Решение по делу № 2а-151/2019 от 10.01.2019

Дело № 2а-151/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2019 года г. Волжск

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Якушкиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество (гидротехническое сооружение),

Установил:

Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Волжск» (далее Администрация) об обязании принять в установленном законом порядке бесхозяйное недвижимое имущество – гидротехническое сооружение, кадастровый в муниципальную собственность.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Администрации в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о бесхозяйном объекте недвижимого имущества гидротехническом сооружении с кадастровым номером , который расположен на земельных участках с кадастровыми номерами и по адресу: <адрес>.

В соответствии с со ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а в соответствии с положениями ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установленные меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (далее - ГТС) не могут быть реализованы в отношении бесхозяйного ГТС, по причине отсутствия собственника указанного сооружения, что не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Полагают, что бездействие Администрации в части непринятия мер, направленных на признание права муниципальной собственности на ГТС свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку с момента принятия ГТС на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество в качестве бесхозяйной недвижимой вещи прошло более года.

Указывают на то, что отсутствие собственника ГТС влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности данного сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании представитель административного истца Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Косолапова Н.М., участвующая на основании доверенности, уточенные требования поддержала, пояснила аналогичное изложенное в административном иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Исмаилов Р.У., участвующий на основании доверенности, требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Дополнил, что ГТС с кадастровым номером , как объект недвижимого имущества отсутствует, поскольку данный объект ранее имел статус намывного волноустойчивого откоса, который не является ГТС. В настоящее время данный откос отсутствует, в связи с вывозом песка. В Российском регистре гидротехнических сооружений ГТС не числится. Заявленный объект находится на территории двух муниципальных образований городской округ «г.Волжск» и Волжский район. Принятие бесхозяйного объекта в муниципальную собственность невозможно, поскольку административным истцом не исполнены возложенные на него решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ обязанности. Кроме того, принятие бесхозяйного объекта в муниципальную собственность является правом, а не обязанностью Администрации.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Волжского муниципального района Никитина М.М., участвующая на основании доверенности, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда. Дополнила, что ГТС с кадастровым номером находится на территории двух муниципальных образований городской округ «г.Волжск» и Волжский район.

В судебном заседании заинтересованное лицо Власов С.В. разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ООО «МарийСтройИнвест», Приволжского управления Ростехнадзора, Волжского городского комитета по управлению имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Отдела водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Республике Марий Эл, Помарской сельской администрации, Министерства государственного имущества Республике Марий Эл, Агафонов С.И., Залесский Ю.А., Павлова Е.И. не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, свидетеля, изучив дела правоустанавливающих документов , , , , гражданские дела №, , , материалы данного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Вопросы, касающиеся прав собственников гидротехнических сооружений, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Статьей 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Одной из функции Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Республики Марий Эл, является участие в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (пункт 17 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 года N 51) (л.д.6-18).

С учетом приведенного правового регулирования, суд приходит к выводу, что административный истец обладает полномочиями на предъявление в суд требований к лицу, не осуществляющего предусмотренных законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе по безопасному функционированию гидротехнического сооружения.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (части 1-2 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)).

Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, и апелляционным определением Верховного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие гидротехнического сооружения в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных: Республика Марий Эл, в южной части кадастрового квартала. Указанными судебными постановлениями на Администрацию возложена обязанность обратиться в Волжский отдел Управления Росреестра по Республике Марий Эл с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества данного гидротехнического сооружения (л.д.26-31, 94-100).

Из части 3 статьи 225 ГК РФ следует, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Во исполнение указанных судебных постановлений Администрацией организована техническая инвентаризация этого объекта, по результатам которой гидротехническое сооружение определено на местности, ему присвоены кадастровый , инвентаризационный , данный объект принят на учет как бесхозяйный ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-64).

В соответствии Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения могут находиться, в том числе в муниципальной собственности (статья 3).

Статья 209 ГК РФ предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

К вопросам местного значения городского округа относится в том, числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом (часть 5 стать 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Из договоров о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, и актов приема передачи к ним, выписок из Единого государственного реестра недвижимости , от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59-64, 121-126, 218 -226) следует, что муниципальное образование городского округа «<адрес>» в лице Волжского городского комитета по управлению имуществом предоставило на праве аренды для комплексного освоения в целях жилищного строительства ООО «ЖЭУ-СЕРВИС» (в настоящее время ООО «Марийстройинвест») земельные участки с кадастровыми номерами и . По указанным земельным участкам проходит ГТС с кадастровым номером .

Из письма Администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время с территории земельных участков с кадастровыми номерами и по данным Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республике Марий Эл, за период с 2014 по 2018 годы, вывезено 63 тыс. куб.м. песка. Фактически намывной волноустойчивый пляжный откос перестал существовать. Принять в муниципальную собственность объект, который необходимо привести в соответствие с нормами ГТС невозможно, ввиду отсутствия средств на восстановление и содержание (л.д.20-21).

В судебном заседании свидетель Зыкова Е.В. пояснила, что с января 2014 года работает в должности начальника отдела регулирования водных отношений Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Вывозу грунта и разрушению ГТС с кадастровым номером способствовали действия Администрации, поскольку объект был признан песчаным карьером и песок продавался, передавались участки под застройку. Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл исполняет решение Волжского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, фиксируется техническое состояние объекта, проводится мониторинг. Произвести капитальный ремонт объекта невозможно, поскольку не является собственностью Республики Марий Эл. В пределах ГТС строений не имеется.

В части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том, числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Из системного анализа положений Федерального закона от 21июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения.

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

В связи с наличием реальной возможности возникновения чрезвычайной ситуации, вследствие ненадлежащей эксплуатации ГТС с кадастровым номером и отсутствием титульного владельца указанного объекта недвижимости, на Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл возложены обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.3. СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положение, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 30 июня 2003 № 137, пунктами 1.6-1.7 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных Приказом Минстрой РФ от 29 декабря 1995 года № 17-139:

- разработать специальный проект натурных наблюдений за работой и состоянием гидротехнического сооружения в процессе эксплуатации для своевременного выявления дефектов и неблагоприятных процессов, назначения ремонтных мероприятий, предотвращения отказов и аварий, улучшения режимов эксплуатации и оценки уровня безопасности и риска аварий;

- организовать безопасную техническую эксплуатацию гидротехнического сооружения, а именно: систематический надзора за работой и состоянием сооружения; режимные наблюдения; периодические технические осмотры, текущий ремонт; производить периодические натурные наблюдения за состоянием гидротехнического сооружения, нагрузок и воздействий, а также изменений характеристик материалов сооружений и оснований, конструктивных решений;

- направить в установленном законом порядке информационные данные о бесхозяйном ГТС в Приволжское Управление Ростехнадзора для внесения сведений о данном гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений, что следует из решения Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения Верховного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101-120)

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что муниципальное образованием городской округ «Город Волжск» осуществляя полномочия по владению, распоряжению и пользованию ГТС с кадастровым номером , путем предоставления в аренду земельных участков с кадастровыми номерами и , реализует и подтверждает принадлежащее ему право собственности на данное ГТС, при этом оформить титульное право собственности отказывает, в связи с длительным периодом ненадлежащей эксплуатацией ГТС и необходимостью в настоящее время принять меры по предупреждению аварий ГТС.

При этом доводы административного ответчика о том, что в настоящее время спорное ГТС отсутствует, в связи с вывозом песка; в Российском регистре гидротехнических сооружений ГТС не числится (л.д.171-172); принятие бесхозяйного объекта в муниципальную собственность невозможно, поскольку административным истцом не исполнены обязанности, возложенные на него решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ не прекращают ранее возникшего права собственности муниципального образования на ГТС с кадастровым номером и не освобождает от исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Довод о том, что находится ГТС с кадастровым номером находится на территории двух муниципальных образований городской округ «г.Волжск» и Волжский район не нашел своего подтверждения исследованными в суде доказательствами.

Так, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости ГТС с кадастровым номером , проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами и (л.д.59-64), собственником которых Волжский муниципальный район не является.

Факт постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ земельных участков с кадастровыми номерами в пределах ГТС с кадастровым номером (л.д.62-64, 137-163) не влечет переход права собственности на спорный ГТС.

С учетом установленных судом обстоятельств, в том числе о реализации полномочий собственника в отношении спорного ГТС, довод административного ответчика о том, что принятие бесхозяйного объекта в муниципальную собственность является правом, а не обязанностью Администрации, а также заключение ООО Управление подводно-технических работ «Гидроспецстрой» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.217), не имеют правого значения.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (части 1-2 статьи 125 ГК РФ).

Учитывая приведенное правовое регулирование, установленные обстоятельства о неисполнении административным ответчиком обязанности по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, требования об обязании принять в установленном законом порядке бесхозяйное недвижимое имущество – гидротехническое сооружение, кадастровый в муниципальную собственность подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл к администрации городского округа «Город Волжск» об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество (гидротехническое сооружение) удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Волжск» принять в установленном законом порядке бесхозяйное недвижимое имущество -гидротехническое сооружение, кадастровый в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Р. Глухова

В окончательной форме решение принято 13 февраля 2019 года

2а-151/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Волжский городской суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
volzhkiy.mari.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее