Решение по делу № 2-2258/2021 от 19.07.2021

Дата вынесения решения в окончательной форме – 08.12.2021

Дело 2-2258/2021

79RS0-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 г. г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Даниловой О.П.

с участием:

старшего помощника прокурора ЕАО Кишкуновой Л.Е.,

при секретаре Григорьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к правительству Еврейской автономной области, департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности по введению на территории Еврейской автономной области оформление рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, -

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора ЕАО обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к правительству ЕАО о понуждении к совершению определенных действий. В исковом заявлении указал, что в соответствие с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при обращении лекарственных средств относится принятия решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированные в форме электронных документов. В соответствие с п. 19 Порядка оформления рецептурных бланков на государственные препараты, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н, рецепт в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, формируется медицинским работником, сведения о котором внесены в федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации медицинской организации, в которой оформляется рецепт, в федеральном реестре медицинских организаций единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и подключения такой медицинской организации к государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации. В целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, действующим до 01.01.2022, утвержден временный порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - Временный прядок). Согласно п. 1.1 Временного порядка руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяют медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций), оказывающие первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ), внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, обеспечив готовность указанных медицинских организаций к оказанию им медицинской помощи, отбору биологического материала для исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19. Согласно п. 2.18 руководители медицинских организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка, обеспечивают возможность оформления рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа и доставки их на дом гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, и пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Между тем, уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО до настоящего времени не принято решение об использовании на территории ЕАО наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов. Просит суд обязать правительство ЕАО приять решение об использовании на территории ЕАО наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов.

Определением суда от 15.09.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне ответчика: ОГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», ОГБУЗ «Областная больница», ОГБУЗ «Детская областная больница», ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница», ОГБУЗ «Смидовичская районная больница», ОГБУЗ «Николаевская районная больница», ОГБУЗ «Теплоозерская районная больница», ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница», ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница».

28.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Облученская районная больница».

Определением суда от 28.10.2021 приняты к рассмотрению увеличенные исковые требования, прокурор просит: обязать правительство ЕАО ввести на территории области оформление рецептов на лекарственные препараты наряду с рецептом на бумажном носителе в форме электронного документа, подписанного с использованием квалифицированной электронной подписи медицинского работника; обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО обеспечить в подведомственных учреждениях здравоохранения Еврейской автономной области возможность оформления рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора ЕАО Кишкунова Л.Е. увеличенные исковые требования поддержала по изложенным в иске обоснованиям.

Представители ответчиков правительства ЕАО и департамента здравоохранения правительства ЕАО, третьих лиц ОГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», ОГБУЗ «Областная больница», ОГБУЗ «Детская областная больница», ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница», ОГБУЗ «Смидовичская районная больница», ОГБУЗ «Николаевская районная больница», ОГБУЗ «Теплоозерская районная больница», ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница», ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница», ОГБУЗ «Облученская районная больница» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассматривать дело без участия ответчиков и третьих лиц и, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Свои исковые требования о возложении на правительство ЕАО обязанности ввести на территории области оформление рецептов на лекарственные препараты наряду с рецептами на бумажном носителе, в форме электронного документа прокурор обосновывает положениями Приказа Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, которым утвержден Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также нормами Федерального закона от 12.40.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Вместе с тем, утверждение данного Временного порядка обусловлено необходимостью централизованно, единообразно организовать работу медицинских учреждений в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, для чего Минздравом России медицинским работникам различного уровня медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, установлены алгоритмы действий в условиях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Так, пункт 2.18 Временного порядка (на который ссылается истец) содержит указания на то, что руководители медицинских организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Временного порядка, обеспечивают возможность оформления рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа и доставки их на дом гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, и пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

В целях реализации Приказа Минздрава России от 19.03.2020 № 198н департаментом здравоохранения правительства ЕАО издан приказ № 478-ОД от 30.07.2021 «Об организации и выписке лекарственных препаратов пациентам в новой коронавирусной инфекцией COVID-19, находящихся на амбулаторном лечении.

Что касается Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», то в п. 4 ст. 2 говориться о том, что принятие решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов относится исключительно к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, ни данным Федеральным законом, ни иными нормативными актами РФ на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не возложена обязанность по введению на своей территории оформление рецептов на лекарственные препараты наряду с рецептами на бумажном носителе, в форме электронного документа.

Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения иска прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к правительству Еврейской автономной области, департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности по введению на территории Еврейской автономной области оформление рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.П. Данилова

2-2258/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора ЕАО
Ответчики
Правительство ЕАО
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
ОГБУЗ «Теплоозерская районная больница»
ОГБУЗ «Детская областная больница»
ОГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»
ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница»
ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница»
ОГБУЗ «Областная больница»
ОГБУЗ «Смидовичская районная больница»
ОГБУЗ «Николаевская районная больница»
ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница»
ОГБУЗ «Облученская районная больница»
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Белоусова Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2021Подготовка дела (собеседование)
06.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Подготовка дела (собеседование)
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее