Решение по делу № 33-9023/2020 от 30.11.2020

Судья Кунтуев Д.Б. Дело № 33-9023/2020 (2-340/2020)

22RS0002-01-2020-000433-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2020 года г. Барнаул

    

    Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Сухаревой С.А., Диденко О.В.,

при секретаре Трифаченкове Ю.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Алтайского районного суда Алтайского края от 29 июля 2020 года по делу

по иску прокурора Алтайского района Алтайского края в интересах Заерко Е. В. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Алтайская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности по организации и обеспечению медицинской помощи методом гемодиализа,

Заслушав доклад судьи Диденко О.В., пояснения прокурора Беспаловой М.И., представителя Министерства здравоохранения Алтайского края Ереемеева В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Алтайского района Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Заерко Е.В. к КГБУЗ «Алтайская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности по организации и обеспечению доставки Заерко Е.В., страдающей хронической почечной недостаточностью, от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно по графику гемодиализа; обеспечению финансирования указанных мероприятий.

В обоснование исковых требований указано, что Заерко Е.В. является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена бессрочно. Заерко Е.В. проживает в с. Алтайское Алтайского района, имеет хроническое заболевание: хронический гломерулонефрит, смешанный вариант с исходом в нефросклероз. Хроническая болезнь почек С5 Д. Программный гемодиализ с ДД.ММ.ГГ. Функционирующая артериовенозная фистула левого предплечья.

В связи с указанным заболеванием ей показано прохождение регулярного, 3 раза в неделю по 4 часа лечения программным гемодиализом в отделении диализа в ООО «Нефролайн-Барнаул» в <адрес> по адресу: <адрес>. Данная процедура для истца является жизненно необходимой и является основным методом лечения.

Между <адрес> и <адрес>, а также между <адрес> и <адрес> существует только регулярное автомобильное сообщение. Ближайшим на расстоянии, превышающем 60 км от <адрес> лечебным учреждением, в котором организовано оказание специализированной медицинской помощи посредством гемодиализа пациентам с хронической почечной недостаточностью является краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница, г. Бийск».

Прокурор полагал, что географическая удаленность населенных пунктов (с.Алтайское и г.Бийск, г.Барнаул), состояние здоровья Заерко Е.В., нуждающейся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в отделении гемодиализа, невозможность проведения гемодиализа по месту жительства свидетельствуют о том, что проезд от места жительства к месту получения данной процедуры и обратно является неотъемлемой частью данного вида медицинских услуг.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обусловливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

Согласно статье 16 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения её доступности для граждан.

В соответствии Положением о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 151, указанное министерство является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, оно наделено полномочиями по разработке и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, по обеспечению оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.

Правительство Алтайского края гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, следовательно, обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услугой по транспортировке истца от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком лежит на КГБУЗ «Алтайская ЦРБ» и Министерстве здравоохранения Алтайского края.

Решением Алтайского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского района Алтайского края в интересах Заерко Е.В. к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности по организации и обеспечению медицинской помощи методом гемодиализа.

На Министерство здравоохранения Алтайского края возложена обязанность организовать и обеспечить доставку Заерко Е.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, страдающей хронической почечной недостаточностью, проживающей по адресу: <адрес> Алтайского края, от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Исковые требования к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Алтайская центральная районная больница» оставлены без удовлетворения.

Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Минздрав Алтайского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое об отказе в иске. Указывает, что 25.03.2020 Правительством Алтайского края принято Постановление №129 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 №466» об оказании материальной помощи в виде компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедур гемодиализа и обратно железнодорожным и (или) автомобильным транспортом. Граждане вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган с целью компенсации затрат на оплату проезда в установленном порядке. Полагает не основаными на нормах закона ссылки истца на то, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги. Приказом Минздрава Российской Федерации №1271н от 20.12.2012 «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности» и Приказом Минздравсоцразвития РФ №17н от 18.01.2012 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Нефрология» такая услуга как транспортировка больных на гемодиализ в амбулаторных условиях не предусмотрена. В состав тарифа на обязательное медицинское страхование расходы на доставку пациентов на гемодиализ не входят. Законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предполагающих транспортировку в целях оказания медицинской помощи. Пациенты, страдающие почечной недостаточностью, получают плановое амбулаторное лечение, на стационарном лечении не находятся. При таких обстоятельства суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии относится к экстренному характеру проводимого истцом специализированного лечения.

В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на удовлетворении жалобы, прокурор полагал решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Алтайского края в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Заерко Е.В., проживающая по адресу: <адрес>, является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д.7-8).

