Дело №2а-1073/2022
Решение
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года г.о.Щелково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Левченко М.Б.,
при помощнике судьи Семерниковой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фирсова ФИО5 к Призывной комиссии городского округа Щелково Московской области, Военному комиссариату Московской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
Установил:
Фирсов В.Д. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии городского округа Щелково Московской области, Военному комиссариату Московской области о признании незаконным решения призывной комиссии.
Требования мотивировал тем, что решением призывной комиссии г.Щелково Московской области в отношении него было принято решение о призыве его на военную службу. Между тем, при прохождении медицинского освидетельствования он сообщал врачам о состоянии своего здоровья: боли в спине, острые боли в части колена, которые усиливаются при выпрямлении. Решением призывной комиссии он был направлен на дополнительное обследование в <данные изъяты>, по результатам которого ему был поставлен диагноз: сколиоз 1 степени, признаки лигаментоз крестообразных связок левого коленного сустава и правого коленного сустава. Указанные обстоятельства были проигнорированы административным ответчиком и ему была неверно определена категория годности.
Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по г. Щелково Московской области о призыве Фирсова ФИО6 на военную службу.
В судебное заседание административный истец Фирсов В.Д. не явился, извещен надлежаще о дате, времени месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель административного ответчика – призывной комиссия городского округа Щелково Московской области, действующая также по доверенности от военного комиссариата Московской области Наумова Н.Б. просила в административном иске отказать, представила письменные возражения на иск, согласно которым при первоначальной постановке на воинский учет истец признан годным к военной службе по категории годности «<данные изъяты>». При прохождении медицинской комиссии Фирсов В.Д. также был признан годным к военной службе по категории «<данные изъяты>». Фирсов В.Д. имел отсрочку от призыва до 30.06.2020. В дальнейшем в 2021 году при прохождении медицинской комиссии Фирсов В.Д. был признан годным по категории «<данные изъяты>» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Документов, подтверждающих, что Фирсов В.Д. имеет заболевание для освобождения его от призыва не представлено. При несогласии с результатами медицинского освидетельствования Фирсов В.Д. имел право на проведение независимой военно-врачебной экспертизы, своим правом не воспользовался. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих прохождению истцом военной службы, не установлено.
Суд в силу ст.150 КАС РФ определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, извещенного о дате и времени судебного разбирательства.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Прохождение военной службы по призыву является основной формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пункт 1); в то же время на военную службу не призываются граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2).
В силу ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п.1 ст. 5.1. Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Лишь в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.
Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фирсов В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учёте с 14.02.2018, имел отсрочку от призыва до 30.06.2020. При первичной постановке на учет признан годным к военной службе по категории годности «<данные изъяты>».
В период работы осенней призывной комиссии в 2021 году при прохождении медицинской комиссии Фирсов В.Д. признан годным к военной службе по категории «<данные изъяты>» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, призван на военную службу. В материалах личного дела имеются сведения о состоянии здоровья Фирсова В.Д. с учетом результатов медицинских исследований призывной комиссией принято решение о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями.
В случае несогласия с выводами, полученными по результатам медицинского освидетельствования, Фирсов В.Д. вправе был пройти контрольное медицинское освидетельствование в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, однако своим правом административный истец не воспользовался.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий (пункт 3 статьи 29 данного Закона).
При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (абзацы первый, третий пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В качестве приложений к административному иску Фирсов В.Д. представил результаты рентгенологического исследования (л.д.15-20). При этом, данные документы в личном деле призывника отсутствуют. Ввиду не предоставления Фирсовым В.Д. доказательств наличия у него заболеваний, отсутствовали основания для направления его на повторное или дополнительное медицинское освидетельствование.
В судебное заседание административный истец не явился, оригиналы медицинских документов, а также иные доказательства обоснованности заявленных требований не представил.
В свою очередь административный ответчик обосновал доводы своих возражений с подтверждением заверенной надлежащим образом копией учетной карты призывника, картой медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение от 15.12.2021 совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок его принятия соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание решения соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, заявленные требования суд полагает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска Фирсову ФИО7 к Призывной комиссии г.Щелково Московской области, Военному комиссариату Московской области о признании незаконным и отмене решения от 15 декабря 2021 года,
- отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение одного месяца подачей апелляционной жалобы.
Судья М.Б. Левченко