Дело № 2-1461/2020
18RS0023-01-2020-000315-71
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г. Сарапул УР
В окончательной форме решение принято 24.08.2020 года.
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Потребительскому кооперативу по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» об исключении из числа пайщиков,
установил:
В суд обратился ФИО1 с исковыми требованиями к Потребительскому кооперативу по реализации программ для пайщиков «Взаимное доверие» о расторжении договора, исключении из числа пайщиков, взыскании паевого взноса, процентов.
Исковые требования мотивированы тем, что 25.07.2019 года между ним и Потребительским кооперативом по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» заключён договор об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе «Рента на паях», по условиям которого он внёс 200 000 рублей на срок 12 месяцев, до 25.07.2020 года. Ответчик обязался возвратить паевой целевой взнос и выплатить потребительскую выгоду (доход) в размере 18 % годовых. 27.01.2020 года офис кооператива в г. Владимире был закрыт, пайщикам в объявлении рекомендовано обращаться по юридическому адресу: УР, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, 11, пом. 2. Согласно сведения Вестника государственной регистрации часть 1 № 3 (770) от 22.01.2020/192 общим собранием членов (Протокол № 11 от 20.12.2019 года) принято решение о ликвидации ПК «Взаимное доверие», государственный регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ 2191832548114 от 30.12.2019 года. 30.01.2020 года им в адрес ПК «Взаимное доверие» направлено заявление о выходе из кооператива с требованием о выплате паевого целевого взноса и потребительской выгоды, начисленной за период пользования денежными средствами. До настоящего времени ответ на заявление он не получил, обязательства по договору от 25.07.2019 года ответчиком не исполнены. Принимая во внимание, что ПК «Взаимное доверие» находится в стадии ликвидации и не исполняет перед ним свои обязательства по договору от 25.007.2019 года, указанный договор подлежит расторжению в судебном порядке, с ответчика подлежит взысканию в его пользу оплаченный им паевой целевой взнос в размере 200 000 рублей, потребительская выгода (проценты) за период пользования денежными средствами с 25.07.2019 года по 25.02.2020 года в сумме 20 402,40 рубля.
Просит расторгнуть договор об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе Рента на паях» от 25.07.2019 года, заключённый между ФИО1 и Потребительским кооперативом по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие», исключив ФИО1 из числа членов (пайщиков) ПК «Взаимное доверие»; взыскать с ответчика денежные средства в размере 200 000 рублей, внесённые им в качестве паевого целевого взноса при заключении договора от 25.07.2019 года об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе Рента на паях»; взыскать с ответчика потребительскую выгоду (проценты), начисленные за период пользования денежными средствами пайщика с 25.07.2019 года по 25.02.2020 года в сумме 20 402,40 рубля; взыскать с ответчика понесённые судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 404,02 рубля.
Определением Сарапульского городского суда УР от 17.07.2020 года выделены в отдельное производство исковые требования ФИО1 к Потребительскому кооперативу по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» о расторжении договора, исключении из числа пайщиков.
Определением Сарапульского городского суда УР от 17.07.2020 года гражданское дело по иску ФИО1 к Потребительскому кооперативу по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» о взыскании паевого взноса, процентов передано по подсудности в Арбитражный Суд Удмуртской Республики.
Определением Сарапульского городского суда УР от 17.08.2020 года исковое заявление ФИО1 к Потребительскому кооперативу по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» о расторжении договора, исключении из числа пайщиков, взыскании паевого взноса, процентов, оставлено без рассмотрения в части требований о расторжении договора об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе Рента на паях» от 25.07.2019 года, заключённого между ФИО1 и Потребительским кооперативом по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие».
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ПК «Взаимное доверие» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещён надлежащим образом; доказательств уважительности причин своей неявки и возражений не представил.
С согласия истца, указанного в заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав, оценив и проанализировав представленные суду письменные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно открытым сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ПК «Взаимное доверие» создан 26 ноября 2018 года; основной вид деятельности – аренда и управление собственным недвижимым имуществом.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.05.2020 года признано обоснованным заявление ФИО4 о признании несостоятельным (банкротом) Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие».
В отношении Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на шесть месяцев – до 12 ноября 2020 года.
Согласно Уставу Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Доверие» (здесь и далее – в редакции от 18 сентября 2019 года), кооператив является добровольным объединением граждан или граждан и юридических лиц, созданным на основе членства путем объединения его членами-пайщиками имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (пункт 1.2).
Согласно Уставу ПК «Взаимное доверие» кооператив действует, в том числе, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее – Закон о потребительской кооперации).
Согласно п. 1 ст. 123.2 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно Преамбуле Закона РФ от 19.06.1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
В силу статей 1 и 4 Закона РФ от 19.06.1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» пайщик является участником потребительского общества, которое создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.
Исходя из положений статьи 11 Закона о потребительской кооперации пайщики потребительского общества имеют право, в том числе, вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о потребительской кооперации заявление пайщика о добровольном выходе из потребительского общества рассматривается советом общества. Выход пайщика осуществляется в порядке, предусмотренном уставом потребительского общества.
Пайщики потребительского общества имеют право вступать в него и выходить из него на добровольной основе, как установлено в статье 11 Закона о потребительской кооперации.
В соответствии с
Материалами дела установлено, что ФИО1 является пайщиком ПК «Взаимное доверие». Данное обстоятельство подтверждается договором об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе «Рента на паях» от 25.07.2019 года, заключенным между ФИО1 и ПК «Взаимное доверие».
Из условий указанного договора от 25.07.2019 года усматривается, что ПК «Взаимное доверие» осуществляло привлечение денежных средств граждан на возвратной основе, на определенный срок и с начислением дивидендов (потребительская выгода), что соотносится с положениями Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», в частности, со статьей 30, согласно которой для осуществления предусмотренной частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений; по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
Условия и порядок участия пайщика в программе определяется Положением (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.4 договора пайщик вносит паевой целевой взнос в паевой целевой фонд «Рента на паях».
Пунктом 1.5 договора предусмотрено, что сумма паевого целевого взноса пайщика по настоящему договору составляет 200 000 рублей. Паевой целевой взнос внесен на срок до 25.07.2020 года (12 месяцев). Потребительская выгода пайщика составит 18 % годовых от суммы его паевого целевого взноса. Кооператив не вправе изменять условия, указанные в настоящем пункте в одностороннем порядке. Выплата потребительской выгоды (дохода) может производиться как в конце действия договора, так и в любой момент в течение срока его действия. Потребительская выгода (доход) не присоединяется к сумме паевого целевого взноса.
Согласно пункту 1.2 договора участием в хозяйственной деятельности кооператива по договору является участие в целевой потребительской программе «Рента на паях» и уплата паевых целевых взносов и членских целевых взносов, предусмотренных программой.
В решении арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.05.2020 года нашло отражение следующее обстоятельство: в бухгалтерском балансе ПК «Взаимное доверие» по состоянию на 31.12.2019 года отражены заемные средства в размере 254 474 000 руб.; согласно акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами № 1 от 31.12.2019 года у должника имеется, в том числе, кредиторская задолженность перед гражданами на сумму 254 474 566 руб. 86 коп.
С учётом фактических обстоятельств дела арбитражный суд пришел к выводу о том, что, несмотря на заявленную должником организационно-правовую форму деятельности, на отсутствие регистрации ПК «Взаимное доверие» в Государственном реестре кредитных потребительских кооперативов, должник имеет статус кредитного кооператива, то есть финансовой организации.
Исковые требования ФИО1 о признании вышедшим из членов обоснованы добровольным выходом из членов ПК «Взаимное доверие» и уклонением ответчика от принятия решения о прекращении членства.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» при прекращении членства в кредитном кооперативе в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, члену кредитного кооператива (пайщику) выплачивается сумма его паенакопления (пая), включающая сумму паевых взносов и присоединенных начислений на паевые взносы, возвращаются денежные средства, привлеченные от члена кредитного кооператива (пайщика), и выполняются иные обязательства, предусмотренные договорами, на основании которых кредитный кооператив осуществил привлечение денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика).
Таким образом, признание истца вышедшим из членов кооператива имеет для истца правовое значение, требования заявлены с целью последующей реализации и защиты вытекающих имущественных прав.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 18.07.2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» членство в кредитном кооперативе прекращается, в том числе, в случае выхода из кредитного кооператива.
Заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. Порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (п.2).
Как установлено п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона № 190-ФЗ, кредитный кооператив обязан вести реестр членов кредитного кооператива, содержащий, в частности, дату вступления в кредитный кооператив и дату прекращения членства в кредитном кооперативе.
Истцом к иску приложено адресованное ответчику заявление о выходе из потребительского кооператива и выплате денежных средств, датированное 30.01.2020 года, однако факт направления данного заявления именно 30.01.2020 года в суде подтверждения не нашёл, поскольку оригинал документа об отправке заявления почтой истцом суду не представлен, также их ксерокопии кассового чека от 30.01.2020 года, приложенной истцом, не усматривается, какой именно документ истцом был направлен в эту дату ответчику.
Вместе с тем, при обращении с настоящим иском ФИО1 ответчику была направлена 20.02.2020 года копия искового заявления с приложениями, в том числе заявление о выходе из потребительского кооператива; согласно сведениям с сайта АО «Почта России», данное почтовое отправление с идентификатором 60000017742438 было получено ответчиком 26.02.2020 года.
Согласно п. п. 10.1, 10.1.1 Устава ПК «Взаимное доверие» членство в потребительском кооперативе прекращается в случае добровольного выхода пайщика.
Согласно п. 10.2 Устава ПК «Взаимное доверие» заявление пайщика о добровольном выходе из кооператива рассматривается советом потребительского кооператива в течение 30 дней с момента поступления заявления.
До настоящего времени решение ответчиком по заявлению истца о выходе из членов кооператива не принято, доказательства иного суду не представлены.
Согласно п. 8.1 Устава ПК «Взаимное доверие» пайщики потребительского кооператива имеют право вступать в потребительский кооператив на добровольной основе и выходить из него на добровольной основе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом был соблюден порядок выхода из ПК «Взаимное доверие», следовательно, требование ФИО1 о признании его вышедшим из членов кооператива являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы.
Поскольку исковые требования ФИО1 удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Потребительскому кооперативу по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» об исключении из числа пайщиков удовлетворить.
Признать ФИО1 вышедшим из членов Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие».
Взыскать с Потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» в пользу ФИО1 в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Косарев А.С.