К делу номер
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 12 мая 2022 года
Судья Лазаревского районного суда <адрес> края Даракчян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора АО «Ульяновсккурорт» ФИО4 на постановление номер-ГК/ПР/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Черноморо-Азовского морского ФИО1 Д.А., о признании АО «Ульяновсккурорт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского ФИО1 Д.А. номер-ГК/ПР/2022 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Ульяновсккурорт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
В жалобе генеральный директор АО «Ульяновсккурорт» ФИО4 просит отменить постановление и производство по делу прекратить вследствие отсутствия события административного правонарушения. Указывает, что АО «Ульяновсккурорт» является собственником объектов недвижимого имущества, инженерных сооружений, объектов благоустройства, инфраструктуры и иного имущества, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного договора с ООО «Проект Исток». ДД.ММ.ГГГГ были переоформлены права на долгосрочную аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (договор номер от ДД.ММ.ГГГГ и договор номер от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ был заключен с муниципальным образованием Город-курорт Сочи долгосрочный договор аренды номер. В целом у АО «Ульяновсккурорт» в аренде находится 2.7 Га земель муниципального образования Город-курорт Сочи, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Согласно этим договорам, аренда земельных участков обременена правами муниципального предприятия «Водоканал». Участок ливневой канализации, который был осмотрен старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 Д.А. это продолжение единой ливневой канализации, проходящей по территории местного самоуправления поселковой администрации Якорная щель и её протяженность составляет несколько километров. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемом постановлении должностного лица выводы о том, что в АО «Ульяновсккурорт» не выполняет требования по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от засорения, заиливания и истощения вод, что является нарушением ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации. При этом доказательств превышения концентрации загрязняющих веществ, в материалах дела не имеется. Фактически все действия, изложенные в Акте и протоколе, относятся к обязанности и компетенции местной администрации города-курорта Сочи, <адрес> щель, выразившиеся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Фактически АО «Ульяновсккурорт» не является субъектом данного правонарушения, поскольку публично-правовая обязанность в области охраны окружающей среды и правил водопользования в данном случае законодательством возложена на органы местного самоуправления. При этом, администрация (как и иные лица) обязана соблюдать установленные природоохранные требования при осуществлении деятельности в пределах водоохранной зоны вне зависимости от того, относится ли эта деятельность к предпринимательской или не носит экономического характера.
Представитель АО «Ульяновсккурорт» по ордеру – ФИО5 в судебном заседании доводы и требования жалобы поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Черноморо-Азовского морского ФИО1 по доверенности – ФИО6, будучи надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса, так как он был надлежащим образом уведомлен о месте и времени слушания дела и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, проанализировав доводы и требования жалобы, нахожу, что жалоба АО «Ульяновсккурорт» подлежит удовлетворению, а Постановление – отмене с прекращением дела по следующим основаниям.
Ответственность по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ наступает за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Судом установлено, что в рамках Решения номер-ГК была проведена выездная плановая проверка объектов базы отдыха «Слава Черноморья» - филиала АО «Ульяновсккурорт» по адресу: Россия, <адрес>, 55 км на предмет оказания негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе проведенной проверки, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Черноморо-Азовского морского ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Черноморо-Азовское морское ФИО1 Роспотребнадзора) ФИО2 Д.А. была осмотрена территория, объекты недвижимого имущества, инженерные сооружения, объекты благоустройства, инфраструктуры и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования было установлено, что территория объекта HBOC МЛ-0123-001792-П (354213, РФ, <адрес>, 55 км, База отдыха "Слава Черноморья") не оборудована системой ливневой канализации. Ливневая сточная вода без очистки в границах водоохранной зоны Чёрного моря сбрасывается на рельеф местности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер- ФЗ. «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. К сточным водам относятся воды, сброс или сток которых в водные объекты осуществляется после их использования или с загрязненной территории.
Согласно п 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» к поверхностным водным объектам относит моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с указанным Кодексом и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер- ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Статья 60 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» устанавливает, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исхода из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В силу ч. 1 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 15 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Судом установлено, что АО «Ульяновсккурорт» является собственником объектов недвижимости базы отдыха «Слава Черноморья» с ДД.ММ.ГГГГ на основании заключённого с ООО «Проект Исток» договора мены между юридическими лицами с доплатой. С этого же времени были переоформлены права на долгосрочную аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ заключён договор с МО город-курорт Сочи долгосрочный договор аренды номер. В совокупности АО «Ульяновсккурорт» арендует муниципальные земли общей площадью 2,7 га, на которых расположены принадлежащие Обществу объекты недвижимости.
Согласно данных договоров аренды часть земельных участков обременена правами МУП «Водоканал».
Участок ливневой канализации, проходящий по территории базы отдыха «Слава Черноморья», который был осмотрен старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 Д.А., является продолжением единой ливневой канализации, проходящей по территории местного самоуправления поселковой администрации Якорная щель.
Доказательств того, что указанный участок ливневой канализации принадлежит Обществу, поставлен на учёт и эксплуатируется АО «Ульяновсккурорт» суду не представлено.
Указанные обстоятельства не были учтены при вынесении обжалуемого постановления, несмотря на указание на это со стороны представителя АО «Ульяновсккурорт» при производстве по административному делу.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из исследованных материалов, суд приходит к выводу о не выяснении со стороны административного органа обстоятельств, подлежащих выяснению. Вывод о виновности АО «Ульяновсккурорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, является необоснованным.
В силу пункта 1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░4 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░/░░/2022 ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░/░░/2022 ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1 ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 8.45 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.45 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 1 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░