Судья Кузнецова Э.В. Дело № 33-1600/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2018 года г. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Новиковой Л.А.,
судей Спесивцевой С.Ю., Дмитриевой Ю.М.,
при секретаре Гусаровой Е.А.,
с участием прокурора Сурусова А.Е.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Псковского городского суда Псковской области от 26 июня 2018 года, с учетом определения суда от 27 июля 2018 года, которыми постановлено:
Исковые требования Л.В. к Государственному учреждению - Псковскому региональному отделению Фонда Социального страхования РФ удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ в пользу Л.В. 7497 руб. 39 коп. расходов на приобретение лекарственных препаратов.
Обязать Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ выполнять программу реабилитации пострадавшего Л.В. в результате несчастного случая на производстве и профзаболевания к акту ФКУ ГБ «МСЭ по ПО» №107.1.60/2018 от 20.01.2018 в части оплаты стоимости лекарственных средств по предъявленным платежным документам: лизиноприл 0,025 №672 в год, омепразол 0,02 №700 в год, зилт 0,075№369 в год, бисопралол 0,05 № 570 в год, мертенил 0,02 №360 в год.
Взыскать с Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ в доход бюджета МО «город Псков» госпошлину 700 рублей.
Взыскать с Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ в пользу Л.В. 2000 рублей судебных расходов.
Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., объяснения представителей ГУ «Псковское региональное отделение ФСС РФ» Черненко Т.Е., Бойковой Е.О., Лебоева В.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Л.В. , считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, представителей ФКУ «ГБ МСЭ по Псковской области» Минтруда России Григорьевой Т.М., Пуховиковой Л.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, представителей НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Псков ОАО «РЖД» Францкевич А.В., Якименко К.О., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Сурусова А.Е., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о взыскании денежной компенсации за приобретенные лекарственные средства в сумме 7543 руб. 59 коп., пени за задержку выплаты компенсации и обязании ответчика выполнять индивидуальные программы реабилитации.
В обоснование заявленных требований указано, что он является инвалидом 1 группы. В связи с трудовым увечьем он имеет право на обеспечение по страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в том числе на оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий. На основании акта освидетельствования в программе реабилитации от 29 января 2018 года указан перечень лекарственных средств, необходимых ему для лечения. Он приобрел лекарственные средства за счет своих денежных средств и обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов на приобретенные лекарственные средства, в чем ему было отказано. Отказ считает незаконным, так как решения МСЭ являются обязательными для исполнения всеми органами и организациями. Требование ответчика пройти повторное освидетельствование необоснованно, так как очередное переосвидетельствование он прошел в срок, установленный Бюро МСЭ - в январе 2018 года.
Представители ответчика - ГУ « Псковское региональное отделение социального страхования Российской Федерации» возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что приобретенные истцом лекарства были включены в программу реабилитации не по основному диагнозу (профессиональное увечье- ампутации культи обеих голеней), а по сопутствующему диагнозу (постинфарктный миофиброз, гипертоническая болезнь и т.д.). Программа реабилитации включает в себя только мероприятия, которые необходимы для восстановления или компенсации нарушений организма, возникших вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания. Истец отказался от проведения контрольной медико-социальной экспертизы по направлению ФСС, поэтому ему была приостановлена выплата денежных средств в возмещение приобретенных лекарственных средств.
Представитель третьего лица – ФКУ «ГБ МСЭ по ПО» считала исковые требования обоснованными, пояснив, что в феврале 2018 году истцу была усилена группа инвалидности со 2 на 1 группу. Назначить соответствующее лечение и лекарства могут только врачи медучреждения, специалисты ФСС не могут оспаривать программу реабилитации пострадавшего, так как у них нет сертификатов по МСЭ. Между полученной травмой на производстве в 1984 году и установленными в ПРП диагнозами существует причинно-следственная связь.
Представитель НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Псков ОАО «РЖД» считала требования обоснованными.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения суда в связи с недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела. Излагаются обстоятельства дела и акцентировано внимание на обстоятельствах появления новой справки ВК поликлиники, исключающей из списка некоторые лекарственные средства, на отказ Л.В. от проведения контрольного освидетельствовании. Просит решение отменить, принять новое решение с обязанием назначения независимой экспертизы для решения вопроса о наличии причинно-следственной связи между травмой на производстве в 1984 году и имеющимися у него заболеваниями.
В возражениях ФКУ «ГБ МСЭ по ПО» на жалобу указывается, что программа реабилитации пострадавшего №107.1.60/2018 от 29.01.2018 до настоящего времени является действующей, оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 29 Административного регламента) не имеется. Утверждения ФСС об обоснованности или необоснованности включения тех или иных лекарственных препаратов в ПРП не имеют под собой оснований. Полагает решение суда соответствующим требованиям закона, не подлежащим отмене.
В возражениях прокурора указывается на законность и обоснованность решения суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу в соответствии с ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При вынесении решения суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Постановление Правительства РФ от 15 мая 2006 года №286, оценив представленные суду доказательства, пришел к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению, поскольку Фондом были допущены нарушения прав истца. В удовлетворении требований о взыскании пени за просрочку выплаты сумм в возмещении приобретенных лекарственных средств суд отказал в связи с тем, что закон в этом случае не предусматривает взыскание пени.
Вывод суда мотивирован, соответствует нормам права и материалам дела.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно пункту 22 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 года N 286, оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им (его представителем) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий на основании рецептов или копий рецептов, если указанные рецепты подлежат изъятию, оформленных в соответствии с действующим порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов и медицинских изделий, товарных и (или) кассовых чеков либо иных подтверждающих оплату товаров документов, выданных аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Из указанных правовых норм следует, что оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с программой реабилитации пострадавшего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Л.В. является пострадавшим в результате несчастного случая на производстве в 1984 году, имеет производственную травму - ампутацию голеней обеих ног, ему установлена 1 группа инвалидности.
В программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания №107.1.60/2018 от 29 января 2018 года указан диагноз: Т93- Последствия травм нижней конечности. Последствия травмы на производстве от 1984 г. в виде протезированных ампутационных культей голеней в в/3 с трофическими нарушениями. Стеноз правой ПБА до 60%. ХАН 3 ст. ИБС. Постинфарктный миофиброз. Гипертоническая болезнь 3 риск ССО4, Операция от 2012г. АКШ МКИ.
В ПРП в разделе 11 Реабилитационно -экспертное заключение указано, что Л.В. нуждается в лекарственных средствах, в том числе указаны: лизиноприл 0,025 №672 в год, омепразол 0,02 №700 в год, зилт 0,075№369 в год, бисопралол 0,05 № 570 в год, мертенил 0,02 № 360 в год.
В оплате указанных лекарственных средств Л.В. было отказано.
Из ПРП, протоколов освидетельствования МСЭ следует, что в них вместе указаны как последствия травмы, так и сердечно-сосудистые заболевания.
В судебных заседаниях представители ФКУ «ГБ МСЭ по ПО» пояснили, что в ПРП включены только диагнозы по болезням этиопатогенетически связанных с травмой, они находятся в причинно-следственной связи с травмой.
Оснований не доверять этим специалистам у суда не было оснований.
В ПРП указаны лекарственные средства по всем заболеваниям. При этом запись о нуждаемости в конкретных лекарственных средствах сделана на основании заключении ВК НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Псков ОАО «РЖД».
Поскольку ПРП утверждена 29 января 2018 года, она является действующей, то довод Фонда о том, что позднее был изменен список лекарственных средств ВК НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Псков ОАО «РЖД», не может быть принят во внимание, поскольку сама ПРП не изменена.
А в соответствии с пунктом 9 «Порядка организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», утвержденного Приказом Минтруда России от 11.10.2012 №310н решения бюро, не отмененные или не измененные экспертным составом главного бюро либо в судебном порядке, решения экспертного состава главного бюро, не отмененные или не измененные экспертным составом Федерального бюро либо в судебном порядке, а также решения экспертного состава Федерального бюро, не отмененные или не измененные в судебном порядке, являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
В данном случае, как следует из материалов дела, решение экспертного состава бюро не отменено или не изменено в установленном порядке.
В назначении независимой экспертизы, о чем ходатайствует Фонд, для решения вопроса о наличии причинно-следственной связи между травмой на производстве в 1984 году и имеющимися у истца заболеваниями, судебная коллегия полагает отказать, поскольку она не может быть проведена в рамках данного спора, программа реабилитации потерпевшего Л.В. не обжалуется.
Остальные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене постановленного судом решения послужить не могут, так как выводов суда чем-либо не опровергают, фактически воспроизводят позицию истца в суде первой инстанции.
Решение суда является законным и обоснованным, материальный закон судом применен и истолкован правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе перечисленных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 26 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Новикова Л.А.
Судьи Спесивцева С.Ю.
Дмитриева Ю.М.