№ 2а-3098/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 ноября 2016 года г. Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Харченко А.Н.,
при секретаре Михайловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Загуменной Р.П. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности,
установил:
Загуменная Р.П. обратилась в Артемовский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю (далее Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю), указав о владении ФИО1 на праве собственности земельным участком № по <адрес>, границы которого не установлены. Она обратилась к административному ответчику с заявлением об учете изменений сведений в ГКН в связи с уточнением местоположения границ и площади участка, приложив межевой план, составленный кадастровым инженером Загуменной Р.П.
Административный ответчик вынес решение о приостановлении кадастрового учета, указав на недостатки межевого плана, после устранения которых заказчиком подан измененный план.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в снятии приостановления со ссылкой на отсутствие подтверждения предоставления и использования земельного участка с площадью, указанной в межевом плане 15 и более лет.
Однако, истец не согласен с указанным, поскольку увеличение площади возможно на величину, не превышающую нормативную 600 кв.м., в связи с чем, границы уточнены согласно сложившимся более 15 лет с помощью расположенных объектов.
По изложенным основаниям, административный истец просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № и возложить на ответчика обязанность провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости согласно межевому плану без номера от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Загуменная Р.П. настаивала на заявленных требованиях по доводам административного иска, представила сведения о принадлежности ФИО1 спорного земельного участка и землеустроительное дело смежного земельного участка по <адрес>, дополнив о давности размера и конфигурации земельного участка по <адрес> более 15-ти лет с учетом существующих на нем объектов недвижимости.
Административный ответчик Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю о дате и времени судебного разбирательства уведомлен ДД.ММ.ГГГГ, представитель в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил. Направил в суд копию материала по обращению административного истца.
При таком положении, дело рассматривается без участия представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Частью 13 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 1 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно статье 22 указанного закона при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года №412 (далее - приказ №412).
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре).
В судебном заседании установлено, что на основании постановления договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №, и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ГКН уточняемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием – к индивидуальному жилому дому, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, представив межевой план на указанный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю осуществление кадастрового учета приостановлено со ссылкой на п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратилась к ответчику, представив межевой план с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в снятии приостановления учета изменений объекта недвижимости, и срок устранения обстоятельств, препятствующих проведению, продлен до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что представленный план 2002 года не подтверждает предоставление и использование земельного участка 15 и более лет в границах, установленных при уточнении границ и площади <данные изъяты> кв.м.
На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом №412 (далее - Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При этом, наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.
Согласно статье 17 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа», утв. Решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 года № 497 (ред. от 25.09.2014, с изм. от 24.02.2016) в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3) минимальный размер земельного участка для размещения жилых домов усадебного типа равен 600 кв. метров.
Как следует из материалов дела, по результатам уточнения границ принадлежащего ФИО1 земельного участка установлено несоответствие площади в 310 м2 его фактической площади, равной 1510 м2. Согласно данным межевого плана пользование участком ведется более 15 лет, с указанием на обозначение границ на местности забором (сетка) и межи. Уточненные границы земельного участка с увеличенной на 1510 м2 площадью прошли необходимую процедуру согласования с правообладателем смежного земельного участка, сведений о споре по этим границам нет.
Кроме того, из схемы земельного участка в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ и плана земельного участка к техническому паспорту домовладения от 2002 года следует о соответствии конфигурации и параметров площади участка.
На основании данного плана земельного участка 2002 года, и исходя из картографического материала № лист от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым инженером Загуменной Р.П. произведено уточнение границ земельного участка по фактическому расположению, существующему на местности более 15 лет.
Указанное отражено в межевом плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который содержит все требуемые характеристики, включая и координаты необходимые для внесения соответствующих изменений в сведения о местоположении ранее учтенного земельного участка с кадастровым №.
В то же время, органом кадастрового учета, в порядке части 11 статьи 226 КАС РФ, не представлено суду доказательств, что представленные ФИО1 документы, и межевой план, по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона о кадастре.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку в судебном заседании установлено соответствие заявления ФИО1 и необходимых для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», следовательно, оснований для приостановления осуществления кадастрового учета спорного земельного участка на основании п.5 ч.2 ст.26 указанного закона у органа кадастрового учета не имелось, в связи с чем, решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит признанию незаконным.
Вместе с тем, нельзя согласиться с избранным административным истцом способом восстановления права в виде возложения на административного ответчика обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости, поскольку недопустимо подменять компетенцию публичного органа по осуществлению кадастрового учета.
Учитывая указанное, во исполнение части 3 статьи 227 КАС РФ, суд считает необходимым обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю повторно рассмотреть с учетом требований закона заявление ФИО1 о государственном учете изменений объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Загуменной Р.П. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в снятии приостановления, принятое по заявлению ФИО1 о государственном учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения с учетом требований закона заявления ФИО1 о государственном учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, известив заявителя о результатах рассмотрения обращения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Артемовский городской суд Приморского края.
<данные изъяты>.
Судья: А.Н.Харченко.