Заерко Е.В. имеет хроническое заболевание почек, в связи с чем вынуждена проходить регулярное, не реже 3 раз в неделю, лечение программным гемодиализом.

По состоянию здоровья Заерко Е.В. нуждается в получении медицинской помощи методом заместительной терапии гемодиализ, который проводится ей в ближайшем лечебном учреждении в отделении диализа ООО «Нефролайн-Барнаул» в г. Бийске с ДД.ММ.ГГ,

Согласно информации ООО «Баранча» от ДД.ММ.ГГ пассажирские перевозки по маршруту Алтайское – г. Бийск осуществляет ООО «Баранча» ежедневно автобусами по маршрутам №560, № 565. Время отправления из с. Алтайское по маршруту № 560 – 09:15 час., время отправления из г.Бийска в 13:25 час.; время отправления из с. Алтайское по маршруту №565 – 16:10 час., время отправления из г. Бийска в 19:15 час.; время отправления из с. Алтайское по маршруту №561 «Алтайское-Барнаул» (через Бийск)5:30 час. и 7:00 час., время отправления из города Бийск АВ 16:25 час. и 18:55 час. (л.д.45).

Исковые требования прокурора направлены на организацию и финансирование доставки Заерко Е.В. к месту проведения процедуры гемодиализа.

Принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа возложена на субъект Российской Федерации – Алтайский край, при этом уполномоченным органом, на который возложено исполнение данной обязанности, является Министерство здравоохранения Алтайского края. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обусловливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу, постольку транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. При этом отсутствие на уровне Алтайского края нормы, регулирующей вопрос о доставке лиц, страдающих почечной недостаточностью, в медицинское учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, а также невключение таких расходов в структуру тарифов на оплату медицинской помощи не может являться основанием для отказа в получении истцом такой помощи.

Тот факт, что в настоящее время имеется иной способ защиты права истца, а именно – путем возмещения ему расходов на проезд к месту лечения и обратно, исходя из выводов суда, не имеет правового значения, так как процедура оказания такой помощи и сроки ее предоставления не отвечают экстренному характеру проводимого истцу специализированного лечения.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, полагая доводы жалобы ответчика заслуживающими внимание.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (подпункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

Из положений пункта 21 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

По смыслу указанных правовых норм субъект Российской Федерации в пределах своей компетенции определяет, каким образом разрешается вопрос об организации оказания населению медицинской помощи, в том числе порядок реализации соответствующих мероприятий и их финансирования.

В пределах предоставленных Алтайскому краю как субъекту Российской Федерации полномочий компетентные органы власти вправе определять конкретный механизм организации, включая финансирование, оказания населению указанной специализированной медицинской помощи, в том числе обеспечение возможности реализации права на получение процедуры гемодиализа.

Имеющееся у истца заболевание, несмотря на его специфику, не исключает возможности установления такого механизма организации ему специализированной медицинской помощи, который предполагает возмещение понесенных пациентом расходов в денежной форме.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг и т.д.

При этом законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предполагающих транспортировку в целях оказания медицинской помощи.

В соответствии со статьей 80 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту (пункт 5 части 3).

Пациенты, страдающие почечной недостаточностью, получают плановое амбулаторное лечение, на стационарном лечении не находятся.

Согласно статье 35 указанного закона скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Приказом Минздрава России от 20.06.2013г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» определен исчерпывающий перечень поводов, для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме.

В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

Таким образом, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии, по общему правилу, действующим законодательством не предусмотрен.

Следовательно, субъект Российской Федерации вправе установить денежный механизм организации специализированной медицинской помощи в целях прохождения процедуры гемодиализа, что не исключает возможности, при наличии экстренных показаний, пациенту, страдающему почечной недостаточностью, воспользоваться услугами скорой медицинской помощи.

Постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 утверждены Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Постановлением Правительства Алтайского края от 25 марта 2020 года № 129, вступившим в силу в тот же день – день официального опубликования, внесены изменения в указанные Правила, а именно в подпункт 3 пункта 4 в качестве самостоятельной категории граждан, которым оказывается материальная помощь, включены граждане, нуждающиеся в проведении процедур гемодиализа.

Такая материальная помощь осуществляется в виде компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедур гемодиализа и обратно железнодорожным и (или) автомобильным транспортом.

В силу пункта 6 указанного Постановления Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи и ее размер определяются Министерством социальной защиты Алтайского края, за исключением размера материальной помощи, указанной в абзацах третьем - шестом подпункта 3 пункта 4 настоящего постановления.

Такой порядок утвержден Приказ Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 05.10.2017 N 430.

Данные нормативно-правовые акты действовали как на момент обращения прокурора с иском, так и на момент вынесения обжалуемого судебного решения, однако судом не применены.

28 июля 2020 года Приказом Министерства социальной защиты Алтайского края № 27/пр/245 (официально опубликован 30 июля 2020 года) внесены изменения в Приказ от 5 октября 2017 года, которые учитываются судебной коллегией, поскольку нормативный правовой акт действует на момент разрешения апелляционной жалобы.

Системный анализ положений названных постановлений и приказов свидетельствует о том, что материальная помощь в виде затрат на возмещение расходов по проезду в целях получения процедуры гемодиализа является принятым в рамках компетенции субъекта Российской Федерации конкретным механизмом организации оказания населению указанной специализированной медицинской помощи, что не противоречит нормативному регулированию предоставления медицинской помощи, а также специфики самой процедуры гемодиализа.

В силу подпункта 3 пункта 4 Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденного Приказом Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 05.10.2017 N 430 (далее – Порядок), одним из видов материальной помощи является помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе материальная помощь гражданам, нуждающимся в проведении процедур гемодиализа, в виде компенсации затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедур гемодиализа и обратно железнодорожным и (или) автомобильным транспортом.

Данная помощь предоставляется при каждом обращении гражданина (подпункт 4).

Пунктом 8 предусмотрено, что к заявлению об оказании данного вида материальной помощи прилагаются документы, подтверждающие затраты на проезд в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедур гемодиализа и обратно железнодорожным и (или) автомобильным транспортом.

Размер данной материальной помощи равен сумме документально подтвержденных затрат, связанных с проездом в пределах территории Алтайского края к месту проведения процедур гемодиализа и обратно железнодорожным и (или) автомобильным транспортом (пункт 20).

В силу подпункта 9 пункта 22 Порядка отсутствие денежных средств краевого бюджета на финансирование расходов в текущем финансовом году не является основанием для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи гражданам, нуждающимся в проведении процедур гемодиализа.

Таким образом, нормативно в Алтайском крае предусмотрена обязанность Министерства социальной защиты Алтайского края при документальном подтверждении компенсировать расходы граждан по проезду к месту проведения процедуры гемодиализа, причем не только на общественном, но и на иных видах автомобильного транспорта, в том числе посредством использования услуг такси.

При таких обстоятельствах, позиция прокурора о том, что получение материальной помощи является правом гражданина, а значит он не лишен возможности выбирать между получением компенсации или его транспортировкой до места проведения процедуры гемодиализа в натуре, не основана на законе, поскольку Правительством Алтайского края предусмотрен механизм реализации оказания специализированной медицинской помощи в форме возмещения понесенных пациентом затрат, что исключает возможность возложения обязанности на ответчика обеспечить реализацию данного права в иных формах.

Конкретные обстоятельства настоящего дела также не позволяют судебной коллегии прийти к выводу о том, что материальный истец не имеет физической возможности самостоятельно добираться до места лечения и его индивидуальные особенности личности, в том числе возраст и состояние здоровья, а также фактические обстоятельства, связанные с его местом проживания, свидетельствуют о невозможности получения компенсации и необходимости защиты прав истца заявленным прокурором способом.

Как указано выше, компенсации подлежат фактически понесенные расходы по проезду пациента в целях проведения процедуры гемодиализа в полном объеме, истец имеет возможность компенсировать не только расходы по использованию общественного или личного транспорта, но и расходы на такси.

Не могут повлечь удовлетворение требований и ссылки на тяжелое материальное положение, так как сам по себе размер дохода пациента не указывает на невозможность несения компенсируемых в дальнейшем в полном объеме расходов.

Сторона истца не отрицала, что между с.Алтайское и г.Бийск существует автотранспортное сообщение, не ссылалась на обстоятельства, которые бы указывали на трудности в перемещении истца к месту лечения посредством услуг такси или иным способом.

Из заявления Заерко Е.В. прокурору Алтайского района следует, что ранее она самостоятельно добиралась до места лечения и обратно (л.д.6).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Министерство здравоохранения Алтайского края заявленной прокурором обязанности, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием в этой части по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алтайского районного суда Алтайского края от 29 июля 2020 года отменить в части удовлетворения исковых требований к Министерству здравоохранения Алтайского края, принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Алтайского района Алтайского края в интересах Заерко Е. В. к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности по организации и обеспечению медицинской помощи методом гемодиализа оставить без удовлетворения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

30.11.2020Передача дела судье
23.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2021Передано в экспедицию
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее