Решение по делу № 2-1260/2019 от 01.10.2019

Дело № ххх

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2019 года

Сафоновский районный суд <адрес>

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

при секретаре : Франц С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке административного судопроизводства дело по иску ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» к Коржакову А. А. о взыскании задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам,

УСТАНОВИЛ:

ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (далее – ООО «РТИТС») обратилось в суд с исковым заявлением к Коржакову А.А. о взыскании задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, движением транспортных средств, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

В обоснование иска указало, что статьей 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, движением транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

В соответствии с пунктом 3 соответствующих Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504, взимание указанной платы осуществляется с использованием государственной системы взимания платы, а на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 г. № 1662-р ООО «РТИТС» является оператором, на которого возложена обязанность по сбору и перечислению платы в федеральный бюджет.

дд.мм.гггг Коржаков А.А. прошел регистрацию в реестре системы взимания платы как владелец (собственник) двух транспортных средств с государственными регистрационными знаками Н517КМ32, К649НР67, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Также, дд.мм.гггг между сторонами заключен договор безвозмездного пользования, на основании которого Коржаковым А.А. были получены бортовые устройства, которые являются объектами системы взимания платы, позволяющими определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

При этом, в период с дд.мм.гггг 03:18:24 (МСК) по дд.мм.гггг 16:17:33 (МСК) вышеуказанные транспортные средства ответчика осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения протяженностью 103 235,035 км, вследствие чего, плата в счет возмещения ущерба составила 197 731,15 руб.

Однако должником внесена плата в размере 66 000 руб.

В связи с этим, истец просит взыскать с Коржакова А.А. задолженность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в размере 131 585,22 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 832 руб.

дд.мм.гггг судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании представитель ООО «РТИТС» Дизенко В.С. заявленные требования поддержал.

Коржаков А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель Коржакова А.А. по доверенности Ватулина А.Ю. заявленные требования не признала, ссылаясь на их необоснованность.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 31.1, в соответствии с которой движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами (часть 1).

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет (часть 6 в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 года № 378-ФЗ).

Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен включать в том числе положения о сроках внесения такой платы, возможности отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам (часть 8 в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 года № 378-ФЗ).

В целях реализации статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлен равным 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2017 N 330) установлено, что к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн", применяется коэффициент 0,51.

Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504 утверждены «Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (далее - Правила).

Настоящими Правилами установлено, что взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы, под которой понимается совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (абзац пятый пункта 2, пункт 3).

Одним из объектов системы взимания платы является бортовое устройство, представляющее собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (абзац 2 пункта 2 Правил).

Полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы возлагаются на оператора (индивидуального предпринимателя или юридическое лицо), который в этих целях осуществляет, в частности, регистрацию транспортных средств в системе взимания платы (далее – реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств; в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре: перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов, предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство, ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту; операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления; операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы в зависимости от маршрута, пройденного транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения), предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство необходимую информацию (абзац третий пункта 2, пункты 3-5, подпункты «а»-«г» пункта 6 Правил).

В силу пункта 7 Правил до начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения собственник (владелец) такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.

При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

При этом, факт получения бортового устройства собственником (владельцем) транспортного средства является основанием для списания денежных средств с баланса расчетной записи в счет платы в размере начислений по данным системы взимания платы, полученным при помощи этого бортового устройства (пункт 93 Правил).

Подпунктом «е» пункта 6 Правил установлено, что оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре вправе осуществить взыскание задолженности по внесению платы с собственника (владельца) транспортного средства в судебном порядке.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 1662-р функции оператора системы взимания платы возложены на ООО «"РТ-Инвест Транспортные Системы".

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, следует квалифицировать как обязательный публичный индивидуально-возмездный платеж компенсационного фискального характера.

Таким образом, данная плата представляет собой обязательный, уплачиваемый в рамках государственно-властных отношений, платеж.

В Постановлении от 31 мая 2016 г. N 14-П Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1662-р оператор (концессионер) принимает на себя ряд обязательств, в том числе по проектированию, строительству и производству объектов системы взимания платы, обеспечению ее функционирования за счет собственных и (или) привлеченных средств. При этом создаваемые объекты становятся собственностью Российской Федерации.

В данном случае Правительство Российской Федерации - в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации, ее статей 8, 34, 35 (части 2 и 3), 71 (пункты "д", "и"), 75 (часть 3), 114 (пункт "г" части 1) и 115 (часть 1), - на основании и во исполнение федерального закона вправе с использованием элементов правового института концессии предоставить на определенных условиях индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу правомочия по организации и обеспечению взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами (создание необходимых для этого объектов, прием платы и перечисление ее в федеральный бюджет и др.). Привлечение указанных субъектов, в том числе с целью получения частных инвестиций, для решения на основе государственно-частного партнерства определенных публично значимых задач, включая создание транспортной инфраструктуры общего пользования и ее эксплуатацию, с передачей такого рода субъектам ряда правомочий, связанных с обеспечением взимания данной платы, само по себе конституционно допустимо.

Наделение оператора правом взимания платы, согласно предписаниям пунктов 6 и 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 504, не предполагает наличие у него каких-либо возможностей распоряжаться внесенными плательщиками денежными средствами, кроме как перечислять их в полном объеме в федеральный бюджет, а также - в установленных нормативными актами случаях - возвращать плательщику, и, соответственно, не допускается использование оператором этих денежных средств для иных целей, что согласуется с конституционно-правовой характеристикой данной платы как обязательного неналогового платежа в бюджет.

Предоставление хозяйствующему субъекту - индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу как участникам гражданского оборота правомочий по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, - поскольку в данном случае во взаимоотношениях с иными лицами (плательщиками) реализация этих правомочий связана с определенными действиями публично-правового характера, по общему правилу, относящимися к предмету деятельности представителей органов публичной власти, - в силу требований Конституции Российской Федерации, ее статей 71 (пункты "в", "г", "д", "о") и 76 (часть 1), может осуществляться исключительно на основе прямого волеизъявления федерального законодателя.

Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 378-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ дополнена частью 9 (вступает в силу с 15 ноября 2016 года), в которой оператор системы взимания платы обозначен в качестве субъекта соответствующих правоотношений, а содержание возложенных на Правительство Российской Федерации данной нормой полномочий по регулированию отношений с его участием позволяет сделать вывод о волеизъявлении федерального законодателя в пользу избранного Правительством Российской Федерации подхода к определению статуса оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (далее – КАС РФ).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пункт 3 части 3 статьи 1 КАС РФ).

Частью 1 статьи 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Исходя из вышеизложенного, истец в установленном законом порядке наделен полномочиями по контролю за уплатой и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, как обязательного публичного платежа, что согласуется с положениями части 1 статьи 286 КАС РФ.

Как следует из материалов дела, Коржаков А.А. является собственником следующих транспортных средств: тягача грузового седельного <данные изъяты>, разрешенная максимальная масса 13000 кг, государственный регистрационный знак № ххх; тягача грузового седельного <данные изъяты>, разрешенная максимальная масса 19000 кг, государственный регистрационный знак № ххх.

При этом, ответчик, как владелец названных транспортных средств, зарегистрирован в реестре системы взимания платы «Платон».

Кроме того, дд.мм.гггг между ООО «РТИТС», как ссудодателем, и Коржаковым А.А., как ссудополучателем, заключен договор безвозмездного пользования № ххх, по условиям которого, истец передал ответчику бортовое устройство серийный (заводской) № ххх для установки на транспортном средстве с государственным регистрационным знаком № ххх, а также бортовое устройство серийный (заводской) № ххх для установки на транспортном средстве с государственным регистрационным знаком № ххх.

Из детализации операций по расчетной записи и выписки операций по расчетной записи следует, что в период времени с дд.мм.гггг 03:18:24 (МСК) по дд.мм.гггг 16:17:33 (МСК) вышеуказанные транспортные средства ответчика осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения протяженностью маршрута 103 235,035 км, вследствие чего, плата в счет возмещения ущерба составила 197 731,15 руб.

При этом, на начало указанного периода баланс расчетной записи (остаток денежных средств) составлял 145,93 руб., за этот же период ответчиком внесена плата в размере 66 000 руб.

Таким образом, задолженность по внесению платы составляет 131 585,22 руб. (197 731,15 – 145,93 – 66 000).

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что установленная законом обязанность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, ответчиком в полном объеме не исполнена.

Доводы стороны ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку понятие «задолженность по внесению платы» применяется исключительно к неисполненному обязательству по внесению платы, в отношении которой предоставлена отсрочка, являются несостоятельными, поскольку противоречат приведенным выше положениям статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и соответствующим Правилам, устанавливающим безусловную обязанность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения движением транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Помимо этого, из содержания подпункта «д» пункта 9(1) Правил следует, что внесение платы может быть отсрочено на основании заявления собственника (владельца) транспортного средства только при условии, если у собственника (владельца) транспортного средства в течение 6 календарных месяцев непрерывно до даты подачи заявления о предоставлении отсрочки не возникла задолженность по внесению платы.

Соответственно, Правила разграничивают понятие задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения движением транспортных средств, и задолженности по внесению отсроченного платежа.

Ссылка ответчика в письменных возражениях на то обстоятельство, что несоблюдение названных требований законодательства Российской Федерации влечет административную ответственность, также не может быть признана состоятельной, поскольку такая ответственность не освобождает от исполнения обязанности по внесению установленной платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения движением большегрузных транспортных средств.

Также не может быть признана состоятельной ссылка о признании недопустимым доказательством выписки по расчетной записи, представленной в обоснование заявленных требований, поскольку в силу прямого указания Правил "расчетная запись" формируется оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета (абзац четвертый пункта 2).

При этом, пунктом 83 Правил установлено, что информация о состоянии расчетной записи содержит данные о сумме внесенных собственником (владельцем) транспортного средства денежных средств в счет платы, об операциях, отраженных в расчетной записи, включая, в том числе, данные о сумме задолженности по внесению платы.

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Коржакова А.А. задолженности в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в размере 131 585,22 руб.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 832 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Коржакова А. А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы» задолженность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в размере 131 585 рублей 22 копейки для последующего перечисления в доход федерального бюджета.

Взыскать с Коржакова А. А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 832 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Дроздов С.А.

2-1260/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "РТ-Инвест Транспортные системы"
Ответчики
Коржаков Артем Александрович
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Дроздов Сергей Алексеевич
Дело на сайте суда
safonovo.sml.sudrf.ru
01.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2019Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019Судебное заседание
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Подготовка дела (собеседование)
03.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019Судебное заседание
20.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее