Решение по делу № 33-774/2023 от 28.02.2023

Судья Ситникова С.Ю.                                                        дело № 33-774/2023

(№ дела в суде первой инстанции 2-5355/2022)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 апреля 2023 года                                                                              г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

Председательствующего – Тачахова Р.З.,

судей Муращенко М.Д. и Аутлева Ш.В.,

при ведении протокола судебного заседания Цеевой Д.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

В иске ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» о взыскании ежемесячной социальной поддержки и выплаты компенсации за вред здоровью - отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., пояснения истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение представителя ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» ФИО5, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» о взыскании ежемесячной социальной поддержки и выплаты компенсации за вред здоровью. В обоснование иска указано, что она имеет различные заболевания и в силу ст. 35 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российском Федерации» имеет право на лечение данных заболеваний в рамках бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Ей необходима путевка на санаторно-курортное лечение, информация о санаториях и больницах, в которых возможно вылечить ее заболевания. В поликлинике и страховой компании в выдаче информации о медицинских учреждениях ей отказывают, в Центре реабилитации <адрес> в лечении ей отказано, в ТФОМС в выдаче путевки в санаторий ей отказано.

Она неоднократно обращалась к главному врачу и врачам-специалистам Майкопской городской поликлиники за медицинской помощью, в выдаче больничного листа и медицинского заключения ей отказано, хотя медицинские показания для этого имелись.

Просила суд взыскать с ответчика в ее пользу сумму ежемесячных выплат в размере 30 000 рублей и выплатить в ее пользу компенсацию в размере 50 000 000 рублей.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от                    ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования. Доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении. Кроме этого, истец указывает на тяжелое материальное положение, не позволяющее ей обеспечить реабилитацию после перенесенных заболеваний.

Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 проживает по договору социального найма в <адрес>, ком. 148 (т. 1, л.д. 166).

Согласно статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 929н и Министерства здравоохранения РФ N 1345н от 21 декабря 2020 г. утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Согласно пункту 21 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, определенные в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 23 Порядка).

В силу части 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 929н/1345н).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан осуществляются с учетом медицинских показаний и медицинских противопоказаний в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", (п. 24 Порядка).

Согласно статье 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней (п. 25 Порядка).

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в медицинской организации по месту жительства справку для получения санаторно-курортной путевки по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н. (п. 27 Порядка).

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17            (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд правильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ и пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 не представлено относимых доказательств тому, что она обращалась в установленном законом порядке к ответчику с заявлением об оказании социальной помощи, а ей в отсутствие законных на то оснований в предоставлении социальной помощи отказано.

Непредставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение в данном случае не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи, поскольку реализация данного права граждан носит заявительный характер.

Материалы настоящего дела не содержат документов, подтверждающих обращение ФИО1 к ответчику ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» с требованием об оказании ей социальной поддержки и помощи.

Поскольку нарушений прав истца по заявленным в иске основаниям судом не установлено, правомерным является вывод суда об отказе в удовлетворении требований о оказании ей социальной поддержки, равно как и выплаты компенсации за вред здоровью в размере 50 000 000 рублей.

Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с выводами суда, правовых оснований к отмене состоявшегося судебного постановления не содержат и основаны на неправильном толковании положений материального закона, регулирующих спорные отношения сторон.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда по существу рассмотренного спора, не влияют на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке и не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, в связи с чем не могут признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон определены судом первой инстанции правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением положений статьи 67 ГПК РФ и изложена в мотивировочной части решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 апреля 2023 года.

Председательствующий                         Р.З. Тачахов

Судьи                                    М.Д. Муращенко

                                        Ш.В. Аутлев

33-774/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Байрамова Индира Джумаевна
Ответчики
ГКУ РА "Центр труда и социальной защиты населения"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Аутлев Шумаф Вячеславович
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
03.03.2023Передача дела судье
07.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023Передано в экспедицию
07.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее