РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Иркутск 04 апреля 2022 года
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Казанцевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1546/2022 по исковому заявлению Администрации г. Иркутска к ФИО1, ФИО4, Обществу с ограниченной ответственностью «Дали Трейд» о приведении земельного участка в соответствие с требованиями градостроительного регламента путем демонтажа некапитальной пристройки, взыскании неустойки за неисполнение судебного акта,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Иркутска обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к ФИО1, ФИО4, Обществу с ограниченной ответственностью «Дали Трейд» о приведении земельного участка в соответствие с требованиями градостроительного регламента путем демонтажа некапитальной пристройки, взыскании неустойки за неисполнение судебного акта.
В обоснование исковых требований истец указал, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ООО «Дали Трейд» на праве общей долевой собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 803 кв.м, по адресу: Адрес. В границах земельного участка расположено, в том числе, нежилое здание с кадастровым номером №, 3-этажное, площадью 222 кв.м, адрес: Адрес, строение 16/1 (лит. Б). Указанное здание с 03.10.2012 принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/2 доли ФИО4, ФИО1. Заключением МУП «БТИ г. Иркутска» от 23.09.2021 № 01_21/1694 установлено, что к зданию (со стороны ул. 3 Июля) возведена некапитальная пристройка Г-образной формы, состоящая из металлического каркаса, полы дощатые. Наружные размеры: длина 15,22 м, ширина 2,58 м, средняя высота 3,70 м, выступ: длина 5,88 м, ширина (далее - пристройка Г-образной формы). Схемой земельного участка с кадастровым номером № установлено, что площадь пристройки Г-образной формы составляет 53 кв.м. Актом осмотра от 20.12.2021 № 1054 подтверждается расположение пристройки Г-образной формы к зданию с кадастровым номером № со стороны ул. 3 Июля. Учитывая изложенные обстоятельства, собственниками здания с кадастровым номером № допущено нарушение прав и законных интересов Муниципального образования «Город Иркутск», которое заключается в возведении некапитальной пристройки Г-образной формы к зданию с кадастровым номером № в нарушение запрета, установленного Правилами землепользования и застройки в редакции от 26.03.2021.
Протокольным определением суда от 04.04.2022 на основании ходатайства представителя истца в качестве соответчика к участию в деле привлечено ООО «Дали Трейд».
Истец просит суд обязать ФИО1, ФИО4, а также ООО «Дали Трейд» в течение 30 календарных дней после вступления решения суда в законную силу, привести земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: Адрес, в соответствие с требованиями градостроительного регламента «Правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения г. Иркутск», утвержденных решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260428/8 в редакции, действующей на момент вынесения решения суда, путем демонтажа некапитальной пристройки Г-образной формы согласно следующим координатам:
№ | X | Y |
1 | 20686.62 | 31932.25 |
2 | 20684.17 | 31934.33 |
3 | 20681.92 | 31931.66 |
4 | 20672.25 | 31939.87 |
5 | 20670.57 | 31937.92 |
6 | 20674.26 | 31934.72 |
7 | 20676.30 | 31932.97 |
8 | 20681.33 | 31928.67 |
9 | 20682.64 | 31927.56 |
1 | 20686.62 | 31932.25 |
Просит суд взыскать неустойки за неисполнение судебного акта по настоящему делу в размере 1 000 рублей за каждый календарный день неисполнения судебного акта, начиная со следующего дня после истечения 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца администрации г. Иркутска ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО1, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчиков ФИО1, ФИО4 – ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ООО «Дали Трейд» ФИО9 в судебном заседании полагал необходимым исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Ответчик ФИО10 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил в суд письменное заявление.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав правовую позицию сторон, исследовав материалы гражданского дела, имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) установлена обязанность каждой из сторон судебного разбирательства доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются судом по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
Из ст. 11 ЗК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 5 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 26 п. 1 ст. 11 Устава города Иркутска к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории.
Реализуя вышеуказанные полномочия, Администрация г. Иркутска вправе требовать от физических и юридических лиц устранения нарушений земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 11 ст. 1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства относится, в том числе, принцип сочетания Интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные, здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации, объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч.ч. 2-3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением Правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.ст. 35-40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, Правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
В соответствии с п. 1 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты составляющие предмет охраны исторического поселения.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 № 418/339 город Иркутск включен в перечень исторических поселений.
В соответствии со ст. 60 вышеуказанного Федерального закона № 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя: разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению; обеспечение согласования в соответствии с настоящим законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения. В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом требований охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, по смыслу названных правовых норм на орган местного самоуправления в историческом поселении возлагается обязанность по контролю за соблюдением градостроительных требований в таком поселении в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия. Соответственно, органы местного самоуправления вправе требовать от заинтересованных лиц соблюдения градостроительных регламентов, а в случае их нарушения - восстановления положения, существовавшего до такого нарушения, в том числе в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Адрес, расположено нежилое здание с кадастровым номером №, принадлежащее на праве общей долевой собственности по 1/2 доли ответчикам ФИО11, ФИО1.
Актом осмотра от 20.12.2021 подтверждается, что со стороны ул. 3 Июля возле нежилого здания с кадастровым номером № расположена некапитальная пристройка Г-образной формы, состоящая из металлического каркаса, полы дощатые. Наружные размеры: длина 15,22 м., ширина 2,58 м., средняя высота 3,70 м., выступ: дина 5,88 м.
Вместе с тем, в судебном заседании представителем истца представлен акт осмотра № 129/22 от 30.03.2022, из которого следует, что спорная некапитальная пристройка Г-образной формы частично демонтирована, а именно: демонтированы металлические конструкции, и их части складированы непосредственно у здания. Дощатые полы с искусственным покрытием не демонтированы.
Данное обстоятельство подтверждается актуальной фототаблицей, являющей приложением к акту осмотра от 30.03.2022.
Решением думы города Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260428/8 утверждены Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения город Иркутск.
Решением Думы города Иркутска от 26.03.2021 № 007-20-024267/1 внесены изменения в Правила землепользования и застройки от 28.10.2016.
Согласно ответу Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 23.09.2021 № 945-71-5027/1 земельный участок находится в территориальной зоне «Зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОДЗ-201/130/1) в части квартала в границах улиц 3-го Июля-Кожова-Седова (ст. 100), частично на территории объектов культурного наследования, в границах территории исторического поселения, в планировочном элементе П-01-06.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки в редакции от
26.03.2021 размещение зданий, строений, сооружений временного (сезонного) назначения, не являющихся объектами капитального строительства, не допускается.
Из фактического толкования данных положений, применительно к рассматриваемой ситуации, объект некапитального строительства (пристройка Г-образной формы) на день рассмотрения дела не существует, фактически демонтирован, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось. Наличие дощатого настила на месте возведения спорной конструкции не свидетельствует о нарушении градостроительных норм и правил. В данном случае дощатый настил не обладает признаками отдельного строения.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения исковых требований Администрации г. Иркутска к ФИО1, ФИО4, ООО «Дали Трейд» о приведении земельного участка в соответствие с требованиями градостроительного регламента путем демонтажа некапитальной пристройки, взыскании неустойки за неисполнение судебного акта, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Иркутска к ФИО1, ФИО4, Обществу с ограниченной ответственностью «Дали Трейд» о приведении земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: Адрес, в соответствие с требованиями градостроительного регламента «Правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения г. Иркутск», утвержденных решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260428/8 в редакции, действующей на момент вынесения решения суда, путем демонтажа некапитальной пристройки Г-образной формы согласно следующим координатам:
№ | X | Y |
1 | 20686.62 | 31932.25 |
2 | 20684.17 | 31934.33 |
3 | 20681.92 | 31931.66 |
4 | 20672.25 | 31939.87 |
5 | 20670.57 | 31937.92 |
6 | 20674.26 | 31934.72 |
7 | 20676.30 | 31932.97 |
8 | 20681.33 | 31928.67 |
9 | 20682.64 | 31927.56 |
1 | 20686.62 | 31932.25 |
взыскании неустойки за неисполнение судебного акта, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 11.04.2022, в порядке, предусмотренном ст.ст. 320-322 ГПК РФ.
Судья И.А. Горбатько