Решение по делу № 33-3-8445/2023 от 31.08.2023

Судья Иванов А.В.

№ 33-3-8445/2023 (№ 2-214/2023)

УИД 26RS0034-01-2023-000227-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

03 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Трушкина Ю.А.

судей Шурловой Л.А.,Шетогубовой О.П.

с участием секретаря Горбенко Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей ответчика Правительства Ставропольского края Дворядкина А.В. и Гапаровой С.Н. на решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 04.07.2023

по исковому заявлению исковому заявлению прокурора Туркменского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ставропольского края о признании права собственности, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Туркменского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга, уточненным ст. 39 ГПК РФ, указал, что согласно сведениям из Администрации Туркменского муниципального округа, из Управления ветеринарии Ставропольского края, указанные 8 скотомогильников (т.е. места захоронения биологических отходов), ранее указанные в исковом заявление, и 3 места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (т.е. сибиреязвенные скотомогильники), не приняты в собственность Ставропольского края, на балансе Администрации Туркменского муниципального округа не состоят, собственника не имеют, и в настоящее время не приведены в соответствие с ветеринарно-санитарными и санитарными правилами.

Прокурор просил суд: признать право собственности Правительства Ставропольского края на следующие скотомогильники: <адрес> <адрес> Признать право собственности Правительства Ставропольского края на захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения), а именно: захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник); захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес> год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты <адрес>, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник); захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты - <адрес>, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник).

Возложить на Правительство Ставропольского края обязанность в срок не позднее одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Туркменского муниципального округа, путем принятия мер по обустройству и содержанию в соответствии с требованиями федерального законодательства на указанных территориях.

Обжалуемым решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 04.07.2023 исковые требования – удовлетворены. Суд постановил: Признать право собственности Правительства Ставропольского края на следующие скотомогильники:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Признать право собственности Правительства Ставропольского края на захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения), а именно:

захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес> год происхождения - 1972, статус места захоронения законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты - <данные изъяты> захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник);

захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты <данные изъяты>" долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник);

захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты - <данные изъяты> - долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник);

Возложить на Правительство Ставропольского края обязанность в срок не позднее одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Туркменского муниципального округа, путем принятия мер по обустройству и содержанию в соответствии с требованиями федерального законодательства скотомогильников на указанных территориях:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Возложить на Правительство Ставропольского края обязанность в срок не позднее одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Туркменского муниципального округа, путем принятия мер по обустройству и содержанию в соответствии с требованиями федерального законодательства мест захоронения трупов животных павших от сибирской язвы на указанных территориях.

Решение суда постановлено с участием помощника прокурора Туркменского района СК -Николаевой А.С., представителя ответчика Правительства Ставропольского края, представителя Управления ветеринарии Ставропольского края Дворядкина А.В., администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края -Чумаковой В.А., в отсутствие иных лиц, при надлежащем извещении.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Ставропольского края Дворядкин А.В. просил об отмене решения суда, отказе в удовлетворении требований. Прокурор/истец одновременно изменил предмет и основания иска, являющееся недопустимым. Судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие, о наличии обстоятельств, обосновывающие исковые требования. Истцом не представлено доказательств, что спорные объекты имеют ограждения и являются скотомогильниками. решение суда основано на требованиях закона, который утратил силу с 01.01.2023, положениях Ветеринарных правил. Федеральным законодательством не установлены требования к обустройству и содержанию спорных объектов.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Ставропольского края Гапарова С.Н. указала, что суд не принял во внимание, что некоторые спорные объекты находились на балансе юридических лиц, возможность нахождения скотомогильников на балансе хозяйствующих субъектов, без постановки на кадастровый учёт и без регистрации права собственности. Суд первой инстанции необоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третий лиц: СПК «путь Ленина», ООО СХП «Ясный», СПК «Красный Маныч». Согласно информации ФНС России СПК «Владимировское», СПК «КенджеКулак», СПК «Рассвет», СПК «Кучерлинское» ликвидированы, однако судом не устанавливалось наличие в собственности у учредителей этих организаций спорных объектов. Спорные объекты не могут являться объектами государственной собственности ввиду отсутствия обязательных характеристик, наличие которых обеспечивает возможность их отнесения к объектам недвижимости. Доводы истца о том, что содержание скотомогильников является расходным обязательством субъекта, не находят своего подтверждения, так как нарушение требований к эксплуатации скотомогильников не может привести к возникновению эпидемий, а также ликвидации их последствий. В целях обеспечения биологической безопасности, в Ставропольском крае внедрён «пилотный проект» по организации сбора и утилизации биологических отходов с использованием 5 автотранспортных средств, приобретённых за счёт средств бюджета.

Помощником прокурора Туркменского района Ставропольского края поданы письменные возражения на апелляционные жалобы.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчика, возражениях, заслушав пояснения представителя апеллянта Дворядкина А.В. об удовлетворении жалобы, участвующего в деле прокурора Протасову О.Б. об отклонении жалобы за необоснованностью, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов ответчика, судебная коллегия оснований к удовлетворению, решение суда первой инстанции оставлению без изменения. Суд полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела и дал правильную правовую оценку собранным по делу доказательствам в порядке ст.67 ГПК РФ.

Судом установлено и следует из материалов дела что на территории Туркменского муниципального округа расположены бесхозяйные места захоронения биологических отходов (скотомогильники), не приведенные в надлежащее состояние, а именно: с<адрес>

Также расположены 3 захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы, а именно: захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1972, статус места захоронения законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты - <данные изъяты>" долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник); захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты <данные изъяты>" долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник); захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты <данные изъяты> - долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник).

Суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств, с учетом, что скотомогильники (биотермические ямы) и места захоронения трупов животных павших от сибирской язвы, относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, ответчики обязаны обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, пришёл к выводу, что содержание мест захоронения биологических отходов (скотомогильников) федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не представил суду документов, свидетельствующих о проведенной всесторонней проверке, в целях установления, что спорные объекты не находятся в федеральной собственности или не учтены на соответствующих бухгалтерских счетах юридических и (или) физических лиц, а также что, судом не принято мер к установлению землепользователей указанных земельных участков, не устанавливался факт отражения нахождения спорных объектов, которые якобы являются объектами недвижимости, на соответствующих бухгалтерских счетах у землепользователей земельных участков, на которых располагаются спорные объекты признаются судебной коллегией несостоятельными в силу следующего.

Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий к ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).

В соответствии со ст.ст. 1, 16 и 18 Закона Ставропольского края от 06.11.1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края» Правительство Ставропольского края является высшим и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края, который осуществляет полномочия по принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия, выполнению мер по реализации прав граждан на благополучную окружающую среду.

В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлен порядок разграничения объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности; объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объектов, относящихся к муниципальной собственности в соответствии с приложениями 1-3.

Пунктом 3 Постановления N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, которые не перечислены в приложениях 1-3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Скотомогильники не перечислены в приложениях 1-3 Постановления N 3020- 1, в связи с чем, должны находиться в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд оставил без рассмотрения ходатайство Правительства края об истребовании ветеринарных карточек на сибиреязвенные захоронения, скотомогильники, регистрационных дел в отношении земельных участков, на которых расположены скотомогильники судебная коллегия отклоняет, поскольку необходимости в истребовании дополнительных доказательств у суда не имелось, так как собранных доказательств было достаточно для установления всех имеющих значение для дела обстоятельств и разрешения спора по существу.

Доводы жалобы о том, что в настоящее время спорные объекты являются бесхозяйными, права на спорные объекты не зарегистрированы, признаются судебной коллегией не влекущими отмену судебного акта.

Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу каждый вышеуказанный объект должен находиться в государственной собственности субъекта Российской Федерации, возложив обязанность принять скотомогильник в государственную собственность с целью исключения негативных последствий для окружающей среды и населения, проживающего на данной территории.

При этом суд учел, что действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования скотомогильников, передача данного объекта в ведение органов местного самоуправления уполномоченным органом по распоряжению федеральным или государственным имуществом, не осуществлена.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Из приведенных положений следует, что правовое регулирование Закона N 68-ФЗ не может быть распространено на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных образований, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статей 5 и 6 названного выше Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что сведений о правах на имеющийся на территории района скотомогильники/ямы не имеется и на балансе у администрации муниципального района не состоят.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены.

Доводы жалобы о том, что спорные скотомогильники могут находиться в собственности муниципальных образований, в собственности хозяйствующих субъектов (АО, ЗАО, СПК и т.п.) основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Анализ правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

При этом вышеназванные законы, в том числе Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопреки приведенным доводам в жалобе, не предусматривают возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления.

Судом правомерно учтено, что установление собственника биологически опасного объекта, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья.

Иные доводы жалобы отвечтика, в частности, о том, что спорный объект подлежит постановке в качестве бесхозяйного муниципальным образованием, только после этого возможно возникновение права собственности на указанный объект, органом исполнительной власти, уполномоченным на приведение скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, является Управление ветеринарии, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.

В Приложениях 1, 2 и 3 к Постановлению № 3020-1 скотомогильники не указаны, следовательно, скотомогильники независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, должны быть отнесены к собственности субъекта Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие собственника скотомогильников, а также непринятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, приводит к невозможности предупреждения эпидемий и ликвидацию их последствий.

Доводы жалоб ответчика не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 04.07.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.10.2023.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Иванов А.В.

№ 33-3-8445/2023 (№ 2-214/2023)

УИД 26RS0034-01-2023-000227-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

03 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Трушкина Ю.А.

судей Шурловой Л.А.,Шетогубовой О.П.

с участием секретаря Горбенко Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей ответчика Правительства Ставропольского края Дворядкина А.В. и Гапаровой С.Н. на решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 04.07.2023

по исковому заявлению исковому заявлению прокурора Туркменского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ставропольского края о признании права собственности, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Туркменского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга, уточненным ст. 39 ГПК РФ, указал, что согласно сведениям из Администрации Туркменского муниципального округа, из Управления ветеринарии Ставропольского края, указанные 8 скотомогильников (т.е. места захоронения биологических отходов), ранее указанные в исковом заявление, и 3 места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (т.е. сибиреязвенные скотомогильники), не приняты в собственность Ставропольского края, на балансе Администрации Туркменского муниципального округа не состоят, собственника не имеют, и в настоящее время не приведены в соответствие с ветеринарно-санитарными и санитарными правилами.

Прокурор просил суд: признать право собственности Правительства Ставропольского края на следующие скотомогильники: <адрес> <адрес> Признать право собственности Правительства Ставропольского края на захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения), а именно: захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник); захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес> год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты <адрес>, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник); захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты - <адрес>, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник).

Возложить на Правительство Ставропольского края обязанность в срок не позднее одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Туркменского муниципального округа, путем принятия мер по обустройству и содержанию в соответствии с требованиями федерального законодательства на указанных территориях.

Обжалуемым решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 04.07.2023 исковые требования – удовлетворены. Суд постановил: Признать право собственности Правительства Ставропольского края на следующие скотомогильники:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Признать право собственности Правительства Ставропольского края на захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения), а именно:

захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес> год происхождения - 1972, статус места захоронения законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты - <данные изъяты> захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник);

захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты <данные изъяты>" долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник);

захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты - <данные изъяты> - долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник);

Возложить на Правительство Ставропольского края обязанность в срок не позднее одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Туркменского муниципального округа, путем принятия мер по обустройству и содержанию в соответствии с требованиями федерального законодательства скотомогильников на указанных территориях:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Возложить на Правительство Ставропольского края обязанность в срок не позднее одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Туркменского муниципального округа, путем принятия мер по обустройству и содержанию в соответствии с требованиями федерального законодательства мест захоронения трупов животных павших от сибирской язвы на указанных территориях.

Решение суда постановлено с участием помощника прокурора Туркменского района СК -Николаевой А.С., представителя ответчика Правительства Ставропольского края, представителя Управления ветеринарии Ставропольского края Дворядкина А.В., администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края -Чумаковой В.А., в отсутствие иных лиц, при надлежащем извещении.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Ставропольского края Дворядкин А.В. просил об отмене решения суда, отказе в удовлетворении требований. Прокурор/истец одновременно изменил предмет и основания иска, являющееся недопустимым. Судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие, о наличии обстоятельств, обосновывающие исковые требования. Истцом не представлено доказательств, что спорные объекты имеют ограждения и являются скотомогильниками. решение суда основано на требованиях закона, который утратил силу с 01.01.2023, положениях Ветеринарных правил. Федеральным законодательством не установлены требования к обустройству и содержанию спорных объектов.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Ставропольского края Гапарова С.Н. указала, что суд не принял во внимание, что некоторые спорные объекты находились на балансе юридических лиц, возможность нахождения скотомогильников на балансе хозяйствующих субъектов, без постановки на кадастровый учёт и без регистрации права собственности. Суд первой инстанции необоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третий лиц: СПК «путь Ленина», ООО СХП «Ясный», СПК «Красный Маныч». Согласно информации ФНС России СПК «Владимировское», СПК «КенджеКулак», СПК «Рассвет», СПК «Кучерлинское» ликвидированы, однако судом не устанавливалось наличие в собственности у учредителей этих организаций спорных объектов. Спорные объекты не могут являться объектами государственной собственности ввиду отсутствия обязательных характеристик, наличие которых обеспечивает возможность их отнесения к объектам недвижимости. Доводы истца о том, что содержание скотомогильников является расходным обязательством субъекта, не находят своего подтверждения, так как нарушение требований к эксплуатации скотомогильников не может привести к возникновению эпидемий, а также ликвидации их последствий. В целях обеспечения биологической безопасности, в Ставропольском крае внедрён «пилотный проект» по организации сбора и утилизации биологических отходов с использованием 5 автотранспортных средств, приобретённых за счёт средств бюджета.

Помощником прокурора Туркменского района Ставропольского края поданы письменные возражения на апелляционные жалобы.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчика, возражениях, заслушав пояснения представителя апеллянта Дворядкина А.В. об удовлетворении жалобы, участвующего в деле прокурора Протасову О.Б. об отклонении жалобы за необоснованностью, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов ответчика, судебная коллегия оснований к удовлетворению, решение суда первой инстанции оставлению без изменения. Суд полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела и дал правильную правовую оценку собранным по делу доказательствам в порядке ст.67 ГПК РФ.

Судом установлено и следует из материалов дела что на территории Туркменского муниципального округа расположены бесхозяйные места захоронения биологических отходов (скотомогильники), не приведенные в надлежащее состояние, а именно: с<адрес>

Также расположены 3 захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы, а именно: захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1972, статус места захоронения законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты - <данные изъяты>" долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник); захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты <данные изъяты>" долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник); захоронение в земляную яму, место расположение - <адрес>, год происхождения - 1974, статус места захоронения - законсервированный, вид собственности - бесхозяйный, географические координаты <данные изъяты> - долготы, захоронения трупов животных павших от сибирской язвы (сибиреязвенный скотомогильник).

Суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств, с учетом, что скотомогильники (биотермические ямы) и места захоронения трупов животных павших от сибирской язвы, относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, ответчики обязаны обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, пришёл к выводу, что содержание мест захоронения биологических отходов (скотомогильников) федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не представил суду документов, свидетельствующих о проведенной всесторонней проверке, в целях установления, что спорные объекты не находятся в федеральной собственности или не учтены на соответствующих бухгалтерских счетах юридических и (или) физических лиц, а также что, судом не принято мер к установлению землепользователей указанных земельных участков, не устанавливался факт отражения нахождения спорных объектов, которые якобы являются объектами недвижимости, на соответствующих бухгалтерских счетах у землепользователей земельных участков, на которых располагаются спорные объекты признаются судебной коллегией несостоятельными в силу следующего.

Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий к ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).

В соответствии со ст.ст. 1, 16 и 18 Закона Ставропольского края от 06.11.1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края» Правительство Ставропольского края является высшим и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ставропольского края, который осуществляет полномочия по принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия, выполнению мер по реализации прав граждан на благополучную окружающую среду.

В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлен порядок разграничения объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности; объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объектов, относящихся к муниципальной собственности в соответствии с приложениями 1-3.

Пунктом 3 Постановления N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, которые не перечислены в приложениях 1-3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Скотомогильники не перечислены в приложениях 1-3 Постановления N 3020- 1, в связи с чем, должны находиться в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд оставил без рассмотрения ходатайство Правительства края об истребовании ветеринарных карточек на сибиреязвенные захоронения, скотомогильники, регистрационных дел в отношении земельных участков, на которых расположены скотомогильники судебная коллегия отклоняет, поскольку необходимости в истребовании дополнительных доказательств у суда не имелось, так как собранных доказательств было достаточно для установления всех имеющих значение для дела обстоятельств и разрешения спора по существу.

Доводы жалобы о том, что в настоящее время спорные объекты являются бесхозяйными, права на спорные объекты не зарегистрированы, признаются судебной коллегией не влекущими отмену судебного акта.

Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу каждый вышеуказанный объект должен находиться в государственной собственности субъекта Российской Федерации, возложив обязанность принять скотомогильник в государственную собственность с целью исключения негативных последствий для окружающей среды и населения, проживающего на данной территории.

При этом суд учел, что действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования скотомогильников, передача данного объекта в ведение органов местного самоуправления уполномоченным органом по распоряжению федеральным или государственным имуществом, не осуществлена.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Из приведенных положений следует, что правовое регулирование Закона N 68-ФЗ не может быть распространено на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных образований, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статей 5 и 6 названного выше Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что сведений о правах на имеющийся на территории района скотомогильники/ямы не имеется и на балансе у администрации муниципального района не состоят.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены.

Доводы жалобы о том, что спорные скотомогильники могут находиться в собственности муниципальных образований, в собственности хозяйствующих субъектов (АО, ЗАО, СПК и т.п.) основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что вопросы организации на территории субъекта Российской Федерации скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Анализ правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

При этом вышеназванные законы, в том числе Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопреки приведенным доводам в жалобе, не предусматривают возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления.

Судом правомерно учтено, что установление собственника биологически опасного объекта, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья.

Иные доводы жалобы отвечтика, в частности, о том, что спорный объект подлежит постановке в качестве бесхозяйного муниципальным образованием, только после этого возможно возникновение права собственности на указанный объект, органом исполнительной власти, уполномоченным на приведение скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, является Управление ветеринарии, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.

В Приложениях 1, 2 и 3 к Постановлению № 3020-1 скотомогильники не указаны, следовательно, скотомогильники независимо от того на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, должны быть отнесены к собственности субъекта Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие собственника скотомогильников, а также непринятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, приводит к невозможности предупреждения эпидемий и ликвидацию их последствий.

Доводы жалоб ответчика не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 04.07.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.10.2023.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33-3-8445/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Туркменского района
Ответчики
Правительство Ставропольского края
Другие
Администрация Туркменского муниципального округа Ставропольского края
Управление ветеринарии Ставропольского края
Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Управление Росреестра по СК
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
31.08.2023Передача дела судье
03.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Передано в экспедицию
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее