Дело №3а-41/2020
УИД 21OS0000-01-2019-000173-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2020 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Э.А.
при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.
с участием:
представителя административного истца Валиуллова Р.А. – Громовой С.А.,
представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,
представителя административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
представителя заинтересованного лица администрации Урмарского городского поселения Чувашской Республики Кошелькова О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валиуллова Рината Абидиновича к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
Валиуллов Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: Чувашская Республика, район Урмарский, пгт.Урмары, ул...., д...., стр.1, с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 1796 635 рублей.
В обоснование иска административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: Чувашская Республика, район Урмарский, пгт.Урмары, ул...., д...., стр.1. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30 июля 2019 года №КУВИ-001/2019-18611743 кадастровая стоимость данного объекта недвижимости на 1 января 2018 года составляет 3212 318 рублей 71 копейка, однако согласно отчету №354-09/2019 от 30 сентября 2019 года ООО «Агентство оценки собственности» рыночная стоимость здания составляет 1796 635 рублей. Неверное определение кадастровой стоимости нарушает право административного истца на уплату экономически обоснованного налога на имущество.
Определением суда от 27 мая 2020 года произведена замена административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики его правопреемником Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
В судебном заседании административный истец Валиуллов Р.А. не участвовал, представитель административного истца Громова С.А. административное исковое заявление поддержала, при этом просила установить кадастровую стоимость административного здания в размере рыночной, определенной заключением судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. разрешение заявленного административного иска оставил на усмотрение суда. Представитель административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. разрешение административных исковых требований оставила на усмотрение суда, возражений против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, определенной заключением судебной экспертизы, также не имела.
Представитель заинтересованного лица администрации Урмарского городского поселения Чувашской Республики Кошельков О.М. против установления кадастровой стоимости в размере рыночной, определенной заключением судебной экспертизы, также не имел.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в суд не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела без их участия. Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
На основании ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Валиуллов Р.А. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Чувашская Республика, район Урмарский, пгт.Урмары, ул...., д...., стр.1, с кадастровым номером ..., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.07.2019.
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.
На основании п.6 ч.1 ст.401 НК РФ строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
По общему правилу, установленному в ч.1 ст.402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке", вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года №512 установлено, что с 1 января 2017 года проведение государственной кадастровой оценки на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке".
Кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.ст.16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона (п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ).
В силу п.1 и п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года №913-р принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года №391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства по состоянию на 01.01.2018 проведена бюджетным учреждением Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.04.2020 N 149 бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики" переименовано в бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, при этом сохранены его основные цели деятельности.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года №457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30 июля 2019 года №КУВИ-001/2019-18611743 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3212 318 рублей 71 копейка.
Валиуллов Р.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером ..., размер налога за объект недвижимости зависит от его кадастровой стоимости, результаты кадастровой оценки затрагивают его права, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (ч.7 ст.22 указанного Федерального закона).
В силу ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), а также исходя из разъяснений, изложенных в п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.
При обращении в суд в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет №354-09/2019 от 30.09.2019, подготовленный ООО «Агентство оценки собственности», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 1796 635 рублей.
Определением суда от 12 декабря 2019 года по ходатайству представителя заинтересованного лица – администрации Урмарского городского поселения Чувашской Республики назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Согласно заключению эксперта ООО «Региональный центр профессиональной оценки и аудита» №053/2020 от 15 марта 2020 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, район Урмарский, пгт.Урмары, ул...., д...., стр.1, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 2350 000 рублей.
Пунктом 2 ч.1 ст.248 КАС РФ установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч.3).
Эксперт Кудряшова Н.В., проводившая судебную экспертизу, обладает специальным образованием, имеет квалификационный аттестат «Оценка недвижимости» и опыт работы, включена в реестр членов Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», предупреждена об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Выводы, изложенные в заключении, мотивированы, соответствуют предмету исследования, оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена экспертом затратным и сравнительным методами, данные методы выбраны экспертом как наиболее достоверные для новых и (или) типовых объектов, реализуемые, заключение содержит обоснование отказа от использования доходного подхода.
В заключении проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, эксперт использовал затратный и сравнительный подходы, при этом в отчете вполне понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов экспертизы. В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Указанное заключение неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного заключения не имеется, возражений против указанного заключения лица, участвующие в деле, не имели, представитель административного истца также просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной, определенной заключением экспертизы №053/2020 от 15.03.2020. Учитывая изложенное, суд считает необходимым определить кадастровую стоимость на основании указанного заключения.
Также суд полагает необходимым отметить, что определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит положениям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривают, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер. Оснований считать, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... определена в заключении эксперта №053/2020 от 15.03.2020 с учетом налога на добавленную стоимость, не имеется, из исследовательской части заключения следует, что при определении рыночной стоимости затратным методом расчет произведен с использованием индексов изменения стоимости без учета НДС, при сравнительном методе использованы цены предложения без корректировок на НДС.
Согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)» массовая оценка недвижимости – это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
В отличие от работ по массовой оценке, при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Исходя из изложенного, суд находит административное исковое заявление Валиуллова Р.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной подлежащим удовлетворению и определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости в соответствии с результатами экспертизы, проведенной ООО «Региональный центр профессиональной оценки и аудита».
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном ст.ст.16, 19, 20, или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В силу п.4 ст.18 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст.22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В настоящем случае административное исковое заявление подано в суд 8 ноября 2019 года, соответственно, установленная судом рыночная стоимость подлежит применению до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки.
Экспертное учреждение обратилось с просьбой о возмещении расходов на проведение экспертизы по настоящему делу, стоимость проведенной судебной экспертизы составила 20 000 руб.
При вынесении определения о назначении экспертизы расходы по ее проведению были возложены на заинтересованное лицо администрацию Урмарского городского поселения Чувашской Республики, которой стоимость экспертизы не оплачена, в связи с этим суд разрешает вопрос о возложении обязанности по ее оплате применительно к положениям статьи 111 КАС РФ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерацией от 11.07.2017 № 20-П, до внесения в правовое регулирование необходимых изменений, направленных на уточнение правил распределения судебных расходов по делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, лицо, чье административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом в тех случаях, когда ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, имеет право на возмещение понесенных расходов.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является вопрос, укладывается ли допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений. Установленная судом кадастровая стоимость, отличается от ранее определенной на 27%, что судом признается приемлемым расхождением, свидетельствующим об отсутствии факта наличия ошибок при определении утвержденной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 103, 106, 111 КАС РФ, с учетом разъяснений данных в п.31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 11.07.2017 № 20-П, расходы по проведению экспертизы подлежат возложению на административного истца Валиуллова Р.А.
Руководствуясь ст.ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... площадью 316,8 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, район Урмарский, пгт.Урмары, ул...., д...., стр.1, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 2350000 рублей до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 ноября 2019 года.
Взыскать с Валиуллова Рината Абидиновича расходы по проведению судебной экспертизы в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей в пользу общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр профессиональной оценки и аудита» (ИНН 2129034514 г.Чебоксары, ул.К.Маркса, д.52/1).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 28 мая 2020 года.
Председательствующий Э.А. Степанова