ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 11RS0001-01-2020-012214-53
№ 88-8536/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 29 июня 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А.,
судей Птоховой З.Ю., Кузнецова С.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-475/2021 по исковому заявлению прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению Республики Коми «Театр оперы и балета», Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, ГКУ Республики Коми «Служба единого заказчика», ООО «Здоровый продукт» о возложении обязанности обеспечить соблюдение прав маломобильных групп населения, по кассационной жалобе Государственного автономного учреждения Республики Коми «Театр оперы и балета» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения прокурора Малышева Я.В., возражавшего против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исполняющий обязанности прокурора г. Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением к Государственному автономному учреждению Республики Коми (далее - ГАУ РК «Театр оперы и балета»), Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (после преобразования - Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений), ГКУ Республики Коми «Служба единого заказчика», ООО «Здоровый продукт» об устранении нарушений требований Свода правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д.32.
Определением суда от 1 октября 2021 г. прекращено производство по делу в части требований исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Комитету Республики Коми имущественных и земельных отношений о возложении обязанности обеспечить соблюдение прав маломобильных групп населения в связи с отказом прокурора от требований к указанном ответчику в полном объеме и принятия его судом.
В отношении остальных ответчиков прокурором требования изменены, истец просил:
1. Возложить на ГАУ РК «Театр оперы и балета», ГКУ РК «Служба единого заказчика», ООО «Здоровый продукт» в срок до 1 июля 2022г. устранить нарушения требований Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001» в здании по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 32, где расположено Государственное автономное учреждение Республики Коми «Театр оперы и балета», а именно:
а) на территории, прилегающей к зданию:
1) выполнить работы по организации парковочного места для Маломобильных групп населения путем обустройства бордюрного среза в местах пересечения транспортных и пешеходных путей, обозначения места парковки в соответствии с требованиями п. 5.1.1 СП 59.13330.2016, выполнить тактильно-контрастные указатели согласно п. 5.1.10 СП 59.13330.2016;
2) выполнить работы по ремонту лестницы путем восстановления покрытия, приведению ширины ступеней, обустройству ограждения и предупреждающих тактильно-контрастных указателей в соответствии с требованиями п. 5.1.12 СП 59.13330.2016;
3) обустроить пандус в соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.15 - 5.1.17 СП 59.13330.2016;
б) на входе в здание:
1) выполнить работы по восстановлению покрытия входной площадки;
2) выполнить работы по замене дверного блока при входе в здание в соответствии с п. 6.1.1, 6.1.5 СП 59.13330.2016;
3) привести глубину тамбуров входной группы в соответствие с требованиями п. 6.1.8 СП 59.13330.2016;
4) выполнить работы по размещению контрастной маркировки на прозрачных полотнах дверей и ограждений на уровне 0,9-1,0 м в соответствии сп. 6.1.6 СП 59.13330.2016;
5) устранить препятствия на входе в здание в виде порогов в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;
6) установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему в соответствии с требованиями п.п. 5.1.1, 8.1.6 СП 59.13330.2016;
7) установить кнопку вызова персонала;
в) на путях движения внутри здания, в том числе пути эвакуации:
1) оборудовать здание тактильно-контрастными предупреждающими указателями в соответствии с п. 6.2.3 СП 59.13330.2016;
2) провести работы по приведению лестницы в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2016;
3) привести ограждения лестницы в соответствие с требованиями п. 6.2.11 СП 59.13330.2016;
4) заменить дверные блоки (вход в зрительный зал, аварийные выходы, буфет, туалеты) на дверные блоки с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м;
5) устранить препятствия в виде порогов путем их ликвидации или обустройства в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2016;
г) в зоне целевого назначения:
1) в соответствии с п. 8.1.5 СП 59.13330.2016 в зрительном зале предусмотреть места для инвалидов из расчета не менее 5% общего числа зрителей, в том числа инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м), остальные 4% мест предусмотреть в зоне действия системы усиления звука, в зоне видимости «бегущей строки» или сурдопереводчика и зоне слышимости аудиокомментирования;
2) провести ремонт лестниц, ведущих на сцену, путем приведения высоты и ширины ступеней в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2016, установления ограждений в соответствие с п. 8.6.7 СП 59.13330.2016;
3) организовать альтернативную форму обслуживания (вызов персонала) для осуществления доступа маломобильных групп на сцену;
4) в помещениях кассы, буфета, гардероба окно с высотой и шириной прилавка в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2016;
5) в соответствии с п. 6.2.13 СП 59.13330.2016 оборудовать здание пассажирскими лифтами, доступными для инвалидов и маломобильных групп населения, и/или подъемными платформами в целях обеспечениях их доступа на второй этаж;
д) в санитарно-гигиенических помещениях:
1) оборудовать универсальную кабину уборной для инвалидов в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.1330.2016;
е) системы информирования:
1) обеспечить элементы здания техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации в соответствие с п. 6.5.1 СП 59.13330.2016;
2) установить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2016;
3) оборудовать здание акустическими устройствами, аудиосистемами с индукционными контурами.
2. Обязать ГАУ РК «Театр оперы и балета», ГКУ РК «Служба единого заказчика» приобрести комплект оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования для установки, подключения и дальнейшего использования в здании по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 32, где расположено Государственное автономное учреждение Республики Коми «Театр оперы и балета», в срок до 1 июля 2022 г.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
На ГАУ РК «Театр оперы и балета», ГКУ РК «Служба единого заказчика» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Свода правил 59.13330.2020 в здании по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 31, где расположено ГАУ РК «Театр оперы и балета», а именно:
а) на территории, прилегающей к зданию:
выполнить работы по организации парковочного места для маломобильных групп населения путем обустройства бордюрного среза в местах пересечения транспортных и пешеходных путей, обозначения места парковки в соответствии с требованиями п. 5.1.1 СП 59.13330.2020, выполнить тактильно-контрастные указатели согласно п. 5.1.10 СП 59.13330.2020;
выполнить работы по ремонту лестницы путем восстановления покрытия, приведению ширины ступеней, обустройству ограждения в соответствии с требованиями п. 5.1.12, 5.1.13 СП 59.13330.2020;
обустроить пандус в соответствии с требованиями п.п. 5.1.14 - 5.1.17 СП 59.13330.2020;
б) на входе в здание:
выполнить работы по восстановлению покрытия входной площадки;
выполнить работы по замене дверного блока при входе в здание в соответствии с п. 6.1.1, 6.1.5 СП 59.13330.2020;
привести глубину тамбуров входной группы в соответствие с требованиями п. 6.1.8 СП 59.13330.2020;
выполнить работы по размещению контрастной маркировки прозрачных полотнах дверей и ограждений на уровне 0,9-1,0 м в соответствии п. п. 6.1.6 СП 59.13330.2020;
в) на путях движения внутри здания, в том числе пути эвакуации:
оборудовать здание тактильными напольными указателями соответствии с п. 6.2.3 СП 59.13330.2020;
провести работы по приведению лестницы в соответствие требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;
привести ограждения лестницы в соответствие с требованиями п. 6.2.1 СП 59.13330.2020;
заменить дверные блоки (вход в зрительный зал, аварийные выходы буфет, туалеты) на дверные блоки с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м;
г) в зоне целевого назначения:
провести ремонт лестниц, ведущих на сцену, путем приведения высоты и ширины ступеней в соответствие с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020, установления ограждений в соответствие с п. 8.6.7 СП 59.13330.2020;
организовать альтернативную форму обслуживания (вызов персонала) для осуществления доступа маломобильных групп на сцену;
оборудовать в помещениях кассы, гардероба окно с высотой и шириной прилавка в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2020;
в соответствии с п. 6.2.13 СП 59.13330.2020 оборудовать здание пассажирскими лифтами, доступными для инвалидов и маломобильных групп населения, или подъемными платформами наклонного перемещения в целях обеспечениях их доступа на второй этаж;
д) в санитарно-гигиенических помещениях:
оборудовать универсальную кабину уборной для инвалидов в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2020;
е) системы информирования:
обеспечить элементы здания техническими средствами информирования, ориентирования и сигнализации в соответствие с разделом 6.5 СП 59.13330.2020;
установить тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020;
оборудовать здание акустическими устройствами, аудиосистемами с индукционными контурами.
приобрести комплект оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования.
На ООО «Здоровый продукт» возложена обязанность оборудовать в помещениях буфета окно с высотой и шириной прилавка в соответствие с п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 3 февраля 2022 г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2021 г. оставлено без изменения и уточнено в части срока исполнения решения – до 1 марта 2024 г.
В кассационной жалобе ГАУ РК «Театр оперы и балета» просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчики, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, нежилое четырехэтажное здание Государственного театра оперы и балета (литер А), площадью 7717,1 кв.м, 1969 года постройки, расположенное по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д.32, находится в государственной собственности Республики Коми. С 3 марта 2010г. здание было закреплено на праве оперативного управления за ГАУ РК «Театр оперы и балета».
Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия учредителя ГАУ РК «Театр оперы и балета» согласно Уставу, является Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия собственника имущества ответчика от имени Республики Коми — Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (ныне - Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений).
10 мая 2017 г. директором ГАУ РК «Театр оперы и балета» утвержден паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №1 здания театра оперы и балеты, согласно которому объект для инвалидов временно недоступен, необходимо проведение ряда работ для обеспечения доступности здания для указанной категории зрителей (пп.3.3, 3.5).
Решением Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 2 апреля 2019г. №237, в редакции решения от 26 апреля 2019г. №366, здание изъято из оперативного управления ГАУ РК «Театр оперы и балета» и закреплено на праве оперативного управления за ГКУ РК «Служба единого заказчика».
Согласно уставу ГКУ РК «Служба единого заказчика», утвержденному 8 февраля 2021 г., целью деятельности казенного учреждения является участие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации в целях проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения (п.3.2). Пункт 3.4 Устава закрепляет основные виды деятельности учреждения, в том числе выполнение функций заказчика, застройщика, технического заказчика при проведении строительства, реконструкции объектов государственной собственности Республики Коми, в том числе объектов социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований в Республике Коми в рамках реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие соответствующей инфраструктуры.
На основании решения Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 9 июля 2019 г. №654 здание государственного театра оперы и балеты передано в безвозмездное пользование ГАУ РК «Театр оперы и балета».
14 августа 2019 г. между Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений при участии ГКУ РК «Служба единого заказчика» и ГАУ РК «Театр оперы и балета» заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Коми №Б-1940- 08/2019, согласно которому здание государственного театра оперы и балета (далее также имущество) передано в безвозмездное пользование ГАУ РК «Театр оперы и балета» на срок с 2 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Имущество передано ссудополучателю для осуществления уставной деятельности и обеспечения его сохранности по акту приема-передачи.
Условиями договора безвозмездного пользования на ГАУ РК «Театр оперы и балета» возложены обязанности: использовать имущество исключительно по назначению, указанному в договоре (п.3.3.2); нести расходы по содержанию имущества, своевременно и за свой счет производить текущий ремонт имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации (п.3.3.3).
Как следует из пояснений представителей сторон в суде апелляционной инстанции, в настоящее время договор безвозмездного пользования заключается на следующий срок на тех же условиях.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 30 января 2020 г. №21-р утверждена адресная инвестиционная программа Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Программой (п.36) предусмотрена реконструкция здания театра оперы и балета с определением заказчика работ - ГКУ РК «Служба единого заказчика», года ввода в эксплуатацию - 2023 год и ответственного ведомства за реализацию проекта - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РК.
На основании договора аренды недвижимого имущества от 5 марта 2021 г. ГАУ РК «Театр оперы и балета» передало в аренду ООО «Здоровый продукт» часть нежилых помещений № 4 (буфет), 28 (холодный цех) общей площадью 71,6 кв.м, на первом этаже здания для использования под организацию услуг общественного питания на срок с 05 марта 2021 года по 6 марта 2022 г. Условиями договора аренды предусмотрена обязанность арендатора: своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемых помещений (п.2.2.4), обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе, использующих кресла-коляски и собак-проводников) (п.2.2.7).
Согласно справке ООО «Здоровый продукт» от 13 сентября 2021 г. барная стойка в кафе-баре здания театра оперы и балета является собственностью указанного общества.
Определением суда от 22 апреля 2021 г. в целях разрешения спора была назначена строительная судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам АНО «БТЭ при ТПП РК».
Согласно заключению судебного эксперта АНО «БТЭ при ТПП РК» ФИО6 от 31 мая 2021г. № 071/5-2/00145 здание театра оперы и балета не соответствует требованиям Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001», а именно (таблица №2):
а) на территории, прилегающей к зданию: отсутствуют элементы информации об объекте (п. 5.1.1 СП 59.13330.2016), отсутствуют тактильно-контрастные указатели (п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2016),
- ширина ступеней не соответствует п. 5.1.12 СП 59.13330.2016, отсутствуют предупреждающие тактильнс-контрастные указатели,
- уклон, поручни, поверхность пандуса не отвечают п.п. 5.1.14, 5.1.15 - 5.1.17 СП 59.13330.2016,
отсутствует парковочное места для маломобильных групп населения (п.п. 5.2.1, 5.2.3 СП 59.13330.2016),
б) на входе в здание не организован доступный вход для маломобильных групп населения, в том числе:
ширина дверного блока при входе в здание не соответствует с п. 6.1.1, 6.1.5 СП 59.13330.2016
- глубина тамбуров входной группы не соответствует п. 6.1.8 СП 59.13330.2016;
отсутствует контрастная маркировка на прозрачных полотнах дверей и ограждений на уровне 0,9-1,0 м согласно п. 6.1.6 СП 59.13330.2016; высота дверных порогов превышает 0,014 м (п. 6.1.5 СП 59.13330.2016),
в) на путях движения внутри здания:
- отсутствуют тактильно-контрастные предупреждающие указатели (п. 6.2.3 СП 59.13330.2016);
лестница не соответствует п.п. 6.2.8, 6.2.11 СП 59.13330.2016 (подступенки в пределах одного марша различаются по высоте, отсутствуют тактильные полосы, ограждения лестницы расположены выше разрешенной высоты, не имеют завершающие горизонтальные части),
отсутствуют рельефные обозначения этажей, предупредительные полосы об окончании перил,
г) в санитарно-гигиенических помещениях не оборудованы универсальные кабины уборные для инвалидов, оборудованные системой тревожной сигнализации или двухсторонней громкоговорящей связи (п.п. 6.3.1, 6.3.3, 6.3.6 СП 59.1330.2016),
д) в зоне целевого назначения:
в зрительном зале обустроено только три места для зрителей на креслах-колясках, тогда как их количество должно быть не менее 5% общего числа зрителей (п. 8.1.5 СП 59.13330.2016),
гардероб, санузлы, буфет, подъем на сцену не доступны для зрителей на креслах-колясках (п. 8.1.7, 8.6.1, 8.6.7 СП 59.13330.2016),
- отсутствуют технические средства информирования, тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы (п.6.5.1, 6.5.9, 8.1.6 СП 59.13330.2016).
В таблице №3 заключения экспертом приведен перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для приведения объекта в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016. Указанные экспертом виды работ требуют проведения как текущего, так и капитального ремонта здания. Работы по приведению глубины тамбуров в нормативное состояние с обустройством дверных блоков с шириной створки двери в свету не менее 0,9 м, работы по оборудованию лифта либо подъемника для обеспечения подъема
маломобильных групп граждан на второй этаж здания для прохода в зрительный зал согласно выводам эксперта требуют проведения реконструкции здания.
Эксперт ФИО6 в суде первой инстанции поддержала сделанные ею в экспертном заключении выводы.
Сторонами было признано и не оспаривалось иными участвующими в деле лицами то обстоятельство, что спорное здание не отвечает существующим требованиям доступности для маломобильных групп населения.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 2, 19, 44 и 68 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ОНН от 13.12.2006 № 61/106, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нормами Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утверждённым приказом Минкультуры России от 16 ноября 2015г. № 2800, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020г. № 985, СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», действующих в настоящее время, оценил представленные в дело доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, и исходил из доказанности факта использования ГАУ РК «Театра оперы и балета» в своей деятельности здания, не соответствующего общеобязательным требованиям законодательства, касающимся необходимости приспособления объектов для нужд инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе в части создания условий для беспрепятственного к ним доступа, что влечет нарушение конституционных прав данной категории граждан, а поэтому имеет особое общественное значение.
Возлагая обязанность по приведению здания театра оперы и балета в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 на обоих ответчиков - ГАУ РК «Театр оперы и балета» и ГКУ РК «Служба единого заказчика» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд исходил из того, что ГКУ РК «Служба единого заказчика» в силу закрепления за ним спорного имущества на праве оперативного управления и своей уставной деятельности осуществляет выполнение функций заказчика, застройщика, технического заказчика при проведении строительства, реконструкции объектов государственной собственности Республики Коми, в том числе объектов социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований в Республике Коми в рамках реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие соответствующей инфраструктуры.
В то же время фактическим пользователем здания является ГАУ РК «Театр оперы и балета», не лишенное возможности за счет собственных и предоставленных денежных средств производить ремонт переданного ему имущества, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела ГАУ РК «Театр оперы и балета» самостоятельно предприняло меры по ремонту лестницы, входной площадки и обустройство пандуса на прилегающей к зданию территории, устранению порогов на входе в здание. Указанные виды работ относятся к капитальному ремонту.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности по оборудованию в помещениях буфета, в здании театра, окна с высотой и шириной прилавка в соответствии с п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 на
ООО «Здоровый продукт», как собственника мебели и оборудования в кафе- баре здания театра оперы и балета, установив срок для исполнения указанного требования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, при этом суд исходил из объема и характера работ, а также из того, что срок действия заключенного с ООО «Здоровый продукт» договора аренды нежилых помещений (по 6 марта 2022 г.) не позволяет установить указанному ответчику срок исполнения решения суда до 1 июля 2022 г.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводами суда согласился, однако счел необходимым увеличить предоставленный ответчикам срок исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2021 г. до 1 марта 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Руководствуясь положениями статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суды пришли к верному выводу, что вышеуказанной нормой закона регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы ответчика, основаны на субъективной оценке представленных в дело доказательств и неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не принимаются во внимание кассационной инстанцией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Суд кассационной инстанции считает, что всем представленным по делу доказательствам судами первой и апелляционной инстанций дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таком положении судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390 и 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 3 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Коми «Театр оперы и балета» - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи