адм. дело №2(1)- 1330/2020
№
Решение
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.,
при секретаре Медведевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области (Межрайонная ИФНС № 1) к Прокудиной Олесе Васильевне о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная ИФНС №1 обратилась в суд, с административным иском, указывая на то, что налоговым агентом ФИО5 в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ в налоговый орган представлена справка 2 – НДФЛ за 2018 год, согласно которой Прокудиной О.В. в 2018году получен доход в сумме <данные изъяты> рублей, код дохода № «Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и исчислен налог на доходы физических лиц в сумме 84 500 рублей, который не уплачен налоговым агентом. Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от 22 августа 2019г., которое не было исполнено в установленный срок.
За неисполнение в добровольном порядке обязанности по уплате налога, Инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня.
В адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога № от 24 декабря 2019г. по сроку исполнения не позднее 11 февраля 2020г.
20 января 2020г. Прокудина О.В. обратилась в УФНС России по Оренбургской области с жалобой, о признании незаконными действий Инспекции по начислению налога на доходы физических лиц. 12 февраля 2020г. Управлением ФНС России по Оренбургской области по результатам жалобы принято решение, в котором не установлено нарушений со стороны должностных лиц МИФНС России №1 по Оренбургской области, жалоба Прокудиной О.В. оставлена без удовлетворения.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области оставлены без удовлетворения требования Прокудиной О.В. о признании незаконным начисления налога на доходы физических лиц в размере 84 500 рублей и приостановлении действия требования № от 24 декабря 2019г.
Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Бугуруслана Оренбургской области от 28 апреля 2020г. отменён судебный приказ от 23 марта 2020г.
В связи с чем, просят суд взыскать с Прокудиной Олеси Васильевны налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 84 500 руб., пени в размере 378 руб. 84 коп.
В судебное заседание административный истец и административный ответчик не явились. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении. В деле имеется письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.1 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом
Согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
При этом согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которых у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определённой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Исходя из положений ст.226 Кодекса, налоговые агенты, от которых и в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму, налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту учёта о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Положениями п. 6 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 72 ст. 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 228 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в ст. 217 НК РФ.
Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм указанных штрафа и неустойки, выплачиваемых ответчиком по решению суда, в ст. 217 НК РФ не содержится,
Учитывая требования действующего законодательства, суд считает, что суммы неустойки за просрочку выплаты страхового возмещения, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, уплаченные страховой компанией административному истцу в соответствии с Федеральным Законом "О защите прав потребителей", отвечают всем перечисленным в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации признакам экономической выгоды, поэтому подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Исполнив решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области страховая компания направила в налоговый орган справку формы 2-НДФЛ, в которой указала выплаченные во исполнение судебного акта суммы в качестве дохода, полученного административным ответчиком, налог с которого не мог быть удержан при их выплате.
Предусмотренные Федеральным законом «О защите прав потребителей» санкции (неустойка (пеня), штраф) носят исключительно штрафной характер, их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потерпевшего.
Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потерпевшего, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 Налогового кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Судом установлено, что решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 18 марта 2018г. частично удовлетворены исковые требования Прокудиной О.В.
Суд постановил: взыскать с ФИО5 в пользу Прокудиной О.В. страховое возмещение в размере 1 300 000 рублей, штраф в размере 650 000 рублей, в счёт компенсации морального вреда 5 000 рублей, всего: 1 955 000 рублей, а также государственную пошлину в доход соответствующего бюджета, согласно нормам отчисления, установленным бюджетным законодательством в размере 15 000 рублей.
Решение суда вступило в законную силу.
Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области в адрес административного истца направлено налоговое уведомление № от 22 августа 2019г. об уплате налога на доходы физических лиц в размере 84 500 рублей, со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019г.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о Налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством' о налогах н сборах дня уплаты налога, сборов, страховых
взносов.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме,
За неисполнение обязанности по оплате налога за 2018 год, налоговым органом Прокудиной О.В. исчислена пеня.
Расчёт пени является арифметически верным, судом проверен, административным ответчиком не оспорен.
В связи с неисполнением обязательств по уплате налога, инспекцией в адрес налогоплательщика выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24 декабря 2019г. по сроку уплаты до 11 февраля 2020г.
20 января 2020г. Прокудина О.В. обратилась в УФНС России по Оренбургской области с жалобой о признании незаконными действий МИФНС России №1 по Оренбургской области по начислению налога на доходы физических лиц.
12 февраля 2020г. Управлением ФНС России по Оренбургской области по результатам рассмотрения жалобы принято решение №, в котором не установлено нарушений со стороны должностных лиц Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области, жалоба Прокудиной О.В. оставлена без удовлетворения.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 18 марта 2020 г. оставлены без удовлетворения исковые требования Прокудиной О.В. к Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области о признании незаконным уведомления о начислении налога на доходы физических лиц и требования об уплате налога.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 02 июля 2020г. решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 18 марта 2020г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Прокудиной О.В. без удовлетворения.
Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Бугуруслана и Бугурусланского района Оренбургской области от 28 апреля 2020г. отменён судебный приказ от 23 марта 2020г. по заявлению должника Прокудиной О.В.
Согласно п.п.3 ч.3 от. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкции с физических лиц.
В соответствии со ст. 289 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществлённого расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подано полномочным лицом, срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией соблюдён, задолженность по налогам и пени административным ответчиком в добровольном порядке до настоящего времени не оплачена, суд соглашается с расчётом произведённым инспекцией. В связи с чем, суд считает требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, обращающиеся в суд с исками в защиту государственных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании подпункта 8 пункта 1 от. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, в связи с чем, с Прокудиной О.В. подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Оренбургской области удовлетворить.
Взыскать с Прокудиной Олеси Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Оренбургской области налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 84 500 (восемьдесят четыре тысяч пятьсот) руб., пени в размере 378 (триста семьдесят восемь) руб. 84 коп.
Взыскать с Прокудиной Олеси Васильевны государственную пошлину в размере 2 746 (две тысячи семьсот сорок шесть) рублей 37 коп. в доход соответствующего бюджета, согласно нормативам отчисления.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: М.В.Рябчикова
Решение изготовлено в окончательной форме 03 августа 2020 г.