копия По делу № 2-1420/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Я
именем Российской Федерации
22 апреля 2015 г.
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего - судьи Елисеевой Н.В.,
при секретаре - Горине А.Е.,
с участием истца Люцеуш Ю.А., ее представителя М, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Б, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люцеуш Ю.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Кстовскому району Нижегородской области о включении в общий трудовой стаж период работы на территории Эстонской ССР, перерасчете размера пенсии, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Люцеуш Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском и просит:
- обязать УПФ РФ по Кстовскому району Нижегородской области включить в общий трудовой стаж период работы с (дата обезличена) по (дата обезличена), проходивший на территории Эстонской ССР, учесть данный период работы при расчете размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав путем их конвертизации и валоризации,
- обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Кстовскому району Нижегородской области пересчитать размер пенсии по старости с учетом включения в общий трудовой стаж период работы с (дата обезличена) по (дата обезличена), с момента назначения пенсии и выплатить недополученную пенсию.
- взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по Кстовскому району Нижегородской области расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Свои исковые требования мотивирует следующим.
По достижении Люцеуш Ю.А. 55 лет, она обратилась в УПФ РФ по Кстовскому району Нижегородской области с заявлением о назначении пенсии по старости. В подтверждении трудового стажа ею были представлены все необходимые документы, а также сведения о заработной платы в рублях за период работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) в ЖКХ Треста Таллинстрой Эстонской ССР.
(дата обезличена) ей было выдано пенсионное удостоверение № (номер обезличен) в соответствии с которым ей назначена с (дата обезличена) пенсия по старости в размере 4939 рублей 16 коп. С размером начисленной пенсии истец не согласна.
В (дата обезличена) Люцеуш Ю.А. обратилась с просьбой произвести проверку правильности начисления пенсии с учетом ее стажа, дохода, места работы, особенностей профессиональной деятельности в других факторов, имеющих значение для начисления пенсии.
В ответ на обращение Пенсионный фонд прислал ей разъяснения относительно порядка начисления пенсии, из которого Люцеуш Ю.А. стало известно, что Пенсионный фонд исключил из стажа период трудовой деятельности с (дата обезличена) по (дата обезличена), проходивший на территории Эстонской ССР.
Истец считает данные действия пенсионного органа незаконными, в связи с чем и обратилась в суд.
В судебном заседании истец Люцеуш Ю.А. и ее представитель по доверенности М исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Б, действующая на основании доверенности, иск не признала, сослалась на положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
(дата обезличена) Люцеуш Ю.А. обратилась в УПФ РФ по (адрес обезличен) с заявлением о назначении ей трудовой пенсии в связи с достижением пенсионного возраста 55 лет.
Решением комиссии ГУ УПФ РФ по Кстовскому району Нижегородской области ей назначена пенсия по старости.
В общий трудовой стаж Люцеуш Ю.А. не влечен период ее работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) в ЖКХ Треста Таллинстрой Эстонской ССР.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (пункт 1).
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (пункт 2).
(дата обезличена) между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16.10.2011.
В соответствии со статьей 5 указанного акта при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1).
Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 6 Договора от (дата обезличена) каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Как следует из трудовой книжки, Люцеуш Ю.А. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в должности маляра в ЖКХ Треста Таллинстрой Эстонской ССР, уволена по п.3 ст.35 КЗоТ РСФСР по собственному желанию.
Пунктом 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 № 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 № 5280, в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Закона № 173-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Закона № 173-ФЗ, признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 № 88-16).
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Следовательно, исковые требования Люцеуш Ю.А. о включении в ее общий трудовой стаж период работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) и возложении обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет пенсии по старости с учетом включения в общий трудовой стаж период работы с (дата обезличена) по (дата обезличена), с момента назначения пенсии и выплатить недополученную пенсию являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что истец имеет право на назначение второй пенсии от Эстонской Республики по достижению пенсионного возраста, установленного эстонским законодательством 63 года, судом не принимаются, поскольку иное толкование указанных норм закона приведет к нарушению пенсионных прав граждан, которые в период осуществления трудовой деятельности на территории РСФСР и Эстонской ССР имели право на пенсию по старости. Указанные лица вправе рассчитывать на гарантированное государством в тот период времени пенсионное обеспечение независимо от изменения в последующем законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения в каждом из вновь образованных государств.
В связи с обращением в суд истец понесла расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 рублей, которые подтверждаются копией договора на оказание юридических услуг и квитанцией об их оплате.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу ст. 88 ГПК РФ к судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Согласно со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 года № 355-О обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 1 статьи 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Таким образом, основным критерием размера оплаты труда представителя согласно ст. 100 ГПК РФ является разумность суммы оплаты, которая предполагает, что размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, объем работы, выполненной юристом, соотношение расходов с объемом защищенного права, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с УПФ РФ по Кстовскому району в пользу Люцеуш Ю.А. расходы по оплате юридической помощи в размере 5 000 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца также надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░)
░.░.░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ - ░.░.░░░░░░░░