельным участком для строительства (договор суперфиция);
15) решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду);
16) свидетельство о праве на наследство;
17) наследственный договор;
18) договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации;
19) регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества;
20) решение о приватизации, в том числе жилого помещения;
21) договор найма здания или помещения;
22)решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости;
23) решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность;
24) определение суда об утверждении (признании) мирового соглашения;
25) документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
Документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются дубликаты документов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня, выданные нотариусами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами приватизации, копии архивных правоустанавливающих документов и архивные выписки из них, выданные государственным архивом.
Как установлено судом первой инстанции, государственному регистратору истцом было предоставлено решение исполнительного комитета Белогорского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании приемки и эксплуатацию объектов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ», которое согласно требованиям Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждение перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и является необходимый для государственной регистрации, поскольку решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости входит в данный Перечень документов (пункт 22 части 1 Приложения к Постановлению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что указанное в уведомлении требование о предоставлении дополнительных документов необоснованно и не препятствовало государственному регистратору в проведении дальнейшей проверки и осуществления регистрационных действий.
Учитывая вышеизложенное, у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления осуществления государственной регистрации права собственности по причине, указанной в оспариваемом решении должностного лица регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право собственности ранее не зарегистрировано и не представлены соответствующие документы, основаны на ошибочном трактовании законодательства, поскольку с учетом регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, заявитель обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, установленной соответствующим постановлением Совета министров Республики Крым.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в исковом заявлении, которые нашли подробную оценку в решении суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, заявителем не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 – без удовлетворения
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья: А.А. Тимофеева
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко