Решение по делу № 5-283/2023 от 20.10.2023

Дело

УИД 53RS0-14

Постановление

по делу об административном правонарушении

<адрес>                             20 ноября 2023 года

Судья Боровичского районного суда <адрес> Певцева Т.Б.,

с участием законного представителя юридического лица ООО «Спецтранс» ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (далее ООО «Спецтранс»), юридический адрес <адрес> <адрес>, ИНН 5320019521, КПП 532101001, ОГРН 1065331014352, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не имеется,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, консультанта отдела государственного экологического надзора по <адрес> Северо-Западного межрегионального управления Федеральной служб по надзору в сфере природопользования ФИО3 составлен протокол № АД-715/11/2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (далее ООО «Спецтранс»), согласно которому при проведении плановой выездной проверки в период с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – ООО «Спецтранс» установлено, что на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: Объект размещения отходов <адрес>: код П, категория: 1-я категория, категория риска: высокая (2) по адресу: <адрес>, д. Перёдки, 2400 м на запад от <адрес>, подлежащему федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее – объект НВОС с ко<адрес>-П, ОРО <адрес>), осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных) стационарными источниками без специального разрешения, выданного территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на основании которого разрешается выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство № АОХРNSBZ, и расположен на земельном участке с кадастровым номером 53:02:0081002:2, переданном ООО «Спецтранс» в аренду на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут по адресу: <адрес>, ООО «Спецтранс» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

В судебном заседании директор ООО «Спецтранс» ФИО2 вину юридического лица в совершении данного правонарушения не признала, пояснив, что ООО «Спецтранс» не может получить Разрешение на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, поскольку не может получить положительное Заключение в Роспотребнадзоре нормативов предельно- допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, т.к. невозможно разработать проект обоснования расчетной санитарно- защитной зоны, поскольку вокруг земельного участка, на котором размещен объект НВОС с ко<адрес>-П, ОРО <адрес> находятся земли сельскохозяйственного назначения, и <адрес> отказывается переводить данные земли в иную категорию земель. Также пояснила, что с 2021 года ООО «Спецтранс» в Управление Росприроднадзора за выдачей соответствующего разрешения на выбросы не обращалось.

Согласно отзыву ООО «Спецтранс», представленному в судебное заседание, при подаче документов на получение разрешения на выбросы необходимо получение экспертного заключения (санитарно- эпидемиологическое заключение) в Управлении Роспотребнадзора. Проведенная санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «Спецтранс» Объект размещения (захоронения) отходов <адрес> установила, что проект не соответствует требованиям санитарных правил, в том числе, в ходе анализа графических материалов и представленной проектной документации в санитарно-защитной зоне объекта располагаются земельные участки с особыми условиями размещения - земли сельскохозяйственного назначения, что является нарушением п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». По обращению ООО «Спецтранс» ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Боровичского муниципального района (собственник объекта размещения отходов) о переводе данных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения получен ответ об отказе о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования земельных участков из зоны СХ в зону П2, причиной решения послужил факт принадлежности данных участков физическим и юридическим лицам. Постановление Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Передского сельского поселения». На заявление ООО «Спецтранс» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешениия на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от Северо-Западного Межрегионального Управления Росприроднадзор получено ДД.ММ.ГГГГ. уведомление об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы. Для исполнения предписания ООО «Спецтранс» необходимо выполнить следующие действия: определить компонентный состав отходов, в том числе о содержании органической составляющей, жироподобных, углеродоподобных, белковых веществ в органике отходов, а также влажности отходов (далее компонентный состав), согласно уведомления об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы от ДД.ММ.ГГГГ Северо-Западного Межрегионального Управления Росприроднадзора. На обращение ООО «Спецтранс» от ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» об определении компонентного состава получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии соответствующих лицензий и разрешений для организации указанных видов работ. На обращение ООО «Спецтранс» от ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «ЦЛАТИ по <адрес>» об определении компонентного состава получен ДД.ММ.ГГГГ ответ об отсутствии аккредитации в рамках действующей области аккредитации Эконоаналитической лаборатории в части запрошенных показателей. На обращение ООО «Спецтранс» от ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «ЦСМ ФМБА России об определении компонентного состава получен ответ ДД.ММ.ГГГГ о невозможности применения результатов расчетов по усредненным данным исследований твердых бытовых отходов (ТБО), складируемых на полигонах по Москве и <адрес>, для проведения расчетов объемов выбросов для полигона ТБО <адрес>, так как данные научные исследования по сравнению морфологического состава ТБО для различных регионов РФ не проводились. Для получения разъяснений, направленных ООО «Спецтранс» ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> по возможности применения Методики расчета количественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов (Москва, 2004) без проведения указанных исследований для определения компонентного состава или указать иную методику, включенную в Перечень методик для расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возможную для применения при расчете выбросов на полигонах ТБО, получен ДД.ММ.ГГГГ ответ, что достаточно определить содержание органической составляющей в отходах, а также фактическую влажность отходов. Для определения органической составляющей, а также фактической влажности отходов требуется соблюдение определенных условий, в том числе специальных климатических условий при установившихся положительных температурах наружного воздуха, что не позволило провести соответствующие замеры. Исходя из понимания смысла административного наказания не только как возмездия за содеянное, но и не в меньшей степени как меры, направленной на формирование у привлекаемого к ответственности лица в дальнейшем законопослушного поведения, в действиях ООО «Спецтранс» не усматривается признаков устойчивого, злостного противоправного поведения.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, консультант отдела государственного экологического надзора по <адрес> Северо-Западного межрегионального управления Федеральной служб по надзору в сфере природопользования ФИО3 в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Северо- западного Межрегионального Управления Росприроднадзора.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, отзыв директора ООО «Спецранс», представленные ею экспертное заключение -Т/53- 20/4621-2021 Роспотребнадзора, переписку ООО «Спецтранс» с <адрес>, Управлением Росприроднадзора, прихожу к следующему.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями в числе прочего устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды.

Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ . государственная услуга по выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных) предоставляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. Наступления последствий не требуется. Таким образом, значение по настоящему делу имеет выброс вредных веществ без специального разрешения, вне зависимости от количественных показателей этого выброса.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Северо-Западного межрегионального управления службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ -ПВ//2023 в отношении ООО «Спецтранс» в период с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: Объект размещения отходов <адрес>: код П, категория: 1-я категория, категория риска: высокая (2), расположенном по адресу: <адрес>, д. Перёдки, 2400 м на запад от <адрес> (далее – объект НВОС с ко<адрес>-П, ОРО <адрес>) проведена плановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт выездной проверки -ПВ/2023.

Из акта выездной проверки -ПВ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ установлено что объект НВОС с ко<адрес>-П, ОРО <адрес>, эксплуатируемый ООО «Спецтранс», находится на земельном участке с кадастровым номером 53:02:0081002:2, который предоставлен юридическому лицу на основании Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обществу выдано Свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ № AOXPNSBZ о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода 49- 0153-000231-П и 1-й категории негативного воздействия на окружающую среду. Также в результате проверки установлено, что ООО «Спецтранс»в нарушение указанного выше федерального законодательства не имеет специального разрешения, выданного территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на основании которого разрешается выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных).

Вина юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения также подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, при составлении которого законный представитель юридического лица присутствовала, решением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которое получено Обществом ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ, сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которому ООО «Спецтранс» является малым предприятием, копией Свидетельства о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ № AOXPNSBZ, Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 53:02:0081002:2, краткой характеристикой объекта размещения отходов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представленного ООО «Спецтранс», копией договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, копией Устава ООО «Спецтранс», отчетом по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Спецтранс» за 2022 год, статистической отчетностью форма -ТП (воздух), протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ объекта НВОС с ко<адрес>-П, ОРО <адрес>, копией справки ООО «Спецтранс» от ДД.ММ.ГГГГ о поступлении отходов на объект НВОС с ко<адрес>-П, ОРО <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные в статистической отчетности форма -ТП (воздух) вещества, а именно диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, Летучие органические соединения, углеводороды (без летучих органических соединений) входят в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды".

Таким образом, допущенные нарушения законодательства создают потенциальную опасность угрозы негативного воздействия на окружающую среду, представляющей непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении либо влекущих прекращение дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом РФ об административных правонарушений или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований охраны окружающей среды в установленном законом порядке в материалы дела не представлено, поскольку в судебном заседании установлено, что с 2021 года Общество за указанным выше разрешением не обращалось и не получало его, также как и отказа в получении соответствующего разрешения. Доводы, изложенные законным представителем в судебном заседании и Отзыве, суд считает вызванными стремлением помощь Обществу избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, поскольку они не основаны на законе и опровергаются, в том числе ответом, представленным Управлением Росприроднадзора, согласно которому Административным регламентом или иным нормативно-правовым документом при предоставлении государственной услуги по выдаче специального разрешения на выбросы не предусмотрена оценка земель, в том числе категории земель, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и (или) которые примыкают к объектам, в рамках предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на выбросы территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оценка земель, в том числе категории земель, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и (или) которые примыкают к объектам, не осуществляется и не может стать препятствием в выдаче специального разрешения на выбросы на объект НВОС с ко<адрес>-П.

Суд приходит к выводу, что ООО «Спецтранс» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, т.к. у Общества было достаточно времени для получения специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Совершенное ООО «Спецтранс» административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, что не позволяет признать его малозначительным.

При назначении наказания в соответствии со ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

С учётом данных о характере совершенного административного правонарушения, материального положения правонарушителя, судья полагает необходимым назначить ООО «Спецтранс» наказание в виде административного штрафа.

Вместе с тем, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (пункт 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного кодекса (пункт 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ).

На основании изложенного, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, поскольку Общество является малым предприятием, принимая во внимание, что назначенное административное наказание не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, суд считает возможным признать указанные обстоятельства исключительными и назначить наказание с применением пункта 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10, 29.11 КоАП РФ,

постановил:

признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.

Банковские реквизиты о получателе штрафа: УФК по <адрес> (Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора, л/с 04501W01720), банк Отделение Нов<адрес>//УФК по <адрес>, ИНН 7841417074, КПП 784101001, БИК 014959900, счет , счет , ОКТМО 49701000, КБК 048 1 16 01081 01 9000 140.

Документ об уплате административного штрафа следует предъявить в указанный срок в Боровичский районный суд, <адрес>.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, положения ст. 31.5 КоАП РФ о том, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                     Т.Б. Певцева

5-283/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ООО "СПЕЦТРАНС"
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Певцева Татьяна Борисовна
Статьи

8.21

Дело на странице суда
borovichsky.nvg.sudrf.ru
20.10.2023Передача дела судье
25.10.2023Подготовка дела к рассмотрению
31.10.2023Рассмотрение дела по существу
20.11.2023Рассмотрение дела по существу
22.11.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
20.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее