Дело №2-1397/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.07.2016 г. г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.,
при секретаре Куценко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева В.М. , Пономаревой О.И. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ», Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, третьи лица Пономарев М.А., Куликова Г.М. о понуждении заключить договор социального найма
УСТАНОВИЛ:
Пономарев В.М. и Пономарева О.И. обратились в суд с иском о понуждении заключить договор социального найма, предъявив требования к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, указывая на то, что они проживают в квартире по адресу: <адрес> начиная с 22 февраля 1998 года. Ранее эта квартира была предоставлена Пономареву М.А. в соответствии с протоколом жилищной комиссии в/ч №. Квартира была предоставлена на 4 человека: Пономарев М.А. - отец, Пономарева О.И. - мать, Пономарев В.М. - сын, Куликова (Пономарева) Г.М. - дочь.
В последующем Пономарев М.А. и Куликова Г.М. переехали в другие места жительства. В соответствии с тем, что по настоящее время на спорное жилое помещение не был заключен договор социального найма, а ответчик отказывается подписывать договор, истцы обратились в суд с иском в защиту своих нарушенных прав.
Истцы Пономарев В.М. , Пономарева О.И. в зал судебного заседания не явились, извещены надлежащим образом, в адрес суда поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель истцов по доверенности Аванесян О.В. в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» в зал судебного заседания не явился, извещен надлежащим образом, неявка представителя не препятствует рассмотрению возникшего спора применительно положений ст. 167 ГПК РФ, в материалы дела представлены письменные возражения о несогласии с предъявленными требованиями с указанием на то, что спорная квартира была предоставлена военнослужащему Пономареву М.А. и членам его семьи как служебная в закрытом военном городке <адрес>, предоставлялась в пользование только на условиях договора служебного найма жилого помещения.
Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 № 1470-р военный городок № в <адрес> был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков МО РФ, однако изменение статуса военного городка не опровергает того, что жилое помещение было предоставлено Пономареву М.А. и членам его семьи именно на условиях найма служебного жилья. В настоящее время спорное жилое помещение состоит на учете в реестре специализированного жилищного фонда Министерства оборон РФ.
Согласно действующему законодательству служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
Служебное жилое помещение трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не может быть передано внаем по договору социального найма в силу закона, и, следовательно, нельзя будет признать заключенным договор социального найма по сдаче служебной квартиры истцу Пономаревой О.И., Пономареву В.М. , поскольку в силу ст. 92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения могут быть только переданы по договору найма, предусмотренному разделом IV Жилищного кодекса РФ.
Истцы желают лишить статуса специализированного жилого помещения, находящегося в государственной (ведомственной) собственности, предоставленного Пономареву М.А. и членам его семьи на период прохождения военной службы, расположенного по адресу: <адрес>. Требования Пономарева В.М. , Пономаревой О.И. нарушают жилищные права собственника служебной квартиры - Министерства обороны РФ.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57. ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, части 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Для получения квартиры по договору социального найма, гражданин РФ должен быть признан установленным порядком, нуждающимся в жилом помещении.
По сведениям, имеющимся в ФГКУ «Югрегионжилье», Пономарева О.И.. Пономарев В.М. в настоящее время не признаны уполномоченным органом исполнительной власти нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма из Жилищного фонда Министерства обороны РФ.
Кроме того, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, истцам на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
Истцы не были лишены возможности встать на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, чего сделано ими не было.
Жилищные права истцов не были нарушены действиями должностных лиц, пользование спорной квартирой осуществляется на условиях договора служебного найма. Однако требования истцов нарушают жилищные права военнослужащих и права собственника (Министерства обороны РФ) спорного жилого помещения по владению пользованию и распоряжению жилым помещением.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, граждан, уволенных с военной службы с оставлением в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и военнослужащих, увольняемых с военной службы после 01.01.2005.
Истцы к данной категории граждан не относятся, правовые основания для обеспечения их жилым помещением по линии Министерства обороны РФ отсутствуют (л.д.59-65).
Определением Сальского городского суда от 27.06.2016 г. по делу в качестве соответчиков привлечены Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, представители которых в зал судебного заседания не явились, извещены надлежащим образом, с заявлением об уважительной причине неявки в адрес суда не поступало. Суд считает возможным по имеющимся материалам дела рассмотреть спор по существу в отсутствии не явившихся лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
В материалы дела приобщены поступившие письменные возражения ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, из которых следует, с иском не согласны, ссылаясь на то, что жилое помещение, находящееся по адресу; <адрес> содержится в базе данных «Сведения о наличии и использовании специализированного жилого фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации», имеющейся в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России. У истцов отсутствует установленным порядком оформленный ордер, который на момент вселения являлся единственным основанием для проживания в спорном жилом помещении, что свидетельствует о незаконном проживании и вселении Пономарева В.М. , Пономаревой О.И. в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Жилое помещение по адресу: <адрес>, является служебным жилым помещением, правовые основания к заключению с истцами договора социального найма отсутствуют.
Третьи лица Пономарев М.А., Куликова Г.М. в зал судебного заседания не явились, извещены надлежащим образом, в адрес суда поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутвие. Суд считает, неявка третьих лиц не препятствует рассмотрению спора силу положений ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения представителя истцов, исследовав материалы дела, считает, в иске истцам следует отказать.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования
Как следует из материалов дела и установлено судом, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> была предоставлена Пономареву М.А.. по договору найма служебного жилого помещения в связи с прохождением его службы в в/ч 41740 на состав семьи: супруга - Пономарева О.И., сын - Пономарев В.М. , дочь -Пономарева Г.М. (решение жилищной комиссии в/ч № от 22.02.1998 г.(л.д.5)).
Договор найма служебного жилого помещения заключен на время прохождения его службы.
Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, о чем свидетельствует выписка из реестра федерального имущества (л.д.73).
В силу части 1 статьи 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
На основании статьи 104 ЖК РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу статьи 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. "а" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года № 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР", утратившим силу 26.04.2007 г., было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20 Постановления).
В соответствии с положениями ст. 17 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Действовавшим на момент предоставления спорной квартиры законодательством было установлено, что в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ РФ 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
С момента вступления в силу данного закона перечни закрытых военных городков подлежали утверждению Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен военный городок № в <адрес>.
Постановлением Главы администрации <адрес> и <адрес>а № от 16.08.2004 г., утверждено письмо № от 10.08.2004 г. Ставропольской квартирно-эксплуатационной части района о переводе квартир в военном городке № <адрес> в статус служебных..
С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещения подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 № 1470-р военный городок № в <адрес> был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков МО РФ, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Согласно положениям ч. 2 ст. 92 ЖК РФ исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В настоящее время спорное жилое помещение состоит на учете в реестре специализированного жилищного фонда Министерства оборон РФ.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» квартирно - эксплуатационные части (КЭЧ) района реорганизованы путем присоединения к ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО Минобороны России». Спорная служебная квартира, в которой проживает истец, была передана на баланс ФГКУ «СК ТУИО Минобороны России», в настоящее время находиться в оперативном управлении ФГКУ «СК ТУИО Минобороны России».
Поскольку до настоящего времени решения об исключении спорного жилья из состава специализированного жилищного фонда Министерством обороны РФ, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ, не принималось, то, оно сохраняет статус служебного жилого помещения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
Отнести жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена была как военнослужащему Пономареву М.А. на состав семьи, в том числе истцов по делу Пономарев В.М. (сын), Пономарева О.И. (супруга), во временное пользование на период его службы с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Со слов представителя истцов по доверенности Пономарева О.И. и Пономарев В.М. в настоящее время не признаны уполномоченным органом исполнительной власти нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма из Жилищного фонда Министерства обороны РФ.
В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ военнослужащим гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного. возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания у военнослужащего наступает лишь при наличии условий указанных в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27,05.1998 № 76-ФЗ пользование жилым помещением должно осуществляться на условиях социального найма.
В настоящее время Пономарев М.А., а также истцы Пономарева О.И., Пономарев В.М. не являются военнослужащими, не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, основания для заключения договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется. В иске истцам следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пономареву В.М. , Пономаревой О.И. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ», Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о понуждении заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в окончательном виде 24.07.2016 г.
Председательствующий - подпись