Решение по делу № 33а-8452/2019 от 24.06.2019

Судья: Морозова Л.Н.         адм. дело N 33А-8452/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2019 года                            г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Вачковой И.Г. и Клюева С.Б.

при секретаре Абориной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Центрального банка Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Самары от 17 мая 2019 г. вместе с делом по административному исковому заявлению Кожевникова С.А. об оспаривании решения Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами от 11 декабря 2018 г. N ПКРЖ-135ДСП.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителей Банка России Балоян К.Т. и Высоцкой И.С., поддержавших апелляционную жалобу, Кожевникова С.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

                    установила:

Решением Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами (далее – Комиссия Банка России) от 11 декабря 2018 г. N ПКРЖ-135ДСП отказано в удовлетворении жалобы Кожевникова С.А. на решение о признании его деловой репутации не соответствующей требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности").

Не согласившись с указанным решением Комиссии Банка России, Кожевников С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодека административного судопроизводства российской Федерации (далее – КАС РФ) о его оспаривании и о восстановлении нарушенного права.

Требования мотивированы тем, что с 22 июня 2017 г. по 28 июня 2018 г. Кожевников С.А. осуществлял функции члена Совета директоров АО АКБ «Газбанк», у которого приказом Банка России от 11 июля 2018 г. отозвана лицензия, по управлению АО АКБ «Газбанк» назначена временная администрация, решением Арбитражного суда Самарской области от 2 октября 2018 г. АО АКБ «Газбанк» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на 1 год.

Основанием для принятия решения о внесении сведений о Кожевникове С.А. в базу данных Банка России, ведение которой предусмотрено статьей 75 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" послужило осуществление им функций члена Совета директоров АО АКБ «Газбанк» в течение 12 месяцев, предшествовавших назначению временной администрации и отзыва лицензии на осуществление банковских операций, а также в связи с наличием права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия кредитной организации АО АКБ «Газбанк», которая признана арбитражным судом банкротом.

Отказ в удовлетворении жалобы мотивирован осуществление Кожевниковым С.А. функций члена Совета директоров АО АКБ «Газбанк» в течение 12 месяцев, предшествовавших назначению временной администрации, наличием предписаний регулятора в адрес АО АКБ «Газбанк», а также нарушения АО АКБ «Газбанк», допущенные в период осуществления Кожевниковым С.А. функций члена Совета директоров АО АКБ «Газбанк».

Ссылаясь на отсутствие его виновных действий в неоднократности применения к банку в течение одного года мер, предусмотренных законом, предписаний, которые бы имели отношение к его контрольным полномочиям, тем более, что часть предписаний были исполнены АО АКБ «Газбанк» незамедлительно и не повлекли отзыв лицензии у банка и признание его банкротом в дальнейшем, на то, что отказ в удовлетворении жалобы является формальным, без указания какой-либо его вины в отзыве лицензии и признании банка банкротом и что его включение в данный реестр нарушает его права на осуществление трудовой деятельности, занятие должностей с учетом его квалификации и стажа работы, Кожевников С.А. с учетом уточнений просил отменить решение Комиссия Банка России от 11 декабря 2018 г. N ПКРЖ-135ДСП и обязать Банк России исключить сведения о несоответствии его деловой репутации из базы данных Банка России, ведение которой предусмотрено статьей 75 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (том 3 л.д. 79-80).

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 17 мая 2019 г. решение Комиссии Банка России от 11 декабря 2018 г. N ПКРЖ-135ДСП признано незаконным, на Банк России возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу в целях устранения нарушения прав и законных интересов Кожевникова С.А. исключить сведения о несоответствии его деловой репутации из базы данных Банка России, ведение которой предусмотрено ст. 75 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", о чем в тот же срок сообщить суду.

В апелляционной жалобе Банк Российской Федерации выражает несогласие с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 КАС РФ.

Нарушение или неправильное применение норм материального права в силу п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия в соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ, приходит к выводу об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Удовлетворяя требования Кожевникова С.А. и признавая решение Комиссии Банка России от 11 декабря 2018 г. N ПКРЖ-135ДСП не соответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права и законные интересы административного истца и, возлагая на Банк России обязанность по исключению из базы данных Банка России, ведение которой предусмотрено статьей 75 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" сведений о несоответствии деловой репутации Кожевникова С.А., суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований пункта 11 статьи 226 КАС РФ, части 2 статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств законности оспариваемого Кожевниковым С.А. решения Комиссии Банка России.

По мнению суда, включение сведений о несоответствии деловой репутации Кожевникова С.А. в вышеназванную базу данных нарушает его право на труд, поскольку делает невозможным занятие должностей соответствующих его уровню квалификации и опыта, и противоречит такой цели ведения такой базы данных как накопление сведений о лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации.

Свои выводы суд обосновывал положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на защиту чести и доброго имени (статья 23, часть 1), Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии со статьей 16 которого лицо не может считаться не соответствующим требованиям к деловой репутации, если представлены доказательства его непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к признанию финансовой организации арбитражным судом банкротом и назначению временной администрации.

Суд также исходил из того, что при рассмотрении оснований для исключения Кожевникова С.А. из базы данных Банка России, необходимо установить не только факт замещения им предусмотренной законом должности и наступление негативных последствий для банка, но и причинно-следственную связь между действиями, решениями Кожевникова С.А. и наступившими негативными последствиями. В рассматриваемом случае Банком России суду не представлено доказательств наличия виновных действий Кожевникова С.А. и его причастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к отзыву у банка лицензии и признанию его банкротом.

Доводы Банка России об отсутствии по делу установленной статьей 226 КАС РФ совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения заявленных Кожевниковым С.А. требований судом признаны несостоятельными.

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено, что в период с 22 июня 2017 г. по 28 июня 2018 г. Кожевников С.А. являлся членом Совета директоров АО АКБ «Газбанк», являющегося коллегиальным исполнительным органом кредитной организации.

Приказом Банка России от 11 июля 2018 г. N ОД-1740 АО АКБ «Газбанк» с 11 июля 2018 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций, по управлению АО АКБ «Газбанк» Приказом от 11 июля 2018 г. N ОД-1741 Банка России с 11 июля 2018 г. назначена временная администрация.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 2 октября 2018 г. АО АКБ «Газбанк» признано банкротом.

Непосредственно в самом приказе от 11 июля 2018 г. Банка России N ОД-1740 в качестве нормативного обоснования отзыва у банка лицензии указано на неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных законом, положения ст. 19, п.6, 6.1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и ч. 11 ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации".

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Основанием для отзыва лицензии, как следует непосредственно из информации Центрального банк России, послужило то, что в течение последних нескольких месяцев деятельность Банка была сопряжена с повышенными кредитными рисками. В этой связи надзорный орган неоднократно (11 раз) направлял в адрес Банка требования о реклассификации ссудной задолженности и о доформировании соответствующих резервов. В период с 27 марта 2018 г. по 4 июля 2018 г. была проведена плановая проверка ОА АКБ «Газбанк», в ходе которой было установлено недоформирование резервов по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности в крупном объеме, а также неоднократные нарушения в области ПОД/ФТ.

Решение принято Банком России также в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Указанные обстоятельства, положенные в основание отзыва у кредитной организации лицензии и в последующем признания ее несостоятельным (банкротом), установленные в Приказе Банка России от 11 июля 2018 г. N ОД-1740 и решении Арбитражного суда Самарской области от 2 октября 2018 г., не могут быть оспорены в рамках рассмотрения настоящего спора.

Должностными лицами Банка России принято решение о признании Кожевникова С.А. не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами.

Деловая репутация Кожевникова С.А. была признана неудовлетворительной по основаниям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности":

- осуществление функций члена Совета директоров АО АКБ «Газбанк» в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (приказ Банка России от 11 июля 2018 г. N ОД-1740);

- наличие у заявителя права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия финансовой организации, которая признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом) (решением Арбитражного суда Самарской области от 2 октября 2018 г. по делу N 55-21551/2018).

Письмом от 2 октября 2018 г. за подписью начальника Восточного центра допуска финансовых организаций Центрального банка Российской Федерации Кожевникову С.А. сообщено о том, что по состоянию на 1 октября 2018 г. сведения о нем содержатся в базе данных, ведение которой предусмотрено ст. 75 федерального закона "О центральном банке Российской Федерации (банке России)", разъяснены основания внесения сведений и порядок обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленный Указанием Банка России от 26 декабря 2017 г. N 4666-У.

В соответствии со статьей 76.9-1 федерального закона "О центральном банке Российской Федерации (банке России)" банк России оценивает соответствие должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, а также запрашивает и получает на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц сведения об указанных лицах, необходимые для оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Лицо, указанное в части первой настоящей статьи, вправе обжаловать признание его не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб в соответствии со статьей 60.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 60.1 федерального закона "О центральном банке Российской Федерации (банке России)" жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб (далее в настоящей статье - комиссия). В состав комиссии включаются служащие Банка России, не принимавшие участия в соответствии со своими должностными обязанностями в подготовке документов о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, а также могут включаться представители ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации и (или) некредитные финансовые организации либо защищающих права потребителей финансовых услуг. Жалоба рассматривается комиссией, в состав которой входят не менее трех членов, отбираемых для рассмотрения конкретной жалобы в соответствии с положением о комиссии по рассмотрению жалоб.

Представленная лицом жалоба и прилагаемые к ней документы, являющиеся доказательством его соответствия квалификационным требованиям и (или) непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые повлекли возникновение оснований для признания его не соответствующим требованиям к деловой репутации, рассматриваются комиссией не позднее чем через 30 дней с даты их поступления в Банк России. Комиссия вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 15 дней в случае необходимости дополнительного запроса (получения) документов и информации о лице и обстоятельствах принятия решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении указанной жалобы, о чем направляет лицу мотивированное сообщение в письменной форме. Порядок обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации устанавливается Банком России.

Положение о комиссии, ее персональный состав и порядок обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации утверждаются Советом директоров.

Решением Совета директоров Банка России (протокол заседания от 22 декабря 2017 г. N 35) утверждено Положение о Комиссии Банка России) (том 3 л.д. 24-36).

12 ноября 2018 г. в Центральный банк Российской Федерации поступила жалоба Кожевникова С.А. на решение должностных лиц Банка России о признании его не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части 1 статьи 16 федерального закона "О банках и банковской деятельности", в которой Кожевников С.А. ссылался на свою непричастность к принятию решений и (или) совершения действий (бездействия), которые привели к признанию АО АКБ «Газбанк» банкротом, отзыву 11 июля 2018 г. у кредитной организации лицензии и назначению временной администрации по управлению АО АКБ «Газбанк» (том 1 л.д. 80-96).

Решением Комиссии Банка России от 11 декабря 2018 г. N ПКРЖ-135ДСП, оформленным протоколом в удовлетворении жалобы отказано (том 1 л.д. 97-101), том 2 л.д. 26), том 2 л.д. 97-109),

В рассмотрении жалобы участвовало 3 члена комиссии, председательствовал Швецов С.А. – первый заместитель Председателя Банка России, ответственному секретарю Комиссии Банка России Демчук Л.И. поручена подготовка проекта принятого по жалобе Кожевникова С.А. решения, а также подготовка и направление заявителю ответа с учетом принято решения.

В соответствии с положениями нормативных актов в области регулирования банковской деятельности, в результате отзыва у кредитной организации лицензии и назначения временной администрации, сведения были внесены в соответствующую базу данных в отношении истца на основании абз.11, 19 пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Положения Банка России от 27 декабря 2017 г. N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз" (далее - Положение Банка России от 27.12.2017 N 625-П).

Согласно ст. 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в установленном им порядке оценивает соответствие должностных лиц кредитной организации установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

В силу ст. 75 Закона Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Как следует из представленных административным ответчиком сведений, нормативным основанием для включения истца в базу данных явились 1.7, 1.8 Приложения N 7 указанного Положения Банка России от 27.12.2017 N 625-П, а именно:

наличие права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия финансовой организация (независимо от срока, в течение которого лицо обладало таким правом или возможностью), которая была признана арбитражным судом банкротом;

наличие права давать обязательные указания или возможности иным возможности иным образом определять действия (независимо от срока, в течение которого лицо обладало таким правом или возможностью) кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана по основаниям, предусмотренным пунктами 1,2,4 части второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", или некредитной финансовой организации, у которой лицензия была отозвана (аннулирована) по основаниям нарушения ею законодательства Российской Федерации либо которая была исключена из соответствующего реестра по основаниям нарушения ею законодательства Российской Федерации, если факт наличия такого права или возможности имел место в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) лицензии (дню исключения из соответствующего реестра).

В соответствии с Уставом ОА АКБ «Газбанк» к числу органов управления банка отнесены, в том числе Совет директоров (коллегиальный исполнительный орган банка), членом которого являлся Кожевников С.А. лицом, и в отношении которого могли быть внесены сведения в базу данных.

В силу буквального содержания указанных норм Приложения N 7 Положения Банка России от 27.12.2017 N 625-П, судебная коллегия полагает верными выводы апелляционной жалобы о том, что правовое значение для оценки обоснованности действий административного ответчика по включению административного истца в базу данных является анализ деятельности именно кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших отзыву лицензии и назначению временной администрации, а не наличие или отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Кожевникова С.А. и наступившими негативными последствиями для банка.

Материалами дела подтверждается, что в период осуществления Кожевниковым С.А. полномочий члена Совета директоров ЗАО АКБ «Газбанк» систематически недооценивал кредитные риски, в связи с чем Банком России в адрес банка вынесено одиннадцать предписаний в связи с установленными фактами нарушений деятельности нормативных актов в области осуществления банковской деятельности, количество предписаний свидетельствует о неоднократном, систематическом нарушении Банком требований действующего законодательства, названные обстоятельства указывают на то, что органы управления ЗАО АКБ «Газбанк», в том числе и Совет директоров, в рамках своих полномочий и обязанностей не предпринимали надлежащих, действенных и эффективных мер, направленных на недопущение нарушений в деятельности кредитной организации, а также на неэффективность внутреннего контроля.

При наличии такого количества повторяющихся мер надзорного реагирования, с выводом суда о том, что своевременность исполнения части предписаний свидетельствует о надлежащей работе органов управления кредитной организации и эффективности внутреннего контроля судебная коллегия согласиться не может.

Также судебная коллегия находит ошибочным вывод суда о том, что подтверждением надлежащего исполнения Кожевниковым С.А. обязанностей является выбираемый им при голосовании на заседаниях Совета директоров АО АКБ «Газбанк» такого варианта голосования как «воздержался».

Из объяснений самого Кожевникова С.А. следует, что таким образом он избегал возможных ошибок при принятии решений, поскольку не располагал необходимой информацией по вопросам, поставленным на голосование.

Вместе с тем, Кожевников С.А. не сообщил ни Комиссии Банка России, ни суду какие меры им предпринимались для получения необходимой информации, при этом возможность получения такой информации согласно разделу 3 Положения о Совете директоров АО АКБ «Газбанк» у него имелась.

Согласно Инструкции, утвержденной Приказом Банка России от 31 марта 1997 г. N 02-39 (действовавшей на момент выдачи предписаний) предписания отнесены к одним из мер воздействий на кредитные организации, которые могут быть применены Банком России при реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено настоящей Инструкцией, производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений нормативных актов. В силу указанного, а также указание в Приказе от 11 июля 2018 г. Банка России на отзыв лицензии у кредитной организации на основании п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", судебная коллегия полагает, что вопреки доводам административного истца, данные предписания правомерно учтены должностными лицами Банка России как дающие основания для включения административного истца в базу данных.

Кроме того, предписания не были оспорены в установленном порядке кредитной организацией, также не были признаны незаконными, в силу чего они свидетельствуют об установлении фактов нарушений требований к осуществлению банковской деятельности со стороны кредитной организации, в связи с чем все доводы административного истца, с которыми согласился суд первой инстанции положенные в основание административного иска и возражений на апелляционную жалобу относительно оценки выявленных банком нарушений и отсутствия каких-либо последствий в виде угрозы репутации банка и права вкладчиков не могут быть приняты судебной коллегией.

Судебная коллегия полагает необоснованными выводы суда об отсутствии у Кожевникова С.А. полномочий по внутреннему контролю за деятельностью банка, данные полномочия им как членом Совета директоров, не осуществлялись, поскольку данные выводы основаны на неверном толковании в первую очередь Устава банка и указанной в ней компетенции Совета директоров банка.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что оценка деловой репутации органов управления банка, а также наличие оснований для включения в базу данных должностных лиц осуществляется не в результате оценки деятельности каждого конкретного лица, входящего в число руководителей, а в результате оценки деятельности всего банка в целом, в период, предшествующих отзыву лицензии.

В связи с изложенным является неправильным вывод суда первой инстанции о несостоятельности довода административного ответчика об отсутствии по делу установленной статьей 226 КАС РФ совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения заявленных Кожевниковым С.А. требований.

Судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности решения Комиссии Банка России от 11 декабря 2018 г. N ПКРЖ-135ДСП основаны на неправильном применении норм материального права, выводы суда противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку не соответствующую требованиям ст. 84 КАС РФ, в связи с изложенным, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе заявленных Кожевниковым С.А. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 мая 2019 г. отменить.

Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административного искового заявления Кожевникова С.А. о признании незаконным решения Комиссии Банка России от 11 декабря 2018 г. N ПКРЖ-135ДСП об отказе в удовлетворении жалобы Кожевникова С.А. на решение о признании его деловой репутации не соответствующей требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" - отказать.

Председательствующий –

    Судьи –

33а-8452/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кожевников С.А.
Ответчики
Центральный Банк РФ
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
24.06.2019[Адм.] Передача дела судье
16.07.2019[Адм.] Судебное заседание
06.08.2019[Адм.] Судебное заседание
26.08.2019[Адм.] Судебное заседание
13.07.2020Передача дела судье
13.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020Передача дела судье
27.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее