судья 1 инстанции: Гончаров В.Н. №33а-10197/2021
дело 1 инстанции:№2а-376/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2021 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре |
Кагитиной И.В., Тимофеевой А.А., Кильо М.И., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ряполова Олега Николаевича к Главе администрации Сакского района Республики Крым, Администрации Сакского района Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Уютненского сельского поселения Республики Крым, СПК «Приморье», СПК «Орбита», СПК «Елена», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным постановления Администрации Сакского района Республики Крым от №116 от 27 марта 2020 года,
по апелляционным жалобам Ряполова Олега Николаевича, Нечаевой (Хохловой) Александры Олеговны на решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения Ряполова О.Н., представителя Нечаевой А.О. – Васькив Я.И., представителя СПК «Приморье» - Орлова И.И., заключение прокурора – Алескерова Д.А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
02 июля 2020 года Ряполов О.Н. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к Главе Администрации Сакского района Республики Крым, в котором просил признать незаконным постановление Администрации Сакского района Республики Крым №116 от 27 марта 2020 года «Об утверждении проекта межевания территории Садоводческого потребительского кооператива «Приморье» на территории Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым».
Требования мотивированы тем, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением, поскольку его земельный участок №179 по ул. Тихой, расположен в границах территории СПК «Приморье» с 1990 года, что подтверждается решением общего собрания членов кооператива при образовании в 1992 году Садоводческого кооператива «Приморье», принятием Устава СК «Приморье» в 1992 году, определением от 25.02.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции (дело №88-5919/2019), дело суда первой инстанции №2-2087/2018. Оспариваемым постановлением утверждён Проект межевания территорииСадоводческого потребительского кооператива «Приморье». Административный истец считает, что проект межевания территорииСадоводческого потребительского кооператива «Приморье» утверждён с нарушениями требований Земельного кодека Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №217-ФЗ от29 июля 2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества». Так, при утверждении проекта межевания не проводилась топографическая сьёмка территории кооператива, а сьёмка, которая была использована при составлении Проекта изготовлена в 2012 году и не могла быть применена разработчиком по сроку её действия. Проект межевания утверждён без проведения общественных слушаний либо проведения общего собрания кооператива, поскольку на общем собрании кооператива от 18 июня 2017 года,оформленном протоколом№1/ос вопрос об утверждении Проекта межевания не выносился, протокол общего собрания, предоставленный Садоводческим потребительским кооперативом «Приморье» административному ответчику сфальсифицирован должностными лицами кооператива. Кроме того, согласно утверждённому Проекту по границам кооператива образованы новые земельные участки, содержащие в своей нумерации буквы «а», «б», «в», данные земельные участки образованы за счёт объездной дороги, также были выявлены множественные наложения границ земельных участков, чересполосицы, изменение фактической площади земельных участков. Допущена застройка функциональных зон, установленных генеральным планомс. Уютное. Проектом межевания образованы земельные участки с указанием разрешённого использования «объекты с размещением объектов правления объединения», «площадки для размещения мусорников», «земельные участки (территории) общего пользования», что не соответствует виду разрешённого использования земельных участков - «садоводство». Проект межевания территории не содержит список собственников земельных участков, ряд земельных участков были выданы лицам, не являющимися членами кооператива, часть земельных участков была вычеркнута из кооператива и территориально прикреплена к территории иного Садоводческого потребительского кооператива «Орбита», некоторые земельные участки оказались без выхода, внутри вновь образованных земельных участков. Также не образованы тупиковые проездына улицы Ясная, Уютная, Тихая, Морская, Цветочная, Московская, не сформирована противопожарная объездная дорога, существовавшая в кооперативе.
Определениями Сакского районного суда Республики Крым от 24 ноября 2020 года, 13 января 2021 года, 09 февраля 2021 года, 01 апреля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Сакского района Республики Крым и в качестве заинтересованных лиц: Администрация Уютненского сельского поселения Республики Крым, Сакская межрайонная прокуратура, СПК «Приморье», СПК «Орбита», СПК «Елена», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2021 года в удовлетворении административного иска Ряполова О.Н. отказано.
Административный истец, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2021 года и принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, и приводит доводы, аналогичные доводам административного иска.
В апелляционной жалобе Нечаевой А.О. ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении по административному делу нового судебного акта об отмене постановления Администрации Сакского района Республики Крым №116 от 27 марта 2020 года «Об утверждении проекта межевания территории Садоводческого потребительского кооператива «Приморье» на территории Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым».
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Нечаева А.О. является членом СПК «Приморье», имеет в бессрочном пользовании участок №419, который расположен в пределах земельного участка площадью 37,56 га, выданного СК «Приморье» на основании Государственного акта на право постоянного пользования землей от 11.03.1996. Считает, что оспариваемое Ряполовым О.Н. постановление нарушает законные права и интересы Нечаевой А.О. Так, используемый Нечаевой А.О. участок №419 находится на северной стороне участка СПК «Приморье» и с северной стороны огорожен капитальным забором и садовым домиком, указанный забор по северной границе участка существует с 1998 года по 2012 в виде сетки «Рабица», после хищения, которой в 2012 году был переоборудован - построен из камня «Ракушка» и существует непрерывно до настоящего времени. Согласно первоначальному плану расположения земельных участков на территории СПК «Приморье» участок №419 имеет общую границу с землями общего пользования, а именно: примыкает к улице Северная, что позволяет рассчитывать на беспрепятственный доступ к участку с улицы Северная. В августе 2020 года Нечаева А.О. обратилась в ООО «Альта», которым на основании заключенного договора была выполнена геодезическая съемка участка и примыкающих территорий и составлена Схема фактического наложения границ земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, Уютненское сельское поселение, СПК «Приморье», уч. №419. Как видно из предложенной Схемы никакой территории общего пользования по северной стороне СПК «Приморье», в том числе в виде ул. Северной, в натуре не существует. При совместном анализе Проекта межевания территории, утверждённого постановлением №116 от 27 марта 2020 года, в нарушение действующего законодательства такое неправомерное положение вещей узаконивается, тем самым, провоцируются множественные территориальные конфликты в пользу неустановленных лиц, которые никогда не использовали участки с кадастровыми номерами 726, 724, в нарушение требований действующего закона закрепляется ситуация с отсутствием подъездов и проездов как пожарных так и постоянно действующих к указанному участку. Полагает незаконным формальный подход суда при исследовании сроков использования геодезической съёмки при подготовке проекта межевания территории, в частности, пользование топографической съёмкой от декабря 2012 года по договору, заключенному в марте 2016 года под утверждение Проекта межевания территориив 2020 году.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Ряполов О.Н., представитель апеллянта Нечаевой А.О. по ордеру - адвокат Васькив Я.И. поддержали доводы апелляционных жалоб, просили их удовлетворить.
Законный представитель Садоводческого потребительского кооператива «Приморье» - Орлов И.И. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, как необоснованных.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что оснований для отмены или изменения решения Сакского районного суда Республики Крым не имеется, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Уютненского сельского поселения Республики Крым расположен Садоводческий потребительский кооператив «Приморье».
11 марта 1996 года Садоводческому кооперативу «Приморье» Сакским районным советом народных депутатов Сакского района Автономной Республики Крым выдан Государственный акт серии № на право постоянного пользования землей площадью 37,56 га. Землю предоставлено в постоянное пользование для ведения коллективного садоводства согласно решениям Сакского районного совета народных депутатов от 27.01.1993, 08.10.1993, 28.11.1995 (т. 2 л.д. 48-49).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт как ранее учтённый с кадастровым номером 90:11:220401:30, без указания координат границ.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, СПК «Приморье» прошло государственную регистрацию юридического лица в правовом поле РФ 09.01.2015 как юридическое лицо, созданное 24.07.1992.
В апреле 2016 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Ялта-СВ» заключён договор №95 на выполнение работ по разработке проекта межевания территории Садоводческого потребительского кооператива «Приморье».
Цели проекта межевания: определение границ земельного участка СПК, границ земельных участков на территории СПК, для обеспечения процесса архитектурно строительного проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, обеспечение СПК недостающей градостроительной документацией для оформления земельных участков членами СПК в соответствии законодательством Российской Федерации.
Согласно протоколу общего собрания членов СПК «Приморье» от 18 июня 2017 года №01/ос, проект межевания территории рассмотрен на собрании членов СПК «Приморье» и утверждён большинством голосов, а именно: «за» - 265, «против» - 1, «воздержались»- 1 (пункт 1.2 протокола) (т. 3 л.д. 57-66).
Из материалов Проекта межевания территории усматривается, что данный Проект согласован Евпаторийским РЭС ГУП РК «Крымэнерго», Евпаторийским УЭГ ГУП РК «Крымгазсети», Управлением архитектуры, градостроительства, земельных отношений и наружной рекламы Сакского района республики Крым, СПК «Орбита», СПК «Елена», кроме того, проект межевания ранее был утверждён Администрацией Уютненского сельского поселения Республики Крым, в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Уютненское сельское поселение Сакского района Республики Крым №35 от 05 февраля 2018 года, которое в последующем было отменено постановлением от 17.09.2019 №487 в связи с нарушением процедуры утверждения (т. 1 л.д. 34, об.л.д. 34).
27 марта 2020 года Администрацией Сакского района Республики Крым постановлением №116 утверждён проект межевания территории садоводческого потребительского кооператива «Приморье», расположенного на территории Уютненского сельского совета Сакского района Республики Крым (т.1 л.д.33). Указанное постановление размещено на официальном сайте Администрации Сакского района Республики Крым.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Как установлено частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пунктом 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случаях, в том числе: необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории.
Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (части 5, 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 43 указанного Кодекса, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
На основании части 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения (часть 8 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (часть 1).
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку (часть 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 14 и 16 указанной статьи, утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Подготовка документации по планировке межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Исходя из указанных обстоятельств, руководствуясь положениями статей 8, 26, 41 - 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», суд первой инстанции, тщательнейшим образом проанализировав предоставленные административным ответчиком доказательства, пришёл к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление Администрации Сакского района Республики Крым №116 от 27 марта 2020 года принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в соответствии с указанными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в установленном порядке, официально опубликовано, по содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, административным ответчиком представлены суду: утверждённый проект межевания территории Садоводческого потребительского кооператива «Приморье», протокол общего собрания членов СПК «Приморье» №01/ос от 18 июня 2017 года, иные материалы по указанному вопросу.
Доводы административного истца о необходимости проведения публичных слушаний при утверждении вышеуказанного проекта межевания являются несостоятельными.
Так, статьёй 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа.
Согласно пункту 2 части 5.1 данной нормы, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся в случае, если проект планировки территории и проект межевания территории подготовлены в отношении территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Ссылки административного истца на пересечение красных линий утвержденным проектом межевания также не нашли своего подтверждения.
Кроме того, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что при подготовке Проекта межевания территории разработчиком использовалась топографическая сьёмка, выполненная в декабре 2012 года, что в свою очередь не противоречит части 8 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 8 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения.
Договор на разработку проекта межевания территории между ООО «Ялта - СВ» и СПК «Приморье» заключён в апреле 2016 года, в связи с чем с момента проведения инженерных изысканий до разработки проекта межевания прошло три с половиной года.
Доводы административного истца о том, что оспариваемым постановлением нарушены права административного истца, а также членов кооператива относительно наложения границ земельных участков, нарушений противопожарных норм, права государственной собственности на землю, отсутствие в проекте межевания территории списка собственников земельных участков не являются предусмотренными законом обстоятельствами для признания оспариваемого постановления недействующим, поскольку не лишают соответствующих правообладателей имущества защитить своё право в ином порядке.
Так, оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует гражданские, жилищные и земельные правоотношения, не подлежит судебному контролю на предмет соответствия нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации.
Споры о правах физических лиц на конкретное имущество, в том недвижимое, не могут разрешаться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
При этом, как уже отмечалось ранее, в нормах градостроительного законодательства отсутствует запрет на внесение административным ответчиком, в случае возникновения такой необходимости, изменений в уже утверждённый проект межевания территории (внесение корректировок).
Одновременно необходимо отметить, что частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 06 ноября 2003 года №387-О, от 15 июля 2010 года №931-О-О и от 25 февраля 2016 года №242-О указывал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Руководствуясь данной правовой позицией, действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий и запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется. Интересы владельцев таких земельных участков защищаются посредством предусмотренной законом процедуры проведения общего собрания членов СПК «Приморье» по одобрению (утверждению) проекта межевания территории, которая в данном случае соблюдена.
Кроме того, как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требования об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части подлежат удовлетворению только в том случае, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав административного истца, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности принятого Сакским районным судом Республики Крым решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционных жалоб, по своей сути, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Вместе с тем, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Несогласие апеллянтов с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 мая 2021 года по административному делу №2а-376/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Ряполова Олега Николаевича, Нечаевой (Хохловой) Александры Олеговны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко
Судьи: И.В. Кагитина
А.А. Тимофеева