Решение по делу № 21-29/2022 от 28.04.2022

        Судья Керашев Т.Н.    № 21-29/2022

        (I инст 12-12/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

    19.05.2022    г. Майкоп

    Судья Верховного суда Республики Адыгея Хапачева Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Открытого акционерного общества «Адыгеянеруд», привлеченного к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на решение судьи Кошехабльского районного суда от 10 марта 2022 года,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением № 08-01-49-ЭП-1 от 22.04.2021 государственного инспектора Южного межрегионального Управления Росприроднадзора Храбровой О.В. Открытое акционерное общество «Адыгеянеруд» (далее - Общество) привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 10.03.2022 постановление № 08-01-49-ЭП-1 от 22.04.2021 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ изменено в части размера административного наказания – штраф снижен до 100 000 рублей.

В жалобе, поданной на невступившее в законную силу решение судьи Кошехабльского районного суда от 10.03.2022, защитник лица, привлеченного к административной ответственности, просит его отменить, переквалифицировав как малозначительное, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

В судебное заседание должностное лицо Южного межрегионального управления Росприроднадзора, извещенное надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания, не явилось, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Защитник ОАО «Адыгеянеруд» Бзасежева Э.К. поддержала доводы жалобы, просил ее удовлетворить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу положений статей 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившие противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие

Как следует из материалов дела, 29.03.2021 в 12 часов 40 минут отделом государственного экологического надзора по Республике Адыгея Южного межрегионального Управления Росприроднадзора установлено, что ОАО «Адыгеянеруд» совершено правонарушение в виде неисполнения обязанностей по отнесению отходов производства и потребления – I-IV классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности, выразившееся в беспорядочном складировании отходов производства и потребления в границах территории земельного участка с кадастровым номером 01:02:2402001:7, принадлежащем ОАО «Адыгеянеруд» на основании договора аренды. В рамках проведения проверки были отобраны пробы отходов. При изучении предоставленных материалов установлено, что в соответствии с разделом «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» Программы производственного экологического контроля, ОАО «Адыгеянеруд» повторное использование отходов не предусмотрено, передача отходов предусмотрена по договорам с предприятиями, имеющими лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ОАО «Адыгеянеруд» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьями 34 и 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (статья 34). Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду (статья 39).

В силу части 1 статьи 14 Федерального закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 указанной статьи).

Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Порядок).

Южное Управление Росприроднадзора и суд первой инстанции верно пришли к выводу о вине Общества, которая подтверждается протоколом об административном правонарушении № 08-01-49-ЭП от 14.04.2021, актом проверки №08-05-2021-П, фототаблицей к акту проверки и другими материалами административного дела (л.д.. 9-19; 37-50; 51-58).

Санкция части 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Указанное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами названного Кодекса, позволяет индивидуализировать административную ответственность и назначить справедливое и соразмерное административное наказание. При этом нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивают право суда на снижение размера административного штрафа наличием обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Учитывая указанны обстоятельства суд нижестоящей инстанции снизил административный штраф до 100 000 рублей.

Довод заявителя жалобы о том, что судебный акт суда нижестоящей инстанции подлежит отмене ввиду пропуска срока привлечения к административной ответственности, несостоятелен ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности для данной статьи составляет 1 год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Из постановления о привлечении Общества к административной ответственности № 08-01-49-ЭП-1 от 22.04.2021 следует, что факт нарушения обнаружен 29.03.2021.

Постановление о привлечении ОАО «Адыгеянеруд» к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 КоАП РФ № 08-01-49-ЭП-1 вынесено 22.04.2021.

В соответствии с абзацем 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 ("О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (часть 1 статьи 4.5 и пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В связи с изложенным, довод жалобы о пропуске срока привлечения к административной ответственности судом вышестоящей инстанции отклоняется.

Административное наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судьей не установлено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения судьи Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 10.03.2022 у суда вышестоящей инстанции при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

    постановление Южного межрегионального Управления Росприроднадзора № 08-01-49-ЭП-1 от 22 апреля 2021 года о привлечении Открытого акционерного общества «Адыгеянеруд» к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 10 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника лица, привлеченного к административной ответственности – без удовлетворения.

    Копия верна:

судья Верховного суда

    Республики Адыгея - Р.А. Хапачева

Судья Верховного суда

    Республики Адыгея     Р.А. Хапачева

21-29/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО "Адыгеянеруд"
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Хапачева Разиет Асланчериевна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
28.04.2022Материалы переданы в производство судье
19.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Дело оформлено
27.05.2022Дело передано в экспедицию
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее