Решение по делу № 3а-87/2021 от 11.10.2021

УИД 12OS0000-01-2021-000079-55

Дело № 3а-87/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Йошкар-Ола                                1 декабря 2021 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Петровой О.А.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лузан О. Н., Скулкина А. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

<дата> Лузан О.Н., Скулкин А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5734000 рублей, определенной по состоянию на <дата> согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка <№>, составленному оценщиком ФИО, ссылаясь на то, что указанный земельный участок был образован путем перераспределения и присоединения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, к принадлежащему им на праве собственности земельному участку. В настоящее время присоединяемая часть земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, подлежит оплате исходя из общей кадастровой стоимости образованного земельного участка пропорционально площади присоединяемого участка. Кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на <дата> в размере 13911478 рублей, значительно превышает его рыночную стоимость.

В отзыве на административное исковое заявление представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» указал, что на основании приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, составлен акт определения кадастровой стоимости и данные внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата>. Кадастровая стоимость земельного участка в размере 13911478 рублей определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости равного 7415 рублям 50 копейкам на его площадь <...> кв.м. Дата определения кадастровой стоимости <дата>. Поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, оно не может являться надлежащим административным ответчиком по административному делу.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Правительства Республики Марий Эл просил отказать административному истцу в удовлетворении административных требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости. Полагает, что поскольку у административных истцов отсутствуют документы, подтверждающие права на земельный участок, то их требования не подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – КУМИ г.Йошкар-Олы) указывает, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, был образован путем перераспределения, а именно путем присоединения к земельному участку общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером <...>, находящемуся в собственности административных истцов, земель общей площадью 510 кв.м, государственная собственность на которую не разграничена. Земельный участок с кадастровым номером <№> образован по проекту межевания территории, ограниченной <адрес>, утвержденному постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата> <№>. Кадастровая стоимость установлена в размере 13911478 рублей и определена ФГБУ «ФКП Росреестра». Права на спорный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы. <дата> административные истцы обратились в КУМИ городского округа «Город Йошкар-Олы» с заявлением о подписании соглашения о перераспределении земельных участков, в настоящее время идет подготовка соглашения. В соответствии с положениями статьи 11.7, главы V.4, статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядком определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 мая 2015 года № 274, увеличение площади перераспределенных земельных участков осуществляется за плату, размер которой равен кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения.

Выслушав объяснения представителя административных истцов Лузан Л.Н., поддержавшей административные исковые требования, допросив свидетеля ФИО, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Скулкин А.В. и Лузан О.Н. являлись собственниками земельного участка общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> (л.д.6-7). В соответствии с Проектом межевания территории, ограниченной <адрес>, утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата> <№>, в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером <...>, образован новый земельный участок площадью <...> кв.м, которому присвоен кадастровый номер <№> (л.д.8-11, 13-16). В настоящее время право собственности на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером <№> не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> (л.д.5). <дата> Лузан О.Н. и Скулкин А.В. обратились в КУМИ г.Йошкар-Олы с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 2, подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 мая 2015 года № 274, размер платы равен кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Республики Марий Эл, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельным участком, находящимся в частной собственности, за исключением случая, установленного пунктом 3 настоящего Порядка.

С учетом изложенного административные истцы вправе оспорить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 13911478 рублей. Кадастровая стоимость определена по состоянию на <дата>. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости – <дата>. Размер кадастровой стоимости установлен актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> из расчета <...> кв.м х 7415,5 рублей (л.д.4, 114). Удельный показатель кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале 12:05:0302009 в размере 7415 рублей 50 копеек за 1 кв.м утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл».

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на <дата>, выполненный <дата> оценщиком ФИО, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, кадастровый номер <№>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на <дата> определена в размере 5734000 (пять миллионов семьсот тридцать четыре тысячи) рублей (л.д.17-96).

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Проанализировав представленный административными истцами отчет об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО, суд приходит к выводу, что представленный отчет соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации.

Данный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Отчет является ясным и полным, вывод оценщика с учетом его показаний и дополнительных письменных пояснений носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности отчета у суда отсутствуют.

В отчете приведены подробные описание и анализ местоположения объекта и его окружения, анализ рынка объекта недвижимости, ценообразующих факторов, факторов, влияющих на стоимость объекта, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, описание процесса оценки, в том числе в части выбора примененного подхода к оценке, применяемых корректировок. Оценщиком проведен анализ рынка недвижимости, выявлены предложения к продаже сопоставимые с объектом исследования, в отчете приведены данные, содержащие всю необходимую информацию об используемых объектах-аналогах. Суд считает, что подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и всех заслуживающих внимание обстоятельств, в том числе с учетом местоположения земельного участка, территориальных зон, вида использования.

Таким образом, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке.

Оснований не доверять данному отчету не имеется. Лица, участвующие в деле, каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности отчета <№>, составленного <дата> оценщиком ФИО, и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили. Указанные в возражениях заинтересованного лица КУМИ г.Йошкар-Олы замечания к отчету не свидетельствуют о наличии ошибок в отчете, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

В силу положений статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

С учетом изложенного суд считает, что административное исковое заявление Лузан О.Н., Скулкина А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <дата>, в размере 5734000 рублей подлежит удовлетворению.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер <№>, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на<дата> в размере 5734000 (пять миллионов семьсот тридцать четыре тысячи) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    О.А.Петрова

3а-87/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Скулкин Алексей Владимирович
Лузан Олеся Николаевна
Ответчики
Правительство Республики Марий Эл
Управление Росреестра по Республике Марий Эл
ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Марий Эл
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом ГО Город Йошкар-Ола
Администрация ГО Город Йошкар-Ола
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация административного искового заявления
12.10.2021Передача материалов судье
13.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.10.2021Предварительное судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
01.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее