УИД 39RS0011-01-2021-002180-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ватралик Ю.В.
при помощнике судьи Перепечаевой З.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Заболотного Сергея Анатольевича, действующего также в интересах несовершеннолетнего Заболотного Святослава Сергеевича, 2011 года рождения, Заболотной Наталии Викторовны, Заболотной Анастасии Сергеевны к Генеральной прокуратуре РФ, Жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ, 3-е лицо Прокуратура Калининградской области, об отмене решения жилищной комиссии, признании действий по отказу в предоставлении отдельного жилого помещения незаконными, признании права на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения и единовременной выплаты, обязании предоставить благоустроенное помещение в собственность, либо единовременную выплату,
установил:
Заболотный С.А., действующий также в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Заболотная Н.В., Заболотная А.С. обратились в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Заболотный С.А. с мая 2001 года по 28 сентября 2020 года проходил службу в органах прокуратуры Калининградской области на различных должностях прокурорской службы. Уволен был по собственному желанию в связи с выходом на пенсию с должности прокурора Зеленоградского района, имеет классный чин старшего советника юстиции.
В период прохождения службы в прокуратуре Гурьевского района в 2003 году по его заявлению жилищной комиссией администрации МО «Гурьевский район» он и члены его семьи – супруга Заболотная Н.В. и дочь Заболотная А.С., были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 04 августа 2021 года № 2 Заболотному С.А. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Такой отказ был мотивирован тем, что представленные сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания истца нуждающимся в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена его семьи составляет более 15 кв.м.
Такое решение истец полагал незаконным, поскольку Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривал возможность предоставления прокурорам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты во внеочередном порядке, не позднее шести месяцев.
Такой внеочередной порядок предоставления жилья действовал на момент постановки в 2003 году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семьи истца в составе трех человек.
В связи с переходом в 2003 году на службу в прокуратуру Калининградской области его учетное жилищное дело передано в данное ведомство, в связи с чем учетное жилищное дело истца было передано из администрации МО «Гурьевский район» в прокуратуру Калининградской области, а жилищной комиссией прокуратуры области было также принято решение о постановке семьи истца семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в облпрокуратуре.
Последующие изменения в жилищном законодательстве не лишили права семьи истца состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки их на учет в 2003 году.
Распоряжением прокурора Калининградской области от 11 февраля 2016 года №р согласовано предложение жилищной комиссии о наличии оснований предоставления в собственность семьи истца квартиры, расположенной в <адрес>. Весь комплект необходимых для предоставления в собственность квартиры, расположенной в <адрес>, был направлен в Генеральную прокуратуру РФ.
Вместе с тем, в нарушение норм о законодательства, а также решения жилищной комиссии от 29 декабря 2015 года (протокол № 4) и распоряжения прокурора Калининградской области от 11.02.2016 № 82/6р, Генеральной прокуратурой РФ не предоставлено в собственность семье истца благоустроенное жилое помещение в городе Черняховске по нормам, установленным Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Кроме того, в последующем законодательством РФ предусмотрено, что обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется путем предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора РФ.
Такая единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы.
При расчете размера единовременной социальной выплаты применяются нормы предоставления площади жилого помещения 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек, а также учитывается право прокуроров на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения, а при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.
07 октября 2020 года истцом были представлены в жилищную комиссию прокуратуры области заявление о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставлении единовременной социальной выплаты. Решение по его заявлению жилищной комиссией прокуратуры Калининградской области принято 30 декабря 2020 года, которое было по заявлению истца направлено 10 марта 2021 года в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ для решения вопроса об улучшении жилищных условий.
Однако оспариваемым решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от 04 августа 2021 года № 2 отказано Заболотному С.А. в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку представленные документы не подтверждают наличие условий и оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты, со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет более 15 кв.м.
Данное решение в адрес истца не направлялось, истцу не было известно на чем основаны выводы жилищной комиссии, а в настоящий момент семья истца не имеет благоустроенного жилого помещения для проживания.
Ответчик Генеральная прокуратура РФ своими незаконными действиями длительное время с 2003 года нарушают право семьи истца на улучшение жилищных условий, который еще не реализовал свое право на улучшение жилищных условий.
Истец полагал, что размер единовременной социальной выплаты для его семьи из 4 человек и права на дополнительную жилую площадь 15 кв.м составляет 7497355,50 рублей.
Истцы просили суд отменить решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04 августа 2021 года № 2 об отказе Заболотному С.А. в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях; признать действия Генеральной прокуратуры РФ, выразившиеся в неисполнении государственным органом обязанности, по улучшению жилищных условий истцов в виде предоставления им отдельного благоустроенного жилья, либо предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений незаконными; признать право за истцами на получениево внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в собственность площадью 92 кв.м.; признать право за истцами на получение единовременной социальной выплаты в размере 7497355,50 рублей, обязать Генеральную прокуратуру РФ предоставить во внеочередном порядке в срок до 31 января 2021 годаистцам в собственность благоустроенное жилое помещение в городе Зеленоградске Калининградской области общей площадью 92 кв.м, либо предоставить единовременную социальную выплату в размере 7497355,50 рублей.
Определением суда от 7 февраля 2022 года осуществлен переход на рассмотрение дела по правилам ГПК РФ.
В последующем судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Жилищная комиссия Генеральной прокуратуры РФ.
В судебном заседании истец Заболотный С.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, 2011 года рождения, а также как представитель по доверенности Заболотной Н.В., Заболотной А.С. иск поддержал по основаниям, в нем изложенным, дополнительно добавил, что он с 2003 года состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях в администрации Гурьевского района и никто его с такого учета не снимал. В последующем его жилищное дело было передано из администрации в прокуратуру Калининградской области. На тот момент действовала норма закона, предусматривающая найм служебного жилого помещения с последующим приобретением его в собственность. В период его работы прокурором Черняховского района Калининградской области ему была предоставлена для проживания служебная квартира в г. Черняховске, где он и проживал совместно с женой и детьми. При этом в такой квартире был зарегистрирован только он, а жена и дети имели регистрацию в г. Калининграде в квартире, принадлежащей матери Заболотного С.А. Заболотной В.А. На тот момент прокуратурой Калининградской области он также был признан нуждающимся в жилых помещениях и его жилищное дело было направлено в Генеральную прокуратуру РФ для рассмотрения вопроса о предоставлении ему жилья в собственность, но из-за нарушений сотрудников прокуратуры Калининградской области такой вопрос Генеральной прокуратурой РФ не был рассмотрен, жилищное дело было возвращено в прокуратуру Калининградской области для доработки. После того, как его назначили прокурором Зеленоградского района Калининградской области ему пришлось сдать служебную квартиру в г. Черняховске и выехать из нее. В период работы прокурором Зеленоградского района служебное жилье ему не предоставлялось, а было только устное распоряжение на занятие квартиры по <адрес> в <адрес>. Но такая квартира была в сером ключе и требовала ремонта, в связи с чем он не мог в нее вселиться и вынужден был делать ремонт там. На тот период он проживал совместно с семьей в квартире у своей матери по <адрес> в <адрес>, где и был зарегистрирован. В 2020 году он повторно подал заявление в жилищную комиссию прокуратуры Калининградской области на предоставление ему квартиры в собственность, либо на получение единовременной выплаты. Его заявление было признано обоснованным и жилищное дело направлено в Генеральную прокуратуру РФ для рассмотрения. Одновременно Ленинградским районным судом г. Калининграда рассматривалась его жалоба на бездействия прокуратуры Калининградской области и Генеральной прокуратуры РФ в связи с не предоставлением ему квартиры в собственность, либо единовременной социальной выплаты. Поскольку на тот момент решение о его жилищному вопросу Генеральной прокуратурой РФ не было принято, то суд отказал ему в иске только на этом основании. 04 августа 2021 года его жилищный вопрос Генеральной прокуратурой РФ был рассмотрен и принято решение об отказе Заболотному С.А. в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, а также в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. С данным решением он не согласен, поскольку его нуждаемость неоднократно подтверждалась прокуратурой Калининградской области. Полагал, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ необоснованно было учтено наличие у его матери в собственности иных жилых помещений, поскольку в квартире у матери он проживал временно в связи с отсутствием иного жилья, она членом его семьи не являлась. Полагал, что необоснованно не было учтено его право на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м., которое предусмотрено законом. Указывал, что не имеет своего жилья, проживает в квартире, которая была предоставлена его знакомым временно.
В судебное заседание истцы Заболотная Н.В., Заболотная А.С. не явились, извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель Генеральной прокуратуры РФ не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на иск, в которых указал, что в соответствии с ранее действовавшими нормами закона приобретенные органами прокуратуры жилые помещения предоставлялись прокурорам исключительно по договорам найма служебного жилого помещения на период прохождения службы. Прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении. Передача жилого помещения прокурору в собственность осуществляется по решению Генерального прокурора Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных прокуратурой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Заболотный С.А. проходил службу в органах прокуратуры Калининградской области на различных должностях с 03 мая 2001 года, уволен Генеральным прокурором Российской Федерации по собственному желанию в связи с выходом на пенсию 28 сентября 2020 года с должности прокурора Зеленоградского района. В период службы 21 октября 2003 года Заболотный С.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи три человека - истец, Заболотная Н.В. (жена), Заболотная А.С. (дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). По решению жилищной комиссии № 2 от 13 августа 2012 года с Заболотным С.А. в тот же день заключен договор № 9 найма служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Такое жилое помещение предоставлено 29 декабря 2015 года для временного проживания на период прохождения службы на состав семьи четыре человека - истец, Заболотная Н.В. (жена), Заболотная А.С. (дочь, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), Заболотный С.С. (сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р.). На основании такого решения в Генпрокуратуру РФ 17 марта 2016 года заместителем прокурора Калининградской области направлено ходатайство о рассмотрении вопроса о передаче Заболотному С.А., занимающему на тот момент должность прокурора г. Черняховска Калининградской области, названного жилого помещения в собственность. Жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ представленные материалы 21 июня 2016 года возвращены на доработку в связи с несоответствием их Перечню, поскольку выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Заболотного С.А. и членов его семьи не содержали такие сведения, имеющие существенное значение для определения обеспеченности прокурора жилыми помещениями. При этом право на предоставление единовременной социальной выплаты в первоочередном порядке Заболотный С.А. не имеет, так как он не относится к перечню лиц, имеющих такое право. 5 июля 2019 года Заболотный С.А. был снят с регистрационного учета и освободил служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в связи с переводом его на иное место работы. Иное служебное жилое помещение ему не предоставлялось. При таких обстоятельствах правовых оснований для предоставления Заболотному С.А. какого-либо благоустроенного жилого помещения в <адрес> не имеется. Согласно п. 8 ст. 44.1 Закона о прокуратуре право на дополнительную площадь имеют исключительно прокуроры, а на граждан такое право не распространяется, в связи с чем доводы Заболотного С.А. о наличии у него права на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м. не состоятельны. В соответствии с п. 6 ст. 44.1 Закона о прокуратуре уровень обеспеченности прокуроров (граждан) общей площадью жилого помещения в целях предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) определяется с учетом членов семьи, указанных в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации. К таким лицам, помимо прочих, относятся родители. Заболотный С.А. с 05 ноября 2019 года зарегистрирован по месту жительства с женой, дочерью ДД.ММ.ГГГГ г.р., сыном ДД.ММ.ГГГГ г.р. и матерью. Поскольку матери Заболотного С.А. принадлежат на праве собственности жилые помещения общей площадью 57,4 кв. м, 93,4 кв. м, а также 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 68,6 кв. м (34,3 кв. м) - 57,4+93,4+34,3=185,1 кв. м и состав его семьи для определения нуждаемости в жилых помещениях составляет 5 человек (он, жена, дочь, сын, мать), то обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет более 15 кв. м на одного члена семьи (185,1 кв. м/5 чел. = 37,02 кв. м). В этой связи решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 2 от 04 августа 2021 истцу на основании пп. 1 п. 2.6 Положения отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв. м. Просил в иске отказать.
В судебное заседание представитель ответчика Жилищная комиссия Генеральной прокуратуры РФ не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель 3-го лица прокуратуры Калининградской области по доверенности Чернышова К.И. также возражала против удовлетворения иска, дала пояснения, аналогичные отзыву представителя Генеральной прокуратуры РФ, дополнительно указала, что Заболотный С.А. состоял на учете нуждающихся с 2003 года. Прокуратурой Калининградской области решался вопрос о предоставлении ему в собственность служебного жилья в Черняховске, однако документы были возвращены Генеральной прокуратурой РФ на доработку и в последующем более не представлялись. В период работы истца прокурором Зеленоградского района никаких решений в отношении предоставления ему служебного жилья для проживания не принималось. Решение по предоставлению ему квартире в Зеленоградске на улице Прохоренко не было принято, данная квартира сейчас никому не принадлежит. На момент рассмотрения его жилищного вопроса жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ истец был зарегистрирован и проживал со своей семьей у матери, которая имеет в собственности несколько жилых помещений. При рассмотрении жилищного вопроса Заболотного С.А. при определении его нуждающимся ее жилье также было учтено, в связи с чем общая площадь всех жилых помещений семьи Заболотного С.А. превышала норму для признания его в качестве нуждающегося.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела № Ленинградского районного суда <адрес>, а также все доказательства по настоящему делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствие со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Судом установлено, что Заболотный С.А. с 03 мая 2001 года проходил службу в органах прокуратуры Калининградской области на различных должностях и уволен Генеральным прокурором РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию с 28 сентября 2020 года с должности прокурора Зеленоградского района.
После назначения на должность старшего помощника прокурора Гурьевского района Калининградской области приказом от 4 сентября 2002 года №-К в связи с отсутствием жилья 11 апреля 2003 года Заболотный С.А. подал в жилищную комиссию МО «Гурьевский район» заявление о предоставлении жилья на состав семьи 3 человека истец, его супруга Заболотная Н.В., дочь Заболотная А.С.
Решением жилищной комиссии при администрации Гурьевского района от 19 июня 2003 года Заболотный С.А. с указанным составом семьи был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий (общая очередь №, льготная очередь работников прокуратуры Гурьевского района № 1).
В последующем Заболотный С.А. был назначен на должность прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области и 16 октября 2003 года им на имя прокурора Калининградской области было подано заявление о постановке его на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также заявление о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации Гурьевского района, после чего его учетное дело, согласно сопроводительному письму от 15 июня 2004 г., было направлено главой администрации МО «Гурьевский район» в адрес прокурора Калининградской области.
13 августа 2012 года Заболотному С.А. по договору найма служебного жилого помещения в период нахождения его в должности прокурора <адрес> предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> на состав семьи 4 человека (он, супруга Заболотная Н.В., дочь Заболотная А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын Заболотный С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
29 декабря 2015 года жилищной комиссией прокуратуры Калининградской области было принято решение о внесении прокурору Калининградской области предложения о наличии оснований для предоставления Заболотному С.А. в собственность данной квартиры в г. Черняховске, что подтверждается протоколом жилищной комиссии №4.
11 февраля 2016 года распоряжением прокурора Калининградской области №82/6р было принято такое согласование, после чего соответствующие документы направлены в Генеральную прокуратуру РФ для принятия соответствующего решения.
21 июня 2016 года указанные документы возвращены из Генеральной прокуратуры РФ в связи с отсутствием необходимого комплекта документов на доработку.
Приказом прокурора Калининградской области от 25 июня 2019 года №364-к Заболотный С.А. был освобожден от должности прокурора г. Черняховска и назначен на должность прокурора Зеленоградского района Калининградской области, после чего занимаемое им служебное жилое помещение в г. Черняховске было сдано.
В последующем Заболотным С.А. было подано в жилищную комиссию прокуратуры Калининградской области заявление о признании его не имеющим жилых помещений по месту службы и о принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, однако протоколом №2 заседания жилищной комиссии от 26 июля 2019 года решение этого вопроса также было отложено.
Приказом генерального прокурора Российской Федерации от 25 сентября 2020 года №854-к Заболотный С.А. был освобожден от должности прокурора Зеленоградского района Калининградской области и уволен из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
7 октября 2020 года Заболотным С.А. было вновь подано заявление о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
22 октября 2020 года решением жилищной комиссии прокуратуры Калининградской области рассмотрение заявления истца отложено до предоставления всех необходимых документов.
30 декабря 2020 года жилищной комиссией прокуратуры Калининградской области принято решение ходатайствовать перед прокурором Калининградской области о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания Заболотного С.А. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты
Прокурором Калининградской области 20 февраля 2021 года вынесено распоряжение №49/6р о согласовании предложения о направлении материалов по заявлению Заболотного С.А. в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации для рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты.
10 марта 2021 года прокуратурой Калининградской области соответствующие документы истца направлены в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4 августа 2021 года решением № 2 жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ было отказано Заболотному С.А. в признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
С данным решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ истец не согласен и его оспаривает.
Жилищное обеспечение прокуроров регулируется Жилищным кодексом РФ, введенным в действие Федеральным законом от 29 декабря 2004 год № 188-ФЗ, а также Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» до 2005 года обязанность по обеспечению прокуроров и следователей, назначенных на должность, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагалась на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре, согласно которым с 2005 г. прокуроры и следователи, проходящие службу в органах прокуратуры Российской Федерации, обеспечивались отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемые на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2005 года № 737 (впоследствии постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» и от 21 марта 2008 года N 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями»), приобретение жилых помещений осуществлялось с последующим их отнесением к специализированному жилищному фонду.
Таким образом, приобретенные органами прокуратуры жилые помещения предоставлялись прокурорам исключительно по договорам найма служебного жилого помещения на период прохождения службы. Иного жилищного обеспечения прокуроров законом ранее не предусматривалось.
Федеральным законом от 04 июня 2014 года № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» были внесены изменения в п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре, согласно которым обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществлялось путем предоставления служебного жилого помещения и жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
В целях реализации установленных норм приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 года № 616 было утверждено Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещений.
Согласно п. 7 Временного положения служебные жилые помещения предоставляются прокурорам в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.
В соответствии с п. 13 Временного положения прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы был вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в нем.
При наличии названного условия право на получение в собственность жилого помещения сохранялось за отдельными категориями граждан, в том числе за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию (далее - граждане), проживавшими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета (п. 14 Временного положения).
В п. 15 Временного положения были определены нормы предоставления площади жилого помещения в собственность прокурору (гражданину).
Согласно п. 4.9. Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03 марта 2015 года № 12-10 «Об утверждении Положения о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации», Комиссия в пределах своих полномочий выполняет следующие функции: готовит предложения по разрешению жалоб прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации на решения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, дислоцированных в Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском, Уральском, Южном федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по вопросам их жилищного обеспечения (в том числе об отказе в согласовании принятого жилищной комиссией решения, об отказе в удовлетворении жалоб на принятые жилищными комиссиями решения и др.) и докладывает их Генеральному прокурору Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1, п. 4, ст. 44 Закона о прокуратуре, обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурору служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 429-ФЗ «О внесении изменений в Закон о прокуратуре» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре признан утратившим силу, введена статья 44.1.
Пунктом 6 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что при определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 указанной статьи 44.1 приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018 года № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями» утверждено положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 той же статьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность).
Передача занимаемых жилых помещений в собственность прокурорам и гражданам возможна при наличии условий и оснований, предусмотренных в названной статье, в том числе нуждаемости в жилых помещениях, которая определяется исходя из положений п. 4 - 6 ст. 44.1 Закона о прокуратуре (п. 3, 17 ст. 44.1 Закона о прокуратуре).
При определении уровня обеспеченности прокуроров (граждан) общей площадью жилого помещения под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в ЖК РФ, а при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность - лица, указанные в абз. 2 п. 6 ст. 44.1 Закона о прокуратуре. При этом с целью определения нуждаемости в жилом помещении подлежит учету суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых прокурором (гражданином) и членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и принадлежащих им на праве собственности. При этом определение нуждаемости в жилом помещении и размера общей площади жилого помещения, подлежащей передаче в собственность прокурору (гражданину), осуществляется с учетом его жилищного обеспечения и состава семьи на текущий момент.
Согласно вышеприведенным нормам закона проверка нуждаемости прокуроров (граждан), рассмотрение вопросов о принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях относится к исключительной компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.
Согласно п. 1.2 Положения о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 года № 769 комиссия создается в целях рассмотрения вопросов жилищного обеспечения прокуроров центрального аппарата <1>, предоставления им и руководителям органов прокуратуры <2> служебных жилых помещений, предоставления прокурорам органов прокуратуры Российской Федерации <3> (далее - прокуроры) и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - граждане), единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (занимаемого жилого помещения в собственность), предоставления военнослужащим и отдельным категориям граждан <4> жилых помещений в собственность, а также использования служебных жилых помещений.
Задачами комиссии в силу п. 2.1 Положения являются Своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение вопросов, в т.ч. признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата), принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях); наличия оснований для предоставления:
служебных жилых помещений прокурорам центрального аппарата, руководителям органов прокуратуры, принятым на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту службы;
единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам), состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Как было указано выше, 13 августа 2012 года Заболотному С.А. по договору найма в период нахождения его в должности прокурора <адрес> предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение было освобождено Заболотным С.А. 5 июля 2019 года после назначения его 25 июня 2019 года на должность прокурора Зеленоградского района.
Иного служебного жилого помещения для проживания Заболотному С.А. и его семье в период прохождения им службы не предоставлялось.
В связи с чем, поскольку вышеуказанными нормами права предусматривается право прокуроров на предоставление в собственность только занимаемого ими жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оснований для предоставления Заболотному С.А. в собственность жилого помещения не имеется.
