Решение по делу № 2а-2239/2020 от 14.08.2020

Дело а-2239/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2020 года                        <адрес>

Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Мурзабеков Г.А.,

при секретаре Оздоеве Х.Ю.,

с участием представителя истца Дарсигова А.Т., действующего на основании доверенности № <адрес>1 от 04.09.2018г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения НБ Республики Ингушетия Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ», Кряжевой А. А.ьевне, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>», третьему лицу Управлению ФНС России по <адрес> о ликвидации кредитного потребительского кооператива «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ»,

УСТАНОВИЛ:

Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения НБ Республики Ингушетия Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации обратился в суд административным иском о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ», возложении обязанности по осуществлению ликвидации на КПК «НКВ СБЕРЕЖЕНИЯ» Кряжеву А.А., ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>», установления ликвидаторам предельный срок предоставления в регистрационный орган завершения процедуры ликвидации шесть месяцев, по тем основаниям, что Южным Главным Управлением Банка России в ходе надзорных мероприятий в отношении Кредитного потребительского кооператива «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» установлены нарушения пункта 6 части 3 статьи 5, части 4 статьи 6, части 3 статьи 28 Федерального закона №190-ФЗ, пункта 1 Указания Банка России -У, Указания Банка России -У.

В судебном заседании представитель административного истца – Дарсигов А.Т. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.         Административные ответчики и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещались по известным суду адресам.

Согласно ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд известий об этом с последнего известного места жительства ответчика.          В силу ст.ст. 150, ч.4 ст.263 КАС РФ, с учетом положений ст.165.1 ГК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.         Выслушав лица, участвующего в деле, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. ст. 262, 263 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Административное дело о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня принятия административного искового заявления о приостановлении деятельности к производству суда.

Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы, количество членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные кооперативы второго уровня, а также кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, представляют в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива. Формы и сроки представления указанных документов устанавливаются Банком России.

В соответствии с частью 4 статьи 6 указанного Закона кредитный кооператив обязан соблюдать следующие финансовые нормативы:

1) соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

2) соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

3) соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену кредитного кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом;

4) соотношение величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

5) соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов и кредитов от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков);

6) соотношение задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитному кооперативу второго уровня, и части пассивов кредитного кооператива, включающей в себя паевой фонд кредитного кооператива и привлеченные денежные средства кредитного кооператива;

7) соотношение части активов кредитного кооператива, включающей в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом;

8) соотношение суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение двенадцати месяцев, и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение двенадцати месяцев.

Как установлено в судебном заседании, Кредитный потребительский кооператив «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» зарегистрирован в МИФНС по <адрес> 03.06.2016г. состоит на учете в МИФНС по РИ.

Кооператив представляет собой основанное на членстве добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства по территориальному принципу в целях удовлетворения их материальных и иных, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Согласно ответу на письмо дсп от 28.02.2020г. руководителем КПК «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» является Гулиев И. М., учредителями кооператива являются физические и юридические лица, а именно Кряжева А. А.ьевна, ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЦЕНТР МИКРОФИНАНИСРОВАНИЯ» ООО «ЦЕНТР МИКРОФИНАНИСРОВАНИЯ г. КАЗАНЬ».          Из Предписания Банка России от 26.04.2019г. №Т3-2-1-7/15354 о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займа следует, что по результатам анализа представленных письмом КПК «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» Банком России установлены нарушения пункта 6 части 3 статьи 5, части 4 статьи 6 Федерального закона №190-ФЗ, пункта 1 Указания Банка России -У, требования Указания Банка России -У.

Банком России установлено, что КПК «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» не представила:

- справки об отсутствии судимости органов правления кооператива, контрольно-ревизионного органа (наблюдательного совета ревизионной комиссии или ревизора кредитного кооператива);

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2018г. представлены не в полном объеме.

Таким образом, КПК «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» не выполнил запрос Банка России о предоставлении информации от 25.02.2019г. №Т3-2-1-7/6825.

В соответствии с п.2 с.4 ст.6 Федерального закона №190-ФЗ «О кредитной кооперации» и пункта 1 Указания Банка России -У, кредитный кооператив обязан соблюдать финансовый норматив ФН2 (соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) ).

Согласно данным документов (оборотно-сальдовая ведомость по счету 66.03 за апрель 2016г. –декабрь 2018г., реестр договоров привлеченных займов по договорам передачи личных сбережений по состоянию на 31.12.2018г.), представленных в ответ на запрос, установлено что значение финансового норматива ФН2 по состоянию на 31.12.2018г. составляет 33.1%.

В соответствии с пунктом 1.4 Указания Банка России -У, максимальное допустимое числовое значение финансового норматива ФН2 устанавливается в размере 25% - для кредитных кооперативов, число членов (пайщиков) которых не превышает 200. В соответствии с данными реестра членов (пайщиков), представленного в ответе на запрос, количество членов (пайщиков) КПК «НКВ СБЕРЕЖЕНИЯ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составило 187 физических и юридических лиц.

Таким образом, значение финансового норматива ФН2 КПК «НКВ СБЕРЕЖЕНИЯ» (33,1%) не соответствует максимальному допустимому числовому значению (25%), установленному Указанием Банка России -У.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, количество членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные кооперативы второго уровня, а также кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, представляют в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива. Формы и сроки представления указанных документов установлены Указания Банка России -У.

По результатам анализа представленных документов установлен факт нарушения порядка составления отчета о деятельности кооператива за 2018 год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода.

- значение графы 2 (Финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков) (ФН2)) Раздела XI Отчета за 2018 год составляет 5,2 %. При этом, согласно данным документов (оборотно-сальдовая ведомость по счету 66.03 за Апрель 2016 г. - Декабрь 2018 г., реестр договоров привлеченных займов по договорам передачи личных сбережений по состоянию на 31.12.2018г.) представленных в ответ на запрос, установлено, что значение финансового норматива ФН2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 33,1 %. Данные не сопоставимы.

Учитывая изложенное, за нарушение кредитным потребительским кооперативом «НКВ СБЕРЕЖЕНИЯ» пункта 6 части 3 статьи 5, части 4 статьи 6, части 3 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ, пункта 1 Указания Банка России -У, Указания Банка России -У, руководствуясь статьями 76.1 и 76.5 Федерального закона от № 86-ФЗ, пунктами 7 и 8.2 части 2 статьи 5, пунктом 7 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ.

По результатам проведенной проверки Банком России КПК «НКВ СБЕРЕЖЕНИЯ» было предписано устранить вышеуказанные нарушения.

Уведомлением Банка России от 22.05.2019г. Т3-2-1-7/17712 указанное предписание признано исполненным и снято с рассмотрения.

ДД.ММ.ГГГГ Банком России повторно было выдано предписание о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов.

Однако в период действия Предписания Банка России КПК «НКВ СБЕРЕЖЕНИЯ» от 26.04.2019г. №Т3-2-1-7/15354 нарушил требования предписывающей части предписания, в связи с чем Банк России обратился в суд.

В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ "О кредитной кооперации" за неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок и неоднократные нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.

Исходя из изложенного следует, что кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2).

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом (п. 3).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62) (п. 5).

В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 названного Закона, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, кредитный потребительский кооператив «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>.

Согласно представленным в Магасский районный суд Республики Ингушетия сведениям учредителями кооператива являются: Кряжева А. А.ьевна, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>».

В соответствии с п.5. ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Как уже указано выше учредителем кооператива являются ответчики Кряжева А. А.ьевна, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>».

Наличие соответствующей записи в государственном реестре юридических лиц является доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица.

Поскольку внесение в государственный реестр юридических лиц сведений об ответчиках как об учредителях Кредитного потребительского кооператива «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» кем-либо не оспорено, названная запись недействительной не признана, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в части возложения на учредителей кредитного потребительского кооператива «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» обязанности произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией в шестимесячный срок.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения НБ Республики Ингушетия Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ», Кряжевой А. А.ьевне, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>», третьему лицу Управлению ФНС России по <адрес> о ликвидации кредитного потребительского кооператива «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «НАРОДНАЯ КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ СБЕРЕЖЕНИЯ» (КПК «НКВ «СБЕРЕЖЕНИЕ»), место нахождения: 386105, <адрес>, территория <адрес> Б, офис 2, ИНН: 1001242910, ОГРН: 1111001000770, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 27.01.2011г.

Возложить на учредителей Кредитного потребительского кооператива «НКВ «СБЕРЕЖЕНИЕ» Кряжеву А. А.ьевну, ИНН 060606099765, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ИНН 1658056364, ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>», ИНН 1658065190, обязанность по ликвидации КПК «НКВ «СБЕРЕЖЕНИЕ».

Обязать учредителей КПК «НКВ «СБЕРЕЖЕНИЕ» Кряжеву А. А.ьевну, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования <адрес>» произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «НКВ «СБЕРЕЖЕНИЕ», установив шестимесячный срок, в который процедура ликвидация должна быть завершена.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

      Копия верна:

           Судья                                                         Г.А. Мурзабеков

2а-2239/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Мурзабеков Г.А.
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация административного искового заявления
14.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Подготовка дела (собеседование)
10.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее