ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
дело № 12-198/2020 |
16 июня 2020 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,
рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «СК «Карбон» Горобец Леонида Леонидовича на постановление начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда г. Севастополя № 92 от 12 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СК «Карбон»,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда г. Севастополя № 92 от 12 марта 2020 года ООО «СК «Карбон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 110 тыс. руб.
В вину обществу вменено не обеспечено проведение в установленном порядке руководителям и специалистам, в том числе директором, специального обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
На указанное постановления должностного лица административного органа директор общества подал жалобу, в которой просит прекратить производство по делу по основаниям малозначительности совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Согласно доводов жалобы в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении, обществом предоставлены доказательства частичного устранения нарушений, а именно удостоверение об обучении по охране труда и проверки знаний охраны труда директора ООО «СК «Карбон» Горобец Л.Л. Об устранении остальных выявленных нарушений обществом сообщено об их устранении до 30.04.2020 согласно предписания административного органа № 28 от 28.02.2020 г. Также в жалобе указывается на то обстоятельство, что вменяемое обществу правонарушение, не повлекло вредных последствий, вреда здоровью и ущерб в результате кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, следовательно, имеются основания для отмены постановления и прекращения производства по делу.
В судебном заседании представитель ООО «СК «Карбон» и Шевцова Е.Д. доводы жалобы поддержала.
Представитель Государственной инспекции труда г. Севастополя Максимова Н.Н. правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по признакам малозначительности правонарушения не усматривала.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Согласно части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Частью 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29.
Из материалов производства следует, что в нарушение требований ст. ст. 212, 225 ТК РФ, «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, обществом не обеспечено проведение в установленном порядке работникам ООО "СК "КАРБОН" вводного инструктажа по охране труда, инструктажей на рабочем месте, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Обществом не обеспечено проведение в установленном порядке руководителям и специалистам ООО "СК "КАРБОН", в том числе директором ООО "СК "КАРБОН" Горобец Л.Л., специального обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Вышеуказанные работники допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Документы, подтверждающие исполнение вышеуказанных требований в ходе проверки Государственной инспекции труда г. Севастополя 21.02.2020 года не представлены (отсутствуют).
Факт нарушения обществом требований трудового законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 04.03.2020 года № 99, актом проверки от 21.02.2020 года №75 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние общества, имевшего возможность для соблюдения требований трудового законодательства, квалифицированы по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями трудового законодательства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы относительно малозначительности правонарушения являлись предметом рассмотрения должностного лица Государственной инспекции труда г. Севастополя и обоснованно признаны несостоятельными.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценивая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в результате совершенного юридическим лицом правонарушения в области охраны труда, а также непосредственная деятельность общества в сфере строительства, не может свидетельствовать об отсутствии во вмененном правонарушении вредных последствий и существенной угрозы причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям.
Вследствие указанного основания для квалификации вмененного обществу правонарушения малозначительным, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «СК «Карбон» Горобец Леонида Леонидовича на постановление начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда г. Севастополя № 92 от 12 марта 2020 года - оставить без удовлетворения.
Постановление начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекции труда г. Севастополя № 92 от 12 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СК «Карбон» - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный