Решение по делу № 2а-899/2018 от 27.06.2018

Дело №2а-899/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Смирновой Н.Н., с участием помощника Лысьвенского городского прокурора Ситдикова Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по иску Лысьвенского городского прокурора к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» о возложении обязанности устранить нарушения

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным заявлением к администрации города Лысьвы и муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по получению лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод и возложении обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по получению лицензии. В обоснование иска прокурор указал, что в Лысьвенскую городскую прокуратуру поступила информация МРИ ФНС № 6 о безлицензионном пользовании МБУ «Благоустройство» водными объектами на территории Лысьвенского городского округа. В ходе проведенной проверки было установлено, что постановлением администрации г. Лысьвы от 09.10.2015 и от 17.11.2015 МБУ «Благоустройство» на праве оперативного управления были переданы в пользование 14 артезианских скважин. Данные скважины используются бюджетным учреждением в целях забора и распределения питьевой воды в населенных пунктах, расположенных на территории Лысьвенского городского округа. При этом недропользование учреждение осуществляет без соответствующего разрешительного документа, на основании которого возникает право пользования недрами, что является нарушением ст. 2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Непринятие административными ответчиками соответствующих мер по получению лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод создает опасность для жизни и здоровья жителей Лысьвенского городского округа.

    Определением суда от 23.07.2018 производство по делу в части требований к администрации г. Лысьвы прекращено в связи с отказом административного истца от иска.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Ситдиков Р.С. требования к МБУ «Благоустройство» уточнил в части исключения из числа скважин, на которые требуется получить лицензию, артезианскую скважину № 693, расположенную по адресу: пос. Кормовище, южная окраина поселка, и артезианскую скважину № 5465, расположенную по адресу: пос. Ломовка, ул. Нагорная, в связи с их консервацией. Более того, не поддерживает требования в части признания незаконным бездействия МБУ «Благоустройство», выразившееся в непринятии мер по получению лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод. В остальной части требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

    Представитель администрации г. Лысьвы Змызгова М.В. в судебном заседании пояснила, что администрацией г. Лысьвы предприняты все необходимые меры по финансированию мероприятий, направленных на получение лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод из артезианских скважин, расположенных на территории Лысьвенского округа и переданных в оперативное управление МБУ «Благоустройство». Денежные средства были перечислены данному учреждению в начале 2018 года в том объеме, который был определен непосредственно учреждением.

    Представитель МБУ «Благоустройство» Ермаков В.И. в судебном заседании поддержал доводы представителя администрации г. Лысьвы, дал аналогичные показания. Более того, пояснил, что в настоящее время учреждением осуществлены работы по ограждению заявленных в иске скважин, заключен договор на приобретение приборов учета, а также проведены работы по мониторингу питьевой воды. Полагает, что выделенных администрацией г. Лысьвы денежных средств будет достаточно для завершения мероприятий, направленных на получение лицензии. Также пояснил, что из 14 переданных учреждению в оперативное управление артезианских скважин, 2 скважины ими не используются с момента передачи в связи с их консервацией.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Так, в соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон о недрах), настоящий Закон регулирует отношения, возникающие, в числе прочего, в области использования подземных вод.

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора (ст. 35 Закона Российской Федерации "О недрах").

Согласно ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Согласно статье 1.2 Закона N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (часть 4 статьи 11 Закона N 2395-1).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу п. 2.1 и 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 (ред. от 05.04.2016), недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями.

В судебном заседании установлено, что постановлениями администрации г. Лысьвы от 09.10.2015 № 2282 и от 17.11.2015 № 2604 (л.д. 10-16), МБУ «Благоустройство» в оперативное управление передано следующее муниципальное имущество:

- артезианская скважина № 2491, расположенная по адресу: п. Кормовище, на углу улиц Подлесная и Пролетарская;

- артезианская скважина № 43728, расположенная по адресу: п. Кормовище, восточная часть поселка;

- артезианская скважина № 61120, расположенная по адресу: п. Кормовище, южная окраина поселка;

- артезианская скважина № 45106, расположенная по адресу: п. Кормовище, 180 метров на запад от автомобильной дороги Лысьва-Кормовище;

- артезианская скважина № 1, расположенная по адресу: п. Кормовище, южная окраина поселка;

- артезианская скважина № 2883, расположенная по адресу: п. Ломовка, между улицами Северная и Гагарина;

- артезианская скважина № 664, расположенная по адресу: п. Ломовка, восточная часть поселка;

- артезианская скважина № 3916, расположенная по адресу: с. Матвеево, 200 метров южнее сельсовета;

- артезианская скважина № 4727, расположенная по адресу: д. Моховляна, южная часть деревни;

- артезианская скважина № 3645, расположенная по адресу: д. Моховляна, юго-восток деревни;

- артезианская скважина № б/н, расположенная по адресу: д. Воскресенцы, рядом с фермой;

- артезианская скважина № 2925, расположенная по адресу: п. Кормовище, ул. Гаражная.

Согласно информации из государственного реестра участков недр и лицензий, размещенном на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию www.rosnedra.gov.ru, МБУ «Благоустройство осуществляет добычу подземных вод из указанных выше артезианских скважин без лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод, что в ходе судебного заседания представителем Учреждения не оспаривалось.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что МБУ «Благоустройство» осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Лысьвенского городского округа, не имея разрешение (лицензии) на пользование недрами.

С учетом данных обстоятельств, требования прокурора в части возложении на Учреждение обязанности принять меры по получению лицензии, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии с ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При установлении срока исполнения решения суда в части возложения на МБУ «Благоустройство» обязанности по устранению выявленных нарушений суд учитывает, что самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета, и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды, является нерациональным использованием природных ресурсов, что создает угрозу истощения недр и нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Закон о недрах. В соответствии с действующим законодательством требуется обязательное наличие лицензии на право пользования недрами.

Более того, непринятие мер, направленных на получение лицензии, создает опасность для жизни и здоровья жителей Лысьвенского городского округа, являющихся потребителями услуги по холодному водоснабжению.

С учетом данных обстоятельств, суд считает необходимым установить для ответчика срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Более длительный срок приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по получению лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод из следующих артезианских скважин:

- артезианская скважина № 2491, расположенная по адресу: п. Кормовище, на углу улиц Подлесная и Пролетарская;

- артезианская скважина № 43728, расположенная по адресу: п. Кормовище, восточная часть поселка;

- артезианская скважина № 61120, расположенная по адресу: п. Кормовище, южная окраина поселка;

- артезианская скважина № 45106, расположенная по адресу: п. Кормовище, 180 метров на запад от автомобильной дороги Лысьва-Кормовище;

- артезианская скважина № 1, расположенная по адресу: п. Кормовище, южная окраина поселка;

- артезианская скважина № 2883, расположенная по адресу: п. Ломовка, между улицами Северная и Гагарина;

- артезианская скважина № 664, расположенная по адресу: п. Ломовка, восточная часть поселка;

- артезианская скважина № 3916, расположенная по адресу: с. Матвеево, 200 метров южнее сельсовета;

- артезианская скважина № 4727, расположенная по адресу: д. Моховляна, южная часть деревни;

- артезианская скважина № 3645, расположенная по адресу: д. Моховляна, юго-восток деревни;

- артезианская скважина № б/н, расположенная по адресу: д. Воскресенцы, рядом с фермой;

- артезианская скважина № 2925, расположенная по адресу: п. Кормовище, ул. Гаражная.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.

Судья:     (подпись)

Копия верна.

Судья:

Дело № 2а- 899/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

судебного заседания

23 июля 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Смирновой Н.Н., с участием помощника Лысьвенского городского прокурора Ситдикова Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по иску Лысьвенского городского прокурора к администрации г. Лысьвы и муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» о возложении обязанности устранить нарушения

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным заявлением к администрации города Лысьвы и муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по получению лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод и возложении обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по получению лицензии. В обоснование иска прокурор указал, что в Лысьвенскую городскую прокуратуру поступила информация МРИ ФНС № 6 о безлицензионном пользовании МБУ «Благоустройство» водными объектами на территории Лысьвенского городского округа. В ходе проведенной проверки было установлено, что постановлением администрации г. Лысьвы от 09.10.2015 и от 17.11.2015 МБУ «Благоустройство» на праве оперативного управления были переданы в пользование 14 артезианских скважин. Данные скважины используются бюджетным учреждением в целях забора и распределения питьевой воды в населенных пунктах, расположенных на территории Лысьвенского городского округа. При этом недропользование учреждение осуществляет без соответствующего разрешительного документа, на основании которого возникает право пользования недрами, что является нарушением ст. 2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Непринятие административными ответчиками соответствующих мер по получению лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод создает опасность для жизни и здоровья жителей Лысьвенского городского округа.

    В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Ситдиков Р.С. от исковых требований, заявленных к администрации г. Лысьвы, отказался в связи с добровольным разрешением спора.

Представитель администрации г. Лысьвы Змызгова М.В. возражений по заявленному ходатайству не имеет.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично (ч.2). Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч.5).

В соответствие с п.3 ч.1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Суд считает, что отказ административного истца от иска в данном случае не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Последствия отказа от заявленных требований, предусмотренные ст.195 КАС РФ, а именно: повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу разъяснены и понятны. При принятии отказа административного истца от иска суд учитывает, что согласно представленной информации, на момент рассмотрения дела денежные средства на выполнение мероприятий по получению лицензии администрацией г. Лысьвы выделены.

С учетом данных обстоятельств, отказ истца от иска может быть принят судом, и производство по делу подлежит прекращению.

На основании изложенного руководствуясь ст. 194, 199 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ Лысьвенского городского прокурора от административного иска к администрации г. Лысьвы о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по получению лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод, производство по делу прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 15 дней.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья:

2а-899/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
lysva.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее