Дело №33-1594/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей: Моргунова Ю.В., Аноприенко К.В.,
при секретаре Лыткиной А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 марта 2018 года гражданское дело по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 06 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю - Цыбеновой Б.Ю., третьего лица Стрелкова Ю.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 05.10.2017 г. вынесены постановления по исполнительным производствам № (взыскатель Кандакова В.Г.), № (взыскатель Дуда А.Е.), № (взыскатель Вардамацкий В.К.), № (взыскатель Алексеева Е.Е.), № (взыскатель Егорова Е.А.), № (взыскатель Пластинин С.Н.), № (взыскатель Седова А.И.), № (взыскатель Перестов Д.А.), № (взыскатель Потапов Д.К.), № (взыскатель Лаврентьева К.А.), № (взыскатель Васильева Е.А.), № (взыскатель Глухов Д.А.), № (взыскатель Черноморцева М.О.), № (взыскатель Рогозина Н.В.), № (взыскатель Стрелков Ю.Н.), № (взыскатель Митрофанов Е.Н.), № (взыскатель Музалевская П.А.), № (взыскатель Шанин Р.С.), № (взыскатель Ермохин А.К.), № (взыскатель Чиликин С.Н.), № (взыскатель Вертков Д.И.), № (взыскатель Кузнецова Н.К.), № (взыскатель Галкин Р.А.), № (взыскатель Трифонов А.В.), № (взыскатель Куцих Е.Ю.), № (взыскатель Карабан И.В.), № (взыскатель Максимов А.Э.), № (взыскатель Филаткина Е.В.), № (взыскатель Смирнова В.В.), № (взыскатель Стародубова О.С.), № (взыскатель Кобзарева В.А.), № (взыскатель Шашкова Е.Э.), № (взыскатель Резенко А.Д.), № (взыскатель Трондин Д.А.), № (взыскатель Алексеева Л.A.), № (взыскатель Рушева Е.А.), № (взыскатель Акунка Н.И.) о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительских сборов в размере по 50 000 руб. в связи с длительным неисполнением исполнительных документов без наличия уважительных причин. Министерство считает данные постановления необоснованными, поскольку, в данном случае, не имеется виновного противоправного бездействия министерства в неисполнении решения суда. Так, Министерством в рамках возложенных на него полномочий, предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов, в частности, в Министерство строительства Хабаровского края своевременно были направлены заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для данной категории граждан. Полагает, что в действиях министерства отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Истец просит освободить от взыскания исполнительских сборов по вышеуказанным исполнительным производствам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены взыскатели Кобзарева В.А., Стародубова О.С., Митрофанов Е.Н., Васильева Е.А., Лаврентьева К.А., Потапов Д.К., Седова А.И., Рогозина Н.В., Черноморцева М.О., Глухов Д.А., Ермохин А.К., Шанин Р.С., Музалевская П.А., Стрелков Ю.Н., Галкин Р.А., Кузнецова Н.К., Вертков Д.И., Чиликин С.Н., Филаткина Е.В., Максимов А.Э., Карабан И.В., Куцих Е.Ю, Трифонов А.В., Акунка Н.И., Рушевая Е.А., Алексеева Л.А., Трондин Д.А., Резенко А.Д., Шашкова Е.Э., Смирнова В.В., Пластинин С.Н., Егорова Е.А., Алексеева Е.Е., Вардамацкий В.К., Кандакова В.Г., Дуда А.А..
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 06 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края оказано полностью.
В апелляционной жалобе истец Министерство ЖКХ Хабаровского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Указывает на отсутствие у должника возможности исполнить решения судов в установленный срок, принимая во внимание, что министерство не является главным распорядителем средств краевого бюджета по приобретению жилых помещений. Суд не учитывал, что истцом были приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения исполнительных документов; процедура приобретения жилых помещений является длительной, при этом виновные действия министерства судом установлены не были. Кроме того, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ согласно ч. 3 ст. 239 БК РФ производится только на основании судебных актов в соответствии с Главой 24.1 БК РФ. Необходимость большого объема бюджетных средств на строительство (приобретение) квартир для значительного количества граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, ежегодный прирост детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является для министерства чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, исключающими возможность немедленного исполнения судебных актов.
Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, третьи лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, судебная коллегия, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю - Цыбенову Б.Ю., третье лицо Стрелкова Ю.Н., возражавших против удовлетворения иска, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112).
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в постановлении о возбуждении вышеуказанных исполнительных производств от 13.01.2017 г., 22.02.2017 г., 22.03.2017 г., 01.03.2017 г., 07.03.2017 г., 10.03.2017 г., 17.03.2017 г., 13.03.2017 г., 15.03.2017 г., 21.03.2017 г., 29.03.2017 г., копии которых были направлены в адрес министерства, судебным приставом-исполнителем должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, с предупреждением о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа без уважительных причин.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что требования судебного пристава-исполнителя должником в установленный срок выполнены не были.
22.06.2017 г. судебным приставом-исполнителем должнику по данным исполнительным производствам был установлен новый - тридцатидневный срок со дня получения требования для исполнения судебных актов.
Согласно информационных писем Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя: свободные жилые помещения в государственном жилищном фонде края отсутствуют, в адрес министерства строительства Хабаровского края направлены дополнительные заявки на приобретение квартир Дуда А.Е., Васильевой Е.А., Музалевской П.А., Кобзаревой В.А., Трондину Д.А. - 17.01.2017, Вардамацкомйу В.К., Алексеевой Е.Е., Вертковой Д.И., Максимову А.Э., Акунка Н.И. - 20.02.2017, Егоровой Е.А., Пластининой С.Н. - 17.01.2017, Седовой А.И. - 06.07.2016, Перестовой Д.А. - 31.10.2016, Потаповой Д.К., Шаниной Р.С., Кузнецовой Н.К.- 22.02.2017, Лаврентьевой К.А. - 31.01.2017, Черноморцевой М.О., Рогозиной Н.В., Рушевой Е.А. - 03.02.2017, Чиликиной С.Н. - 10.04.2017, Куцих Е.Ю. - 24.01.2017, Трифоновой А.В. - 21.01.2017, Резенко А.Д. - 27.02.2017, Ермохиной А.К. - 11.04.2016, Глуховой Д.А. - 14.06.2016, Стрелковой Ю.Н. - 06.07.2016, Митрофановой Е.Н. - 03.09.2016, Галкина Р.А. - 01.11.2016, Карабан И.В. - 04.06.2015, Филаткиной Е.В. - 27.10.2016, Смирновой В.В. - 18.08.2016, Стародубовой О.С. - 25.11.2016, Шашковой Е.Э. - 02.10.2015, Алексеевой Л.А. - 01.09.2016., Кандаковой В.Г. - 05.11.2015.
05.10.2017 г. судебным приставом - исполнителем были вынесены постановления по вышеназванным исполнительным производствам о взыскании с должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в которых должнику вновь был установлен новый срок для исполнения требований исполнительных документов до 27.10.2017 г., однако, требования исполнительного документа до настоящего времени исполнены не были.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 11 ст. 30, ст. 112, ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229 «Об исполнительном производстве», учитывая разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», на основании исследованных доказательств по делу пришел, к выводу об отсутствии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора ввиду отсутствия объективных причин и наличии виновного бездействия должника в неисполнении решений судов в установленные судебным приставом - исполнителем сроки, принимая во внимание непредоставление министерством доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований исполнительных документов в установленные сроки было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильном применении норм материального права.
Так, в соответствии с п.п. 2.3, 2.5, 2.14 постановления Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 N 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» в полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края входит принятие решений о предоставлении по договорам найма, социального найма и аренды жилых помещений, находящихся в казне края; принятие решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края, при этом оно является главным распорядителем средств краевого бюджета в целях исполнения утвержденных судами мировых соглашений, заключенных на стадии исполнительного производства по решениям судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет государственного жилищного фонда края детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.п. 4.3, 4.6 Регламента взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09. 2006 г. N 136-пр, Министерство жилищно-коммунального хозяйства края ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в министерство строительства края уточненные заявки на строительство и приобретение в текущем году жилых помещений (квартир) для отдельных категорий граждан в пределах средств, предусмотренных на эти цели краевым бюджетом на текущий финансовый год, с указанием последовательности приобретения жилых помещений (квартир), в том числе по решениям судов; с Министерством имущественных отношений края непосредственно или через уполномоченные в установленном порядке подведомственные краевые государственные казенные учреждения осуществляют: предварительный осмотр жилых помещений, приобретаемых в собственность Хабаровского края на вторичном рынке жилья; приемку указанных жилых помещений в целях государственной регистрации права собственности Хабаровского края.
Из материалов дела не следует, что для приобретения жилья взыскателям: Ермохиной А.К., Глуховой Д.А., Стрелковой Ю.Н., Митрофановой Е.Н., Галкиной Р.А., Карабан И.В., Филаткиной Е.В., Смирновой В.В., Стародубовой О.С., Шашковой Е.Э., Алексеевой Л.А., Кандаковой В.Г. должником в 2017 г., как того требует Регламент, в министерство строительства края были направлены уточненные заявки на строительство и приобретение в текущем году жилых помещений (квартир). Также, в материалы дела должником не были представлены документы, с достоверностью свидетельствующие об отсутствии бюджетных средств для приобретения жилья взыскателям и жилых помещений, находящихся в казне края, для этих целей, либо совершении должником каких-либо действий, связанных с предварительным осмотром жилых помещений, приобретаемых в собственность Хабаровского края на вторичном рынке жилья, их приемке в целях государственной регистрации права собственности Хабаровского края для обеспечения исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах. Документы, представленные в материалы дела, не подтверждают взаимодействие должника с другими исполнительными органами государственной власти края и осуществление согласованных действий с целью исполнения решений суда. Каких-либо действий, направленных на заключение на стадии исполнительного производства мировых соглашений по решениям судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет государственного жилищного фонда края детям-сиротам, со стороны должника не было.
Как установлено судом, до настоящего времени ни один из 37 взыскателей жильем не обеспечен.
При таких обстоятельствах, сам факт направления должником вышеуказанных дополнительных заявок на приобретение квартир, не является основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно на основании судебных актов, являются несостоятельными, поскольку в данном случае судебными актами не обращалось взыскание на средства бюджета Хабаровского края, на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края была возложена обязанность совершить определенные действия, а именно, предоставить гражданам жилое помещение специализированного жилого фонда Хабаровского края, следовательно, исполнение исполнительного документа, содержащего данные требования, должно производиться по общим правилам исполнительного производства, в том числе с применением санкций за неисполнение требований исполнительного документа. Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы для должника по освобождению от взыскания исполнительского собора.
Другие доводы жалобы новых обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, не содержат, не опровергают выводов суда и установленных по делу обстоятельств, повторяют доводы, высказанные в обоснование требований, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем признаются судебной коллегией необоснованными.
Нарушений норм процессуального закона судом допущено не было.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 06 декабря 2017 года по делу по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Шилова
Судьи: Ю.В. Моргунов
К.В. Аноприенко