7 октября 2020 года, т.е. уже после увольнения со должности прокурора Зеленоградского района на пенсию (с 25 сентября 2020 года) Заболотным С.А. было подано заявление о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 04 августа 2021 года рассмотрены материалы о признании Заболотного С.А. нуждающимся в жилых помещениях, принятии на соответствующий учет и предоставлении занимаемого служебного жилого помещения в собственность, принято решение, которым ему было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м.
При этом комиссия исходила из того, что на момент подачи указанного заявления и его рассмотрения Заболотный С.А. проживал в <адрес> в <адрес>, принадлежащем на праве собственности по 1/2 доли его матери ФИО4 и ФИО5.
В указанной квартире совместно с самой Заболотной В.А. и истцом (зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ), а также с членами семьи истца – супругой Заболотной Н.С. (зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ), двумя детьми - Заболотной А.С. (зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ) и Заболотным С.С. (зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ).
Регистрация истца и членов его семьи в указанной квартире была до 19 октября 2021 года, после чего они выехали на иное место жительства.
Комиссией также было установлено, что матери Заболотного С.А. ФИО4 принадлежат на праве собственности ряд жилых помещений – <адрес> в <адрес>, площадью 57,4 кв.м. (с ДД.ММ.ГГГГ), жилой дом, площадью 93,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ), а также 1/2 доля самой <адрес> в <адрес>, площадью 67,6 кв.м. (33,8 квм.), т.е. всего 184,6 кв.м. (по 36,92 кв.м. на каждого члена семьи).
В соответствии с п. 6 ст. 44.1 Закона о прокуратуре уровень обеспеченности прокуроров (граждан) общей площадью жилого помещения в целях предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) определяется с учетом членов семьи, указанных в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.
К таким лицам, вопреки доводам истца, также относятся родители.
Таким образом, при определении критерия нуждаемости Жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ правомерно в состав членов семьи истца включена его мать Заболотная В.А.
Поскольку матери Заболотного С.А. принадлежат на праве собственности ряд жилых помещений, то Жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ правомерно была установлена обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца, с учетом всех членов семьи, более установленных законом 15 кв.м., что не позволяло признать Заболотного С.А, нуждающимся в жилых помещениях.
В связи с изложенным, а также в связи с отсутствием критерия нуждаемости, оснований как для предоставления жилого помещения, так и для выплаты ЕСВ Заболотному С.А. для приобретения или строительства жилых помещений, не имеется, в связи с чем оспариваемое истцами решение Жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ от 4 августа 2021 года № 5 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы Заболотного С.А. о том, что он имеет право на дополнительную жилую площадь, суд полагает необоснованными.
Право на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренное абзацем первым пункта 8 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ранее было закреплено в абзаце первом пункта 4 его статьи 44 (этот пункт утратил силу согласно Федеральному закону от 31 декабря 2017 года N 492-ФЗ).
Исходя из смысла п. 8 ст. 44.1 Закона о прокуратуре право на дополнительную площадь имеют исключительно прокуроры, а на граждан такое право не распространяется.
Аналогичные нормы установлены в Правилах расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и ее перечисления прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2018 года № 863.
Данное право, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса; при этом прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу. Таким образом, право на дополнительную общую площадь жилого помещения подлежит реализации исключительно при предоставлении жилого помещения или жилищной субсидии и согласно правовым основаниям, существующим на момент предоставления жилого помещения или жилищной субсидии (определения от 19 июля 2016 года N 1543-О, от 29 сентября 2016 года N 2097-О, от 26 октября 2017 года N 2409-О и др.).
Поскольку с 25 сентября 2020 года Заболотный С.А. был освобожден от должности прокурора Зеленоградского района Калининградской области, суд полагает, что после выхода на пенсию им утрачено право на дополнительную площадь, размер которой не включается в общий размер площади жилого помещения, установленного для определения обеспеченности на одного члена семьи истца.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения настоящего иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Заболотного Сергея Анатольевича, действующего также в интересах несовершеннолетнего Заболотного Святослава Сергеевича, 2011 года рождения, Заболотной Наталии Викторовны, Заболотной Анастасии Сергеевны к Генеральной прокуратуре РФ, Жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ об отмене решения жилищной комиссии, признании действий по отказу в предоставлении отдельного жилого помещения незаконными, признании права на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения и единовременной выплаты, обязании предоставить благоустроенное помещение в собственность, либо единовременную выплату – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2022 года.
Судья Ватралик Ю.В.