Решение по делу № 12-1-83/2018 от 17.10.2018

Дело № 12-1-83/2018

РЕШЕНИЕ

11 декабря 2018 г.                                                                город Мценск

         Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» Турковой Ольги Владимировны на постановление административной комиссии при администрации Мценского района от 27 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.2.1 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест»,

установил:

постановлением административной комиссии при администрации Мценского района от 27 сентября 2018 г. общество с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (далее – ООО «Отрадаагроинвест», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.2.1 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Административное правонарушение, вменяемое ООО «Отрадаагроинвест» заключается в том, что в ходе служебного выезда 7 сентября 2018 г. в 15 часов 13 минут по адресу: <адрес> установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами и арендуемыми ООО «Отрадаагроинвест» происходит сброс отходов производства в виде мешков из под гербицида «Бетарен», селитры аммиачной, канистры из под «Абакус Ультра», а также канистры от инсектицида «Борец»; обнаружено складирование шифера, картонных коробок. Прилегающая территория не окашивается, что нарушает Правила благоустройства территории Спасско - Лутовиновского сельского поселения Мценского района.

Указанное правонарушение было выявлено главным специалистом юридического отдела, секретарем административной комиссии при администрации Мценского района Орловской области Минаевой Ю.А.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Отрадаагроинвест» Туркова О.В. обратилась в суд с жалобой и дополнениями к ней, указав на незаконность постановления по делу об административном правонарушении и подлежащим отмене в связи с отсутствием в действиях ООО «Отрадаагроинвест» состава административного правонарушения.

В жалобе обращает внимание на допущенные процессуальные нарушения; говорит об отсутствии нарушения Обществом требований установленных нормативными правовыми актами органом местного самоуправления Орловской области; доказательств, подтверждающих вину Общества в совершении вмененного административного правонарушения.

Законный представитель ООО «Отрадаагроинвест» Луганский А.М., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, о чем свидетельствует письменное уведомление, подписанное им, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не подавал, при таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании защитник ООО «Отрадаагроинвест» Туркова О.В. поддержала доводы жалобы, дополнения к ней, указала на отсутствие у администрации Мценского района правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности в виду недоказанности вменяемого ему правонарушения; на основании представленных административной комиссией материалов дело об административном правонарушении рассмотрено Управленим экологической безопасности и природопользования Орловской области (Ореоблэконадзор). Просит жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.

Представители административной комиссии при администрации Мценского района Минаева Ю.С., Стребкова Д.Ю. в судебном заседании доводы жалобы и дополнения к ней не признали. Считают вынесенное постановление законным, вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.2.1 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» доказана.

Изучив материалы дела в полном объеме, проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих при производстве по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Законодательство об административных правонарушениях в соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В Орловской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Орловской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Орловской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Орловской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Орловским областным Советом народных депутатов Закон Орловской области от 6 июня 2013 г. № 1490-ОЗ "Об ответственности за административные правонарушения».

Статьей 6.2.1 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» предусмотрена административная ответственность за сброс мусора, иных отходов производства и потребления с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Орловской области, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Решением Спасско-Лутовиновского сельского Совета народных депутатов от 3 мая 2018 (в ред. от 30 августа 2018 г. ) утверждены Правила благоустройства территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области (далее по тексту – Правила благоустройства).

Правилами благоустройства установлены единые и обязательные к исполнению нормы (правила, требования) к содержанию физическими и юридическими лицами земельных участков, объектов капитального и некапитального строительства, движимого и недвижимого имущества, принадлежащих им или закрепленных за ними в установленном порядке, а также территорий, непосредственно прилегающих к данным земельным участкам и объектам. Требования настоящих Правил распространяются на всю территорию поселения и являются обязательными для всех должностных, физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их организационно-правовых форм, ведомственной подчиненности и форм собственности (пункты 3.4, 7 статьи 1 Правил).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении помимо иных обстоятельств подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательством по делу об административном правонарушении, в частности, является протокол об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Названной статьей установлены требования к составлению протокола об административном правонарушении и к его содержанию.

Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.

По смыслу нормативных положений, закрепленных в настоящем Кодексе, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

При описании события указанного административного правонарушения статья 6.2.1 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. № 1490-ОЗ предусматривает обязательное указание нормативных правовых актов органов местного самоуправления Орловской области, нарушение которых вменяется лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Проверяя доводы жалобы, установлено, что ООО «Отрадаагроинвест» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами и , находящихся по адресу: <адрес>, что подтверждается договорами аренды и от 6 апреля 2015 г. Земельные участки предоставлены Обществу в аренду на срок по 6 апреля 2020 г.

         7 сентября 2018 г. в 15 часов 13 минут по адресу: <адрес> установлен факт сброса ООО «Отрадаагроинвест» отходов производства в виде мешков из под гербицида «Бетарен», селитры аммиачной, канистр из под «Абакус Ультра», а также канистр от инсектицида «Борец», кроме того, обнаружено складирование шифера и картонных коробок.

Для составления протокола об административном правонарушении, защитник ООО «Отрадаагроинвест» Туркова О.В. 18 сентября 2018 г. явилась в администрацию Мценского района, где был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.2.1 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. №1490-ОЗ "Об ответственности за административные правонарушения" в отношении ООО «Отрадаагроинвест», в котором зафиксировано выявленное нарушение. Копия протокола была получена защитником ООО «Отрадаагроинвест».

Постановлением административной комиссии при администрации Мценского района Орловской области от 27 сентября 2018 г. ООО «Отрадаагроинвест» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.2.1 Закона Орловской области от 6 июня 2013 г. № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

         В нарушение приведенных выше требований закона, составленный в отношении ООО «Отрадаагроинвест» протокол об административном правонарушении от 18 сентября 2018 г. не содержит надлежащего описания события административного правонарушения за вменяемое юридическому лицу деяние складирование шифера и картонных коробок, предусмотренного статьей 6.2.1 названного Закона Орловской области. Поскольку в нем отсутствует указание на нарушение пунктов Правил благоустройства территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области.

Такое описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не соответствует диспозиции названной статьи Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» и не позволяет квалифицировать действия ООО «Отрадаагроинвест» по вышеназванной норме закона, что противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанный недостаток является существенным, так как согласно статьям 26.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого должностное лицо или орган, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, выходить не вправе. Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право этого лица на защиту.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 18 сентября 2018 г. не отражает полноту исследования события правонарушения, не позволяет установить все сведения, необходимые для подтверждения объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.2.1 Закона Орловской области №1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения».

Норма статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая правила составления протокола об административном правонарушении, обеспечивает не только выполнение должностным лицом обязанностей, входящих в его компетенцию, но и права и законные интересы лица (юридического лица), в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, а также иных участников производства по делу. Указанные права и законные интересы привлекаемого к административной ответственности лица должны быть соблюдены в полном объеме. Данные права ООО «Отрадаагроинвест» соблюдены не были.

Исходя из положения части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае соблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении вызывает сомнение, протокол об административном правонарушении был составлен с нарушениями, без указания на норму Правил благоустройства территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области.

Кроме того, защитник ООО «Отрадаагроинвест» в жалобе и в судебном заседании ссылалась на недоказанность юридическим лицом вины в сбросе отходов производства мешков из под гербицида «Бетарен», селитры аммиачной, канистр из под «Абакус Ультра», а также канистр от инсектицида «Борец» с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Орловской области.

Статья 6.2.1 Закона Орловской области от 6 июня 2013 года № 1490-03 «Об ответственности за административные правонарушения» предусматривает ответственность за сброс отходов производства с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Орловской области.

ООО «Отрадаагроинвест» вменяется нарушение Правил благоустройства территории Спасско-Лутовиновского сельского поселения Мценского района Орловской области.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

       Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

       Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

       Таким образом, разграничение компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросах установления административной ответственности должно исключать возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.

С учетом выше приведенных законоположений, федеральным законодателем в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе при размещении отходов производства.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, административная ответственность за сброс (размещение) отходов производства установлена федеральным законодательством, поэтому в действиях Общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.2.1 Закона Орловской области № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, составляет два месяца. Названный срок по настоящему делу истек 7 ноября 2018 г.

Учитывая указанные выше обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что постановление административной комиссии при администрации Мценского района, вынесенное в отношении ООО «Отрадаагроинвест» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.2.1 Закона Орловской области № 1490-ОЗ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление административной комиссии при администрации Мценского района Орловской области от 27 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.2.1 Закона Орловской области от 06 июня 2013 г. № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» в отношении ООО «Отрадаагроинвест» - отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

           Судья Н.А. Волкова

12-1-83/2018

Категория:
Административные
Другие
ООО "Отрадаагроинвест"
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Волкова Н.А.
Статьи

6.2.01.2.8421709430404E-14

Дело на странице суда
mcensky.orl.sudrf.ru
18.10.2018Материалы переданы в производство судье
02.11.2018Судебное заседание
14.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Судебное заседание
11.12.2018Судебное заседание
11.12.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2018Вступило в законную силу
09.01.2019Дело оформлено
09.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее