Судья Шам С.Е. УИД 61RS0023-01-2020-000189-53
дело № 33-18655/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Мосинцевой О.В.
судей Калинченко А.Б., Портновой И.А.
при секретаре Заярском А.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1070/2020 иску Лосева Сергея Александровича, Минаенко Инны Магомедовны, Коробкина Сергея Викторовича, Коробкиной Любови Борисовны к Администрации г. Шахты, третье лицо Министерство топлива и энергетики РФ об установлении факта постоянного проживания, обязании включить в списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодных для проживания, по апелляционной жалобе Администрации г.Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 мая 2020 года. Заслушав доклад судьи Калинченко А.Б.,
установила:
Лосев С.А., Минаенко И.М., Коробкин С.В., Коробкина Л.Б. обратились в суд с иском к Администрации г. Шахты об установлении факта постоянного проживания, обязании включить в списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодных для проживания.
Указали, что с 2018 года Лосев С.А. является собственником АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, проживал там вместе с матерью Минаенко И.М., ее братом Коробкиным С.В. с супругой Коробкиной Л.Б.
Квартира находилась в собственности семьи Лосева С.А. с 1998 года, истцы обратились в Администрацию г.Шахты с заявлением и необходимыми документами для включения в списки граждан, подлежащих переселению, однако получили отказ мотивированный их отсутствием в сформированных ранее списках.
Основывая требования на том, что жилье является единственным для истцов и проживание в нем затруднительно, просили суд установить факт постоянного проживания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ФИО3 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время, ФИО1 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время, ФИО4 и ФИО5 с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по настоящее время; обязать Администрацию г.Шахты включить Лосева С.А., Минаенко И.М., Коробкина С.В., Коробкину Л.Б. в списки граждан, подлежащих переселению из жилья непригодного для проживания; обязать Администрацию г.Шахты направлять списки граждан на согласование в Министерство энергетики РФ;
обязать Администрацию г.Шахты заключить с Лосевым С.А., Минаенко И.М., Коробкиным С.В., Коробкиной Л.Б. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики РФ.
Решением Шахтинского городского суда от 18 мая 2020 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация г.Шахты просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют подтверждения надлежащего извещения ответчика и третьего лица. В адрес Администрации г.Шахты не направляюсь исковое заявление и решение суда от 18.05.2020.
Кроме того, апеллянт указывает, что факт проживания в помещении, признанном непригодным для жилья по критериям безопасности в связи с проведением горных работ, не влечет включение в список граждан, подлежащих переселению ввиду отсутствия законодательно закрепленной совокупности обстоятельств – проживание, регистрация, нуждаемость, имевшие место на период принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Возможность ежегодного уточнения списка жильцов сносимых домов, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям, поскольку указанным актом предусмотрено только уточнение списков и размер социальных выплат в связи с естественной убылью или ростом количества членов семьи лиц, уже внесенных в списки.
Апеллянт обращает внимание на то, что совокупность условий для включения в списки не соблюдена в данном случае, у истцов не возникло право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате проведения горных работ.
Указывает, что истцами не доказан факт проживания в аварийном доме, более того, двое из них были зарегистрированы в нем незадолго до вынесения решения.
Дело рассмотрено в порядке ст.165.1 ГК РФ, ст.167 ГПК РФ в отсутствие сторон, извещенных судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
В силу ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не извещенных о рассмотрении дела.
В соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 7 ноября 2022 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ.
Из дела следует, что судом рассмотрено гражданское дело с иском к Администрации г.Шахты, вместе с тем, сведений о надлежащем извещении ответчика о слушании настоящего спора не имеется, в связи с чем Администрация г.Шахты не имела возможности представить свои доказательства в обоснование возражений на иск, реализовать свои процессуальные права.
При таких обстоятельствах в силу ст.330 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного постановления.
При вынесении по делу нового решения судебная коллегия исходит из следующего. Суд не мотивировал, а истцы не представили доказательств в подтверждение факта постоянного проживания в квартире по заявленному адресу.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 №840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2003 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с п.5,8 Правил, межбюджетные трансферы направляются на финансовое обеспечение реализации в том числе содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
По смыслу данного пункта Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Как следует из материалов дела, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ФИО3 получил в порядке наследования на основании свидетельства серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Жилое помещение находилось в собственности семьи истца с 19.02.1998, где он проживал до вступления в наследство. После 25.12.2018 с Лосевым С.А. стала проживать его мать Минаенко И.М., ее брат Коробкин С.В. с супругой Коробкиной Л.Б.
Жилец указанного дома Колесникова В.П. обратилась в Северо-Кавказский филиал ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» для получения отчета о техническом состоянии дома, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ей выдан отчет УДК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН инв.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА «Об оценке степени влияния горных работ ликвидируемых шахт ОАО «Ростовуголь», согласно которому жилой дом непригоден для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемых шахт ОАО «Ростовуголь».
Судебная коллегия, полагая исковые требования не подлежащими удовлетворению, при том исходит из следующего.
Приказом № 47 от 25.03.2002 ОАО п/о «Ростовуголь» ликвидированы филиалы и структурные подразделения ОАО «Ростовуголь».
В согласованный с Минэнерго РФ список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, истцы не включены.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 (с последующими изменениями), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Из изложенного следует, что законодатель возложил на органы местного самоуправления составление ежегодно уточняемых списков жильцов сносимых ветхих жилых домов, при этом оговорен исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, вступившего в действие с марта 2005 года, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В связи с этим, надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания является акт межведомственной комиссии, составленный в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Между тем, в материалах дела отсутствует заключение межведомственной комиссии и акт обследования жилого дома по адресу ул.Ведомственная,30 в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Утверждение истцов о том, что жилой дом не пригоден для проживания, имеется угроза их безопасности и иного жилого помещения у них нет, не может послужить основанием для обязания органа местного самоуправления включить их в заявленные списки только лишь по этому основанию, проигнорировав нормативно закрепленную совокупность необходимых для совершения этих действий обстоятельств.
Согласно постановлению администрации г. Шахты от 23.04.2018 многоквартирный дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением предусмотрено включить многоквартирный дом в муниципальную программу города Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», утвержденную постановлением администрации г. Шахты от 30.09.2014 №6100 (п.2.2.)
В соответствии п.2.2.1 указанного постановления, администрация предъявила к собственникам жилых помещений требование о сносе дома за счет собственных средств до 1.03.2021.
Из ответа ГУ МВД РФ по РО от 21.11.2022 № 41/12/10-41592 на запрос судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда следует, что ФИО3 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения зарегистрирован в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ФИО1 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения зарегистрирована по указанному адресу ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ФИО4 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения зарегистрирован ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ФИО5 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения зарегистрирована 01.03.2022 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Сведений о ранее включенных в заявленные списки родственников истцов, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и об уточнении списков в связи с изменением состава семьи жильцов сносимых домов, не представлено.
Сам по себе факт нахождения квартиры в собственности ФИО3 с 2018 года не влечет правовых последствий в виде возникновения у администрации АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН обязанности в содействии приобретения (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания.
В рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для возникновения права на включение истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не имеется.
Истцы не лишены возможности защитить свои жилищные права, если считают их нарушенными, в ином порядке и по другим основаниям в соответствии с нормами действующего гражданского и жилищного законодательства.
Правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из фактических обстоятельств дела, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 мая 2020 года отменить.
Вынести новое решение, которым отказать Лосеву Сергею Александровичу, Минаенко Инне Магамедовне, Коробкину Сергею Викторовичу, Коробкиной Любови Борисовне в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Шахты об установлении факта постоянного проживания, обязании включить в списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодных для проживания, обязании администрации г. Шахты направить списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья на согласнование в Министерство энергетики РФ, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 21.12.2022