№ 2а-548/2021
УИД 39RS0021-01-2021-001003-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Светлый 22 ноября 2021 года
Светловский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Янч О.В.
при секретаре Лукас О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области к Ивановой Ирине Александровне (Локтионовой Виталине Александровне) о взыскании недоимки и пеней по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Ивановой И.А. (Локтионовой В.А.) о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. в общей сумме 705,17 рублей.
В обоснование требований указывает, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога. Расчет транспортного налога физических лиц за 2015 год исчислен инспекцией согласно налоговому уведомлению№ от 25.08.2016 года.В установленный срок до 01.12.2016 года ответчиком налог за 2015 год в размере 225 рублей не оплачен.В соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислена пеня за несвоевременную плату налога на сумму6,75 рублей.Кроме того, административным ответчиком не оплачен транспортный налог за 2016год в размере 225 рублей,который исчислен согласно налоговому уведомлению № от 09.09.2017 года.Также административным ответчиком не оплачен в установленный срок транспортный налог за 2017год в размере225 рублей (налоговое уведомление № от 04.07.2018 г). За неуплату транспортного налога за 2016 и 2017 г.г. административному ответчику была начислена пеня в размере 4,42 рублей (за 2016) и 19,01 рублей (за 2017). Инспекцией были выставлены требования об уплате налога № от 02.03.2017 года,№ от 15.02.2018 года и № от 07.11.2019 года.Вышеуказанные требования в добровольном порядке ответчиком исполнены не были, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье.Определением мирового судьи от 24 мая 2021 года инспекции отказано в принятии заявления, в связи с пропуском срока подачи заявления. Поскольку до настоящего времени задолженность не оплачена, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015-2017 г.г. в сумме 675 рублей и пени в сумме 30,17 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, согласно письменному заявлению настаивал на удовлетворении административного иска, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Административный ответчик Иванова И.А. (Локтионова В.А.) в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В силу п. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу
ст. 45 Налогового кодекса РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
В силу ч. 3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что в спорный период времени административный ответчик являлась налогоплательщиком транспортного налога, поскольку в собственности последней находилось транспортное средствоАУДИ 100, 1983 года выпуска.
25.08.2016 года административному ответчику направлялось налоговое уведомление №об уплате транспортного налога, согласно которомуИвановой И.А. (Локтионовой В.А.) необходимо было оплатить налог в размере 225 рублей не позднее 01.12.2016 года.
Поскольку налоговая обязанностьадминистративным ответчиком не исполнена, последней направлено требование№ от 02 марта 2017 года об уплате в срок до 20 апреля 2017 года транспортного налога в размере 225 рублей и пени в размере 6,75 рублей, которое в установленный срок не исполнено.
09.09.2017 года административному ответчику направлялось налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2016 год, согласно которому административному ответчику необходимо было оплатить налог в размере225 рублей не позднее 01.12.2017 года.
Вместе с тем, налоговая обязанность Ивановой И.А. (Локтионовой В.А.) исполнена не была, в связи с чем последней направлено требование
№ от 15 февраля 2018 года об уплате в срок до05 апреля 2018 года транспортного налога в размере 225 рублей и пени в размере 4,41 рублей, которое в установленный срок не исполнено.
04.07.2018 года административному ответчику направлялось налоговое уведомление №об уплате транспортного налога за 2017 год,согласно которому административному ответчику необходимо было оплатить налог в размере 225 рублей не позднее 03.12.2018 года.
В установленный срок налоговая обязанность Ивановой И.А. (Локтионовой В.А.) не была исполнена; последней направлено требование
№ от 07 ноября 2019 года об уплате в срок до 26 декабря 2019 года транспортного налога в размере 225 рублей и пени в размере 19,01 рублей, которое также административным ответчиком проигнорировано.
20 мая 2021 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу с должникаИвановой И.А.
Определением мирового судьи Светловского судебного участка Калининградской области от 24 мая 2021 года административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с пропуском срока подачи заявления.
Разрешая заявленные требования административного истца, суд, проверив сроки на обращение инспекции в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогу и пени, установленные в статье 48 Налогового кодекса РФ, приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ивановой И.А. (Локтионовой И.А.) указанной недоимки и пени.
Так, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций садминистративного ответчика по требованию от 02.03.2017 года№, истекал 20 октября 2017 года,по требованию от 15.02.2018 года№,истекал 5 октября 2018 года, по требованию от07.11.2019 года №, истекал 26 июня 2020 года.Вместе с тем, к мировому судье Светловского судебного участка Калининградской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 20 мая 2021 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Административным истцом в суд представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в качестве уважительных причин пропуска данного срока указаны: переход на новое программное обеспечение, перенос информации с одной программы на другую; реорганизационные мероприятия.
Суд, исследовав материалы дела и оценив доводы МИФНС России № 7 по Калининградской области о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса РФ). У административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки. Обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и пени, административным истцом не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, несвидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с пропуском срока для обращения в суд и отсутствием возможности восстановления пропущенного срока, оснований для взыскания задолженности по транспортному налогу за спорный период отсутствует, следовательно, право взыскания данной недоимки налоговым органом утрачено.
Поскольку обязанность по уплате пени неразрывно связана с обязанностью налогоплательщика по налогу, то с погашением права принудительного истребования последней утрачивается право требования пени.
Таким образом, несоблюдение МИФНС России № 7 по Калининградской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░,
